Публикации Натюрморт, как важная часть учебного процесса.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Натюрморт, как важная часть учебного процесса.
Автор: Лобачёва Елена Григорьевна

ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»КафедраСамостоятельная работа № 4«конспект занятия»по курсу вариативного учебного модуля«Модуль 4. Содержание деятельности педагога художественного профиля»Слушатель: Лобачёва Елена Григорьевна,педагог дополнительного образованияМОУ ДО «ЦРТДиЮ» Ровесникг. ИстраМосковской областиПреподаватель:Штанько И. В.к.п.н., доцент кафедры дополнительного образования и сопровождения детства.АСОУ2018Тема «Натюрморт»Цель и задачи:Систематизировать знания о видах и жанрах изобразительного искусства(натюрморт)Задачи урока: 1.Образовательные:отработать навыки владения карандашом;отработать навыки владения гуашью;отработать навыки правильной передачи формы.2. Развивающие:развивать умение работы в группах;Развивать зрительные представления и впечатления от натуры, чувство пропорции, соразмерности (размещение 2-4 предметов на листе крупно) развивать творческое воображение и фантазию учащихся;Ознакомить с конструкцией, сквозной прорисовкой, линейным построением, светотенью, элементами перспективы, способами рисования от общего к деталям и комбинирование деталей;Формировать графические навыки в изображении объёмных предметов простой формы и умение определять оттенки «холодных» и «тёплых» цветов с целью развития художественного вкуса и наблюдательности;Развивать умение рисовать с натуры или по представлению.3. Воспитательные:
  • воспитывать уважение к своему труду, сотрудничеству;
  • воспитывать трудолюбие, усидчивость, внимательность, аккуратность, терпение.
  • Тип урока: комбинированный.Целевые установки урока: Планируемые результаты.Личностные:-проявлять положительное отношение к учебной деятельности;- иметь представление о многообразии и красоте форм, узоров, расцветок и фактур в природе. - стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.Регулятивные:- применять и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;- ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес;- организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;- выполнять учебное действие в соответствии с заданием.Коммуникативные:- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками;- работать индивидуально;- допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.Оборудование: листы бумаги, карандаш, резинка, гуашь, кисти, баночка с водой.Формы работы: индивидуальная, фронтальная Методы:1.Словесные методы: объяснение, описание, разъяснение.2.Наглядный методОборудование:Для учителя – натурная постановка (натюрморт на фоне белого листа), таблица «Натюрморт (поэтапная работа)», наброски с натуры овощей и фруктов (детские работы)Для учащихся –гуашь, бумага, кисти, графические материалы, ластики, тряпочка, банка с водой.Зрительный ряд:И.Машков «Фрукты на блюдце», А.Лентулов «Натюрморт», В.Ван Гог «Подсолнухи», К.Коровин «Натюрморт. Цветы и фрукты».Ход урока:
  • Организация класса.
  • Вводная беседа.
  • Вспомнить жанры изобразительного искусства. Далее рассматривается один из жанров искусств – натюрморт.(демонстрируются иллюстрации)Если видишь на картинеЧудо-вазу на столе,В ней стоит букет красивыхБелоснежных хризантем;Стоит множество посуды,И стеклянной и простой,Может, чашка или блюдцеС золочёною каймой.А ещё и так бывает:Нарисована там дичь.В завершении положимСпелых персиков и слив.А ещё в картине можетНарисованным быть торт.И поэтому картинаНазовётся натюрморт.Натюрморт – (в переводе с фр. – мёртвая природа) – изображение неодушевлённых предметов. Этим словом называют сложный и разнообразный жанр изобразительного искусства, а также отдельные произведения, художественно воспроизводящие домашнюю утварь, музыкальные инструменты, цветы, фрукты, овощи, битую дичь и другие неодушевлённые предметы. Возник натюрморт в связи с развитием реализма в живописи и по мере расширения технических и познавательных возможностей художников определился в XVII веке как самостоятельный жанр.