Публикации
"Применение элементов дистанционного обучения в современном образовательном процессе по предмету «Технология». Актуальность дистанционного обучения"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Применение элементов дистанционного обучения в современном образовательном процессе по предмету «Технология». Актуальность дистанционного обучения"
Автор: Лопатько Зинаида Ивановна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Применение элементов дистанционного обучения в современном образовательном процессе по предмету «Технология». Актуальность дистанционного обучения"
Автор: Лопатько Зинаида Ивановна
Применение элементов дистанционного обучения в современном образовательном процессе по предмету «Технология».Актуальность дистанционного обученияВ современных условиях растет необходимость формирования гибкой распределенной системы непрерывного образования, с помощью которой обеспечивается доступ человека к мировым ресурсам информации и базам данных и возможность непрерывно в течение жизни повышать свои профессиональные навыки. Такая система позволяет человеку быть профессионально мобильным и творчески активным. Эту возможность обеспечивает дистанционное образование, