Публикации
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука "Р" в подготовительной группе
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука "Р" в подготовительной группе
Автор: Силина Наталья Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука "Р" в подготовительной группе
Автор: Силина Наталья Николаевна
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения. Тема: Автоматизация звука [Р]. Цель: Автоматизация звука [Р]. Задачи: 1. Образовательные: - уточнить представления ребёнка о звуке [Р].2. Коррекционно-развивающие: - развивать подвижность артикуляционного аппарата; - уточнить представления об артикуляционном укладе звука [Р]; - развивать фонематический слух на звук [Р]; - развивать фонематическое восприятие; - развитие речевого дыхания; - развитие мелкой моторики; - автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях, тексте.3. Воспитательные: - формировать положительную мотивацию на занятии; - воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься. Оборудование: большое зеркало, письмо, картинки артикуляционных упражнений со стихами, карточки для анализа артикуляции звука, фишки синего и красного цвета, мяч, ватный шарик. Ход занятия.1. Орг. момент. Сегодня утром я получила письмо от детей соседнего детского сада. Они пишут, что хотели поехать в зоопарк, но Звукоедик съел звук в названиях животных и они не смогут узнать, кто в какой клетке живёт. Давай, поможем ребятам отыскать этот звук.2. Объявление темы занятия. Послушай внимательно стихотворение которое я прочитаю. (Прочесть стихотворение насыщенное звуком [Р], обращая внимание своим произношением на звук). Ранним утром кое-как Роет нору хмурый рак. Рак бы рад её не рыть, Но ведь где-то надо жить. Работать раку неохота, Не радует его работа. Скажи пожалуйста, какой звук я произносила чаще? Звук [Р]. Правильно, сегодня мы будем упражняться в правильном произнесении звука [Р].3. Артикуляционная гимнастика. Но перед тем как отправиться на поиски звука, давай потренируем язычок. «Сказка о Весёлом Язычке» Жил-был Язычок. Проснувшись рано утром, он отправился на прогулку и встретил лягушку. Подражаем мы лягушкам, тянем губы прямо к ушкам. Упр. «Лягушка» Понаблюдал Язычок за лягушкой и пошёл дальше. Видит, лошадка детей катает. Сел Язычок на лошадку и тоже поскакал. Язычком пощёлкай громко- стук копыт услышишь звонкий. Упр. «Лошадка» Спрыгнул Язычок с лошадки и побежал на качелях покачаться. На качелях я качаюсь вверх-вниз, вверх-вниз, я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз. Упр. «Качели» Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка. Я – индюк «балды-балда». Разбегайтесь кто куда. Упр. «Индюк» Вдруг подул сильный ветер, Язычок испугался и побежал домой к маме. Упр. «Фокус» А дома мама испекла блинов с малиновым вареньем. Поел Язычок блинов с вареньем, да все губы испачкал. Надо губы аккуратно облизать. Ох и вкусное варенье! Жаль, осталось на губе. Язычок я подниму И остатки оближу. Упр. «Вкусное варенье» Поел Язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить. Язычок мы к носу тянем, Чашку с чаем представляем. Упр. «Чашечка» Попил Язычок чаю из своей красивой чашки и пошёл спать. А перед сном он пошёл умываться и чистить зубки. Давай и мы с тобой почистим наши верхние зубки. Зубки нужно чистить дважды: Каждое утро и вечер каждый. Упр. «Чистим зубки»4. Произношение изолированного звука. Раз, два, повернись и в животных превратись. Изобрази сердитого тигра и покажи, как грозно он рычит (Р-р-р). Изобрази дятла, сидящего на дереве, и как он стучит по дереву (Тр-р-р, тр-р-р.) Изобрази, как мурлычет ласковая кошечка (Мур-р-р-р.) Раз, два, повернись снова в Полину превратись.5. Анализ артикуляции звука. - губы в улыбке - между зубами широкое расстояние - язычок поднят вверх и дрожит - горлышко поёт - воздушная струя сильная и тёплая. (ребёнок выкладывает карточки артикуляционного уклада звука [Р].6. Характеристика звука. Логопед: звук [Р] согласный или гласный? Ребёнок: согласный Логопед: звонкий или глухой? Ребёнок: звонкий Логопед: твёрдый или мягкий? Ребёнок: твёрдый Логопед: каким цветом обозначается? Ребёнок: синим цветом (выкладывает цветовое обозначение звука).7.