Натюрморт выполняет различные функции. Например,:- декоративный – запечатляет красочность, изящество и пышность природных форм, несколько утрируя и преобразуя их, украшает интерьер;- символический – изображаются свечи, череп, песочные часы и др. предметы – символы, натюрморт напоминает о быстротечности человеческой жизни, времени.Натюрморт говорит о жизни людей разных времён; даже рисуя неодушевлённые предметы, можно многое выразить, сказать о жизни людей. - Что вы можете рассказать, глядя на этот натюрморт?Загадки:Шесть фарфоровых подругНа скатёрке встали в круг,Захотели вечеркомНас попотчевать чайком. (Чашки)Блестит ярко мой мундир,На столе я – командир.Знают чашки, чайник;Я большой начальник. (Самовар)Две сестры: одна большая,Кашу манную мешает.Ну а меньшая сестрёнкаЧай помешивает звонко. (Ложка)Само с кулачок,Красный бочок,Потрогаешь – гладко,А откусишь – сладко! (Яблоко)Золотая головаВелика, тяжела.Золотая головаОтдохнуть прилегла.Голова прилегла,Только шея тонка. (Тыква)Золотое решето чёрных домиков полно. (Подсолнух)Летом в огороде, свежие, зелёные,А зимою в бочке жёлтые, солёные.Отгадайте, молодцы,Как зовут нас? (Огурцы)На сучке висят шары,Посинели от жары. (Слива) - Рассмотрим иллюстрации, репродукции и ответим на вопросы:- Что такое натюрморт?- Какие натюрморты на репродукциях вам нравятся больше и почему?? Назовите авторов картин.- Какие цвета (тёплые или холодные) преобладают в них? Почему?- Что объединяет все предметы одного натюрморта? (Тема, принадлежность)- Почему в изображении плодов краски различаются по светлоте: одни светлее, другие темнее?- Как художники передают объём овощей и фруктов на плоской поверхности картин? Почему более светлые мазки на всех плодах, предметах располагаются с одной стороны, а тёмные – с другой? Какую роль здесь играет солнечный свет? (солнечный свет, освещая предметы, делает их с одной стороны светлыми (это свет), с другой – тёмными (тень). Свет и тень помогают передать объёмное изображение предметов, их реальность.) III. Работа учащихся над заданием.2. Натюрморт с натуры. - У нас сегодня натюрморт из овощей и фруктов. Тема эта «вкусная» и рисовать её очень приятно. Каждый фрукт и овощ имеет основную форму, цвет, которые нужно увидеть. Они могут совпадать у разных фруктов и овощей, но цвет и детали присущи им свои.Последовательность выполнения работы:
  • На подготовительном этапе карандашом очень светлыми линиями наметим контуры всех предметов. Желательно рисовать без исправления резинкой, во всяком случае, не злоупотреблять ею, т.к. разрушенная резинкой фактура бумаги темнит и глушит цвет. Такими же тонкими линиями отметим границы бликов и теней всех предметов натюрморта и среды.
  • На первом этапе работы краской начнём с общей цветовой характеристики натюрморта, для этого приготовим малонасыщенную смесь – колер, который прозрачным слоем нанесём на все части рисунка, исключая блики.
  • На втором этапе живописи моделируется объёмная форма всех предметов и передаётся их освещённость. Отдельными мазками усиливаем насыщенность цвета освещённых сторон. Цвет теней сплошной, на него влияет среда. Их прокладывают прозрачными, но более тёмными красками. Каждый мазок, положенный для изображения теней, должен быть взят относительно цвета примыкающих к нему поверхностей других предметов и других теней по цветовому тону, насыщенности и светлоте.
  • На третьем этапе работы продолжаем моделирование объёмной формы и пространства более тонкими оттенками цвета. Всякий положенный на бумаге мазок сверяем с натюрмортом, попеременно переводя глаз то на изображение, то на натуру. Это позволяет увидеть, передана ли цветовая пропорция, которая есть в натуре. Изображение цветовых оттенков на свету, полутени, тени постепенно приводит к тонкой моделировке формы, к изображению пространства и освещённости.
  • На последнем этапе все цвета обобщаем, если надо, выделяем какие-то части более насыщенным цветом, а чрезмерно яркие, вырывающиеся из общей цветовой гаммы, гасим. Рисунок завершён.
  • Итоги урокаПросмотр и анализ выполненных работ. Отметить красиво найденные сочетания цветов в передаче характера предметов натуральной постановки.Анализ общих ошибок.Уборка рабочих мест. Использованная литература:
  • Б.М.Неменский «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-4 класс Москва «Просвещение»2008 год