Публикации "Применение элементов дистанционного обучения в современном образовательном процессе по предмету «Технология». Актуальность дистанционного обучения"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Применение элементов дистанционного обучения в современном образовательном процессе по предмету «Технология». Актуальность дистанционного обучения"
Автор: Лопатько Зинаида Ивановна

Применение элементов дистанционного обучения в современном образовательном процессе по предмету «Технология».Актуальность дистанционного обученияВ современных условиях растет необходимость формирования гибкой распределенной системы непрерывного образования, с помощью которой обеспечивается доступ человека к мировым ресурсам информации и базам данных и возможность непрерывно в течение жизни повышать свои профессиональные навыки. Такая система позволяет человеку быть профессионально мобильным и творчески активным. Эту возможность обеспечивает дистанционное образование, которое является одним из наиболее активно развивающихся направлений. Одним из важнейших требований, предъявляемых сегодня к системе образования, является доступность, понимаемая, в том числе, как наличие вариантов программ для разных групп школьников, то есть создание условий, обеспечивающих полноту удовлетворения их образовательных запросов.Практика показывает, что таких детей сегодня в образовательных учреждениях города достаточно много. Можно выделить несколько групп обучающихся, нуждающихся в особых формах организации образования:
  • Дети с ограниченными возможностями, которые в силу особенностей протекания заболевания не могут посещать школу.
  • Дети с хроническими заболеваниями, часто болеющие дети, вынужденные длительное время пропускать занятия в школе.
  • Дети, активно вовлеченные в занятия системы дополнительного образования. Это, как правило, одаренные дети, активно занимающиеся творчеством, посещающие художественные, музыкальные, театральные и иные школы, участники творческих коллективов, занятые в репетициях, концертах, участвующие в гастрольных поездках и пр. и в силу этого регулярно вынужденные пропускать занятия в школе.
  • Учащиеся 10-11 классов, готовящиеся к поступлению в вузы.
  • Учащиеся, заинтересованные в углубленном или расширенном изучении отдельных курсов, в том числе в рамках программы профильного обучения.
  • Цель дистанционного обучения - повышение уровня доступности качественного образования для различных категорий обучающихся и педагогов, у которых ограничены возможности для его получения в силу различных причин, связанных с субъективными и объективными условиями.Дистанционное обучение – это процесс приобретения знаний, основанный на применении современных информационных и телекоммуникационных технологий. Оно представляет собой обучение на расстоянии, без личного контакта между преподавателем и учащимся.Дистанционное обучение (ДО) – это способ обучения, характеризующийся рядом специфических черт:
  • взаимной пространственной удаленностью обучающихся, обучающих и источников информации;
  • набором специальных технологий, обеспечивающих двунаправленное взаимодействие субъектов образовательной деятельности и источников информации;
  • сочетанием синхронных и асинхронных технологий обучения и общения (on-line или off-line технологии);
  • ориентацией на самостоятельную образовательную деятельность обучающихся.
  • В процессе проведения обучения в дистанционном режиме используются все основные типы информационных услуг:
  • электронная почта;
  • телеконференции;
  • пересылка данных (FTR- серверы);
  • гипертекстовые среды (WWW – серверы);
  • ресурсы мировой сети Интернет (страницы World Wide Web, базы данных, информационно-поисковые системы);
  • видеоконференции.
  • Формы организации дистанционного обученияЧат-занятия – учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.Веб-занятия – дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей “Всемирной паутины”.Телеконференции – проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой.Взаимосвязь с современными педагогическими технологиямиОдним из перспективных направлений развития дистанционного образования является взаимопроникновение идей информационных технологий и передовых педагогических технологий. В современных педагогических концепциях обучение перестает рассматриваться только как процесс передачи знаний от учителя ученику, как процедура выработки необходимых знаний и умений, хотя разумеется, упомянутые элементы учебного процесса полностью не отрицаются.Дистанционное образование легко встраивается в наиболее простые по уровню применяемых педагогических подходов образовательных курсов. В дистанционном режиме можно осуществлять пересылку учебных материалов. При этом можно передавать по телекоммуникационным каналам не только текстовую информацию, но и видеоматериалы. Так же не представляет особого труда контролировать уровень усвоения учебного материала через систему тестов и контрольных вопросов для учащихся. Для этих целей можно использовать системы компьютерного тестирования и обработки результатов. В то же время элементы дистанционного обучения с успехом можно применять и при инновационных формах обучения, ориентированного на развитие творческих способностей учащихся.Достоинства дистанционного обучения
  • Возможность обучаться в любое время, в своем темпе, в любом месте
  • Учеба без отрыва от основной деятельности
  • Высокие результаты обучения
  • Мобильность
  • Доступность учебных материалов
  • Обучение в спокойной обстановке
  • Удобство для учителя
  • Индивидуальный подход
  • Недостатки дистанционного обучения
  • Необходима сильная мотивация
  • Дистанционное образование не подходит для развития коммуникабельности
  • Недостаток практических знаний
  • Недостаточная компьютерная грамотность
  • Опыт моей работы с учащимися показал, что этот способ обучения достаточно эффективен в следующих случаях:
  • выполнение проектов и исследовательских работ;
  • работа с детьми – инвалидами или часто болеющими;
  • работа с одаренными детьми ( индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня);
  • Время, отводимое на консультации с учителем, порой бывает недостаточно, поэтому очень удобно ученику и учителю общаться и решать возникающие вопросы по Интернету. Ученик и учитель в этом случае обмениваются адресами электронной почты.В состав моих дистанционных материалов входят:
  • Подача теоретического материала:- мультимедиа;-описание практической работы.
  • Проверка усвоения подачи материала:
  • - отчет по практической работе; - вопросы (домашние задания)
  • Общение учащихся с учителем и между собой:
  • - Вопросы по заданию (off-line) ; - E-mail.