Физкультминутка «Зайцы» Скачут, скачут во лесочке Прыжки на месте на двух ногах. Зайцы – серые клубочки. Руки возле груди, как лапки у зайцев, прыжки. Прыг – скок, прыг – скок – Прыжки вперёд-назад, вперёд-назад. Встал зайчонок на пенёк. Встать прямо, руки опустить. Всех построил по порядку, Стал показывать зарядку. Раз! Шагают все на месте. Шаги на месте. Два! Руками машут вместе. Руками перед собой выполняют движение «ножницы». Три! Присели, дружно встали. Присесть, встать. Все за ушком почесали. Почесать за ухом. На «четыре» потянулись. Выпрямиться. Пять! Прогнулись и нагнулись. Прогнуться, наклониться вперёд. Шесть! Все встали снова в ряд, Построиться в ряд. Зашагали как отряд. Шаги на месте.8.Развитие фонематического слуха. Игра «Поймай звук» (хлопни в ладоши когда услышишь звук [Р]) а) на уровне ряда звуков: Р Р Н Г Р З Р Р Р В Р Д Р Ж М Р Р Р б) на уровне ряда слогов: РА- ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО-РУ-АР в) на уровне слов: арбуз, окно, кефир, комар, небо, ранец, батон, ракета, робот, стакан, крот, топор, дом, пожар.9.Автоматизация звука в слогах. Попугай живущий в зоопарке очень любит играть в повторялки. Давай и мы с тобой поиграем в такую игру. Игра «Повторялки» (с пальчиками). РА-РО-РУ-РЫ РАРАРА-РАРАРА РО-РУ-РЫ-РА РОРОРО-РОРОРО РУ-РЫ-РА-РО РУРУРУ-РУРУРУ РЫ-РА-РО-РУ РЫРЫРЫ-РЫРЫРЫ10. Звуковой анализ слога «РА». Какой первый звук ты слышишь в слоге [РА]? - [Р] согласный, звонкий, твёрдый, обозначается синим цветом. Какой второй звук? - [А] гласный, обозначается красным цветом. (выкладывание цветовых обозначений на каждый звук) Сколько всего звуков в слоге [РА]? ( два).11.Автоматизация звука в словах. А медведи в зоопарке очень любят в мяч играть. Игра «Один – много» (с мячом). Рак – раки тигр -… рог -… Рысь -… крот -… корова -… Рыба -… краб -… ворона -… Звуковой анализ слова (начало, середина, конец). Игра «Голова, живот, ноги». Логопед называет слова со звуком [Р], а ребёнок указывает на часть тела, в зависимости от местоположения звука. Ракушка, баран, комар, жираф, ветер, рысь, грач, рыжик, норка, рыба.12. Автоматизация звука в предложении. Прошёл дождь и над зоопарком повисло разноцветное коромысло (Радуга). Игра «Изменяй предложения». Я люблю разноцветную радугу. Ты… Он… Она… Мы… Вы… Они…13. Автоматизация звука в тексте. Повтори двустишия о животных. «Ловко и красиво ввысь «Как громаден носорог, Прыгает по веткам рысь». Впереди огромный рог». «Хоть высокий жираф, «Вот прыжок у кенгуру - Но склоняется до трав». Десять метров он в длину». Игра «Отгадай слово» А сейчас я буду называть слова, в которых Звукоед съел звук, а ты внимательно слушай, подставляй звук и называй слова правильно. _ак – рак, к_аб, ко_ова, _ыба, со_ока, кенгу_у, ба_ан. Молодец, мы нашли с тобой звук, теперь дети смогут поехать в зоопарк и прочесть названия всех животных.14. Итог занятия.Какой звук мы сегодня произносили больше всего? (звук [Р]). Уточняем артикуляцию звука: что делали губки, зубки, где был язычок, какая была воздушная струя, пело горлышко или нет.15. Оценка речевой деятельности. Ты прекрасно сегодня работала, правильно произносила звук.16. Домашнее задание. Заучить двустишия про животных. Проговаривать чистоговорки, чётко произнося звук [Р]. Ра-ра-ра – высокая гора. Ра-ра-ра – глубокая нора. Ро-ро-ро – новое перо. Ру-ру-ру – скачет кенгуру. Ру-ру-ру – коза грызёт кору. Ры-ры-ры – полетели комары.