Публикации Познавательно-творческий проект "Интерактивные музыкально-дидактические игры для дошкольников"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Познавательно-творческий проект "Интерактивные музыкально-дидактические игры для дошкольников"
Автор: Сытникова Галина Викторовна

Краткосрочный познавательно- творческий проект «Интерактивные музыкально-дидактические игры для дошкольников».Автор проекта музыкальный руководитель Сытникова Г.В. МБДОУ №54КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТАОбоснование практической значимости: Значимость проекта заключается в том, что мы стремимся к созданию такой системы, при которой отсутствие специального музыкального образования воспитателей и родителей, а также специального оборудования и пособий не являются препятствием для применения интерактивных музыкально-дидактических игр в группе и дома. Использование этой системы, где воспитатели и дети получат возможность придумывать новые интерактивные музыкально-дидактические игры по аналогии со знакомыми, на основе приобретённого опыта, используя при этом детские музыкальные инструменты, предметы домашнего обихода, природные объекты, игровые пособия и игрушки, составляющие предметную развивающую среду.ТИП ПРОЕКТА: познавательно-творческий по количеству участников – групповой по направленности – познавательно-творческий по длительности — краткосрочный УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети старшей группы № 5; музыкальный руководитель; воспитатели; родители.СРОК ПРОВЕДЕНИЯ: сентябрь 2020г. - ноябрь 2020г. (три месяца)АКТУАЛЬНОСТЬ Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. В.А.СухомлинскийМузыкально-дидактические игры являются одним из главных средств развития музыкальной деятельности детей. Они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают неограниченные возможности и свободу применения полученных знаний в жизненной практике.Условия информатизации дошкольного образования открывают новые возможности и для организационных форм музыкального воспитания детей. Важность проекта заключена в том, что использование музыкально-дидактических игр не сводиться к обучению музыкальным навыкам и знаниям, а используется для формирования художественно-эмоционального познания действительности и мышления. При этом значительное место принадлежит формированию у дошкольников заинтересованности в овладении новыми знаниями и созданию условий для всестороннего гармоничного развития личности. Очень важно организовать процесс музыкальной деятельности так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом участвовал в нем. Помочь музыкальному руководителю и воспитателю в решении этих непростых задач может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.ПРОБЛЕМА.Проведение опроса родителей воспитанников ДОУ, показали недостаточную осведомлённость о использовании интерактивных музыкально-дидактических игр в деятельности детей в музыкально-эстетическом воспитании.Воспитатели и родители зачастую не имеют специального музыкального образования, что создаёт определённые трудности при организации интерактивных музыкально-дидактических игр в группе и в домашних условиях. Однако современные образовательные программы обозначают роль в развитии музыкальных способностей детей воспитателей, семьи и музыкальных руководителей как равнозначнуючто вызывает необходимость перехода из позиции потребителя (родители) и наблюдателя (воспитатели) в позицию полноправных участников процесса развития музыкальных способностей. Для этого необходимо разделить музыкально-дидактические игры на две группы. Первая группа игр-игры, применяемые музыкальными руководителями. Вторая группа игр-игры, не требующие специальной музыкальной подготовки и оборудования, доступные для применения в работе воспитателями групп. А также дать воспитателям и родителям необходимые консультации и рекомендации по организации интерактивных музыкально-дидактических игр в группе и дома.ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: создание благоприятных условий для развития музыкально-творческих способностей детей; выявить значение развивающей функции интерактивных музыкально-дидактических игр в развитии музыкально-творческих способностей детей; развивать и поддерживать познавательную активность воспитанников; развивать слуховое восприятие, музыкальную отзывчивость;ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: обогащение музыкально-слухового опыта детей; создание условий взаимодействия музыкального руководителя с воспитателями и родителями по вопросам применения интерактивных музыкально-дидактических игр и в ДОУ и в домашних условиях ; поддерживать инициативу и стремление к знакомству с разновидностями интерактивных музыкально-дидактических игр; развивать воображение, фантазию, творческие способности.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫДля педагогов: - повышение уровня компетентности в музыкальной деятельности; - изменения в организации воспитательно-образовательного процесса; - наличие банка интерактивных музыкально-дидактических игр. - пополнение дидактических средств обучения (игры, презентации).- творческое использование интерактивных музыкально-дидактических игр в разных видах деятельности. Для детей: - проявление интереса к музыкальной культуре; - активизация эмоциональной отзывчивости в самостоятельной деятельности; - проявление творческого самовыражения. Для родителей: - повышение музыкальной культуры; - эстетическое развитие ребенка в условиях семейного воспитания;ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТА. Создание условий для активной самостоятельной музыкальной деятельности детей в группах; индивидуальная и групповая работа с детьми; организация бесед и совместной музыкальной игровой деятельности музыкального руководителя и воспитателя с воспитанниками; консультации для родителей. НЕОБХОДИМЫН УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: - предметно-развивающая среда (интерактивная доска, интерактивная пристава, ноутбук, мультимедийный проектор); - музыкальное оборудование;ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА.Материально-техническое: музыкальное оборудование; детские музыкальные инструменты; наглядное пособие к музыкально-дидактическим играм; предметно-развивающая среда (интерактивная доска, интерактивная пристава, ноутбук, мультимедийный проектор). ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.ИТОГ ПРОЕКТА- наличие банка интерактивных музыкально-дидактических игр; - пополнение дидактических средств обучения (игры, презентации); минимизация затрат на подготовку к ОД; - повышение эффективности воспитательной и образовательной деятельности; - альтернативный подход к организации педагогического процесса и решения педагогических задач;-  итоговое занятие с использование интерактивных музыкально-дидактических игр на ладовое, жанровое, звуковысотное, тембровое, ритмическое восприятие.РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА.В результате выполнения проекта у детей произошло:- развитие познавательных способностей,- развитие творческого мышления,- развитие коммуникативных навыков,- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы,- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно.ВЫВОДЫ.Таким образом, в результате работы над проектом дети ответили на проблемные вопросы, подтвердили гипотезы проекта. 1.В ходе работы с использованием интерактивных музыкально-дидактических игр - у детей проявились творческие способности, произошло развитие творческих способностей, творческой активности, развитие самостоятельности, любознательности. 2.Метод проектов можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но также стать непосредственными участниками музыкально – педагогического процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. 3. Анализ реализации проекта показал, что применение интерактивных технологий в практике работы позволило выявить, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников данный способ подачи информации обладает рядом преимуществ: Предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним. Движения, звук, мультипликация привлекают внимание ребенка. Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом активности детей. 4.Таким образом, включение метода проектов в музыкально – педагогическую деятельность активизирует процесс обучения, способствует развитию познавательного интереса у детей, расширению представлений о музыке, вовлечению каждого ребенка в творческую деятельность, развитию творческих способностей, развитию музыкальной личности: мыслящей, с развитыми музыкальными способностями, творческой, самостоятельной и владеющей всеми навыками, не растерявшей доброты и сострадания.ЛИТЕРАТУРА1.Радынова О.П. Музыкальное развитие детей Часть 1//Москва «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,1997–606 2.Головащенко О.А. Развитие творческого потенциала формирующейся личности, через проектную деятельность на уроках музыки и хорового театра. 3.Дошкольное воспитание. - № 11. - 2002. - С. 12