Публикации ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В ДОУ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В ДОУ
Автор: Чумарова Ольга Викторовна

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В ДОУПесочная терапия представляет собой игру с песком как один из способов развития ребенка. С песочной терапией малыши знакомы с самого раннего детства, ведь самого детства они играют в песочнице, и их первые слова, первое общение у них происходят именно в песочнице. Таким образом, игры с песком помогают детям раскрепоститься, снимают мышечную напряженность, развивают мелкую моторику рук, развивают творческие способности. Играть с песком можно как на улице так и в помещении. Хорошо иметь для таких игр большой набор миниатюрных игрушек, вариантов упражнений огромное количество. Можно оставлять отпечатки ладошек, кулачков, создавать узоры и рисунки, писать буквы и целые слова, просеивать песок сквозь пальцы, строить замки и рыть пещеры, закапывать предметы. Игра с песком –это доступная для каждого малыша форма деятельности. Проигрывая, впечатлившие его ситуации с помощью песка и игрушек, создавая картины собственного внутреннего мира из песка, малыш освобождается от напряжения. Современные наблюдения психологов подтверждают, что именно первые и совместные игры ребенка в песочнице с песком могут наглядно показать родителям особенности развития и поведения их детей. Игра с песком - одно из самых любимых и интересных занятий детей. Ребенок сам тянется к песку, и надо только направить эту тягу на творческую составляющую, и, таким образом, из обычного и непринужденного ковыряния в песке получается образовательный процесс. Песочная терапия дает детям прекрасную возможность для их самовыражения и развития творческих способностей в ребенке, а также действенный и простой способ научиться выражать свои эмоции, чувства и переживания.Ребенок рисует на песке и его сюжеты сменяются один за другим, он сам придумывает и озвучивает героев, представляет себя художником, режиссером и актером одновременно. Психологи относят песочную анимацию к терапевтическим занятиям, работа с любыми сыпучими материалами снимает стресс и напряжение, а также способствует развитию внимания, памяти и образного мышления. Известные релаксационные свойства песка можно усилить за счет подключения цвета. Рисование песком в цветовой песочнице является одним из самых популярных методов арт-терапии в работе с глубокой психологической и психической проблематикой.На психокоррекционных занятиях цветовая песочница используется для развития образного мышления ребенка, мелкой моторики, а также развития творческого потенциала личности.При проведении занятий по рисованию на песке нет никаких утвержденных законодательных норм, но при этом желательно соблюдение ряда общих рекомендаций. Световой стол следует установить на большом и прочном столе и на прочных ножках. Высота стола должна обеспечивать комфортные условия для работы детей. Это необходимо, чтобы ребенок создавая что-либо имел твердую опору под ногами и мог ходить вокруг стола или оставаться на одном месте. Желательно чтобы дети работали стоя, в этом случае у них будет больше свободы движений. Световой стол нужно размещать в центре комнаты, к столу должен быть обеспечен доступ со всех сторон, именно в этом случае дети смогут по желанию выбрать формат будущего изображения -горизонтальный или вертикальный рисунок.Вспомогательные материалы для занятий следует размещать в маленьких корзинках или ящичков на уровне глаз ребенка. Песочная анимация предполагает работу двух рук одновременно. Работа всегда начинается с создания фона, для этого нужно набрать песок в руку и равномерно тонким слоем рассыпать его по стеклу. Рисовать сказки на песке можно кулачком, ладошкой, проводить линии одним пальцем или сразу всеми. Песочная анимация не требует больших затрат, нужен лишь чистый речной или морской песок и толстое стекло. Песок можно заменить солью, гречневой крупой или кофе, а световой короб можно заменить любой горизонтальной поверхностью. Такие занятия проводят в спокойной обстановке и под приятную музыку, а когда ребенок научится красиво рисовать можно снимать свой собственный анимационный фильм.Еще одна новая техника в арт-терапевтическом подходе, которая возникла на основе современного очень интересного материала под названием kinetic sand, т.е. “движущийся” (“живой”) песок. Он обладает особыми свойствами пластичности и в этом смысле чем-то похож на пластилин, на глину, на фракцию влажного или полувлажного песка. Этот удивительный материал создан совсем недавно в 2013 году шведскими учеными, они соединили чистый кварцевый песок и полимерные материалы в определенных соотношениях и это дало возможность удерживать песчинки. Кинетический песок сразу завоевал сердца детей, ведь это уникальная возможность иметь дома песочницу круглый год! Такой песок напоминает мокрый пляжный, из которого можно строить различные фигуры, но он не высыхает, не пачкает руки и не засоряет дом, потому что его песчинки склеены полимером. Этим он нравится и родителям, ведь его не надо выметать по всему дому!Польза от игры с таким песком очевидна - развитие мелкой и крупной моторики рук, творческого , представления об окружающем мире, стабилизация нервной системы человека (и ребёнка, и взрослого).С помощью кинетического песка можно безболезненно выплеснуть наружу свою агрессивную энергию, разрядить напряжение, а также развивать творческое .Игры с кинетическим песком представляет собой прекрасную возможность ребенку выразить свое детское отношение к окружающему его миру, также дает возможность найти то, что беспокоит и тревожит его, позволяет рассыпать на мельчайшие песчинки образ, который пугает и травмирует ребенка. Игры с песком положительно влияют на эмоциональное самочувствие дошкольников, при этом снижают уровень тревожности, это позволяет создать детям обстановку внешней безопасности и внутренней защищённости, а также оказание ему максимальной поддержки.Замечено, что кинетический песок очень эффективен при работе с агрессивными, гиперактивными, застенчивыми и «зажатыми» детьми, а также с детьми, которым требуется серьезное развитие усидчивости, памяти, концентрации внимания, развитие коммуникативных навыков и речи, умения связывать собственную деятельность с ее результатом.Доказано на практике, что игра с кинетическим песком снимает стресс, способствует расслаблению, активизирует воображение и мышление. Даже короткая разминка рук с помощью кинетического песка помогает отдохнуть морально, повышает работоспособность, при этом дарит новые ощущения и положительные эмоции.Этот материал гиппоаллергенен и не токсичен, поэтому может быть использован в работе с самыми маленькими детьми от 3-х лет. Литература:1. Грабенко Т.М, Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.2. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010.