Публикации «РАБОТА УЧИТЕЛЯ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «РАБОТА УЧИТЕЛЯ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Автор: Файзрахманова Ландыш Фаилевна

Автор: Файзрахманова Ландыш ФаилевнаОрганизация: МБОУ «Высокогорская СОШ № 4 им. Г.Баруди Высокогорского МР Республики Татарстан»Населенный пункт: Республика Татарстан, с. Высокая Гора«РАБОТА УЧИТЕЛЯ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» В современной системе образования одним из приоритетных направлений становится работа с одарёнными и талантливыми детьми. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для самого одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом.Одарённые, талантливые дети – это высокий потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными детьми является крайне необходимой.Младший школьный возраст – это период впитывания, накопления и усвоения знаний. Перед учителем начальных классов стоит основная задача - способствовать развитию каждой личности, каждый день находить радость в общении с детьми, нести ответственность за их будущее. Дать почувствовать каждому ребенку радость от маленьких открытий.Часто про одаренных и талантливых людей говорят, что в них есть «Искра Божья». Но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении многих лет педагогической деятельности занимаемся развитием и воспитанием одаренных детей. Постоянная и кропотливая работа с обучающимися приносит свои плоды.Выявление одарённых детей, развитие степени их одарённости должно начинаться уже в начальный период обучения. Работа с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений деятельности школы. Следует помнить, что как бы не был одарен ребенок, его нужно учить и развивать. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Для этого должна быть выстроена целая система работы. Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты: выявление одаренных детей; развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся на уроках; развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа, проектная деятельность); создание условий для всестороннего развития одаренных детей. Одарённые дети имеют ряд особенностей: они настойчивы в поиске ответов, очень любознательны, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Чтобы у таких детей развивать их природные задатки и поддержать интерес, мы используем творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи. Например, для развития логического нестандартного мышления, внимания, памяти, эрудиции, творческих способностей детей, мы используем упражнения на развитие мышления (головоломки, ребусы, примеры с секретом, магические квадраты); логические задачи; олимпиадные и конкурсные задания. В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.Большое внимание придаём вовлечению талантливых детей во внеурочную деятельность. Ежегодно в нашей школе проводятся предметные недели, в рамках которых обучающиеся могут проявить себя в различных викторинах, конкурсах или в той или иной предметной области. В рамках предметной недели могут проводиться олимпиады; нетрадиционные уроки; внеклассные мероприятия на параллели учебных классов, научно-познавательные мероприятия. Одна из форм работы с одарёнными детьми – научно-исследовательская деятельность, выполнение творческих проектов развивают аналитические способности, формируют способность принимать решения, повышают конкурентоспособность. Ведь ни для кого не секрет, что в современном мире без подобных умений просто не обойтись!Важнейшей формой работы с одарёнными детьми являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одарённых детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Мы с детьми постоянно участвуем в очных и заочных олимпиадах, регионального, всероссийского и международного уровня («Русский медвежонок», «Кенгуру», «Астра», «Эверест», «Эрудит», «Умный совёнок»). Есть неплохие результаты. Не секрет, что победа в любой олимпиаде – это и есть высший показатель детской одаренности. Поэтому, наша школа с удовольствием участвует в них. Мы поощряем детей грамотами и дипломами, благодарностями. Награждение проходит торжественно на общей линейке учащихся начальной школы, что является особо значимым для наших детей. Награды собираются в портфолио. Всем известно, что одной из функций портфолио является создание условий для анализа личных достижений и результатов обучающегося в различных областях школьной и внешкольной жизни и творчества; т.е. накопительная оценка успешности. Таким образом, нам легко отследить уровень ученика. Работу по подготовке к олимпиадам мы проводим в течение всего учебного года. С талантливыми детьми мы занимаемся после уроков: выполняем нестандартные задания, занимаемся исследовательской работой, принимаем участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах. Одаренный, талантливый ребенок - это, прежде всего ребенок. Как и другим детям, ему нужна ласка, любовь, внимание и помощь близких. Создать среду, которая обеспечит успешное развитие ребенка, уважение его точки зрения, любопытства, поощрение его интересов, даже если эти интересы не всегда понятны взрослым, - задача педагогов и родителей. Всегда важно найти время радоваться ребенку. Не стоит забывать о том, что одаренному ребенку нужен тот же опыт в общении и деятельности, что и всем, но только в большей мере. Одаренному ребенку нужна и дисциплина, и возможность делать ошибки и брать на себя ответственность. Следует помнить, что одаренный ребенок уже в очень раннем возрасте склонен к очень серьезным размышлениям, интересуется глобальными проблемами, о которых часто говорят взрослые, устанавливает для себя высокие критерии, стремится к совершенству, в любом вопросе доходит до самой сути. Дети быстро взрослеют. Жить самостоятельно и успешно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А каждый ребенок талантлив по-своему. Выявление и воспитание одаренных, талантливых детей, безусловно, важный вопрос. Наша задача – так построить учебную и внеурочную деятельность, воспитательную работу, чтобы любые индивидуальные особенности детей, содержащие в себе ростки опережающего развития в той или иной области, были замечены, развиты и реализованы в нашей педагогической деятельности с этими детьми.Список использованных источников:1. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000.2. Савенков. А.И. Одаренные дети в школе и дома. – М., 2000.3. Тэкэкс К., Карне М. Одаренные дети. – М., 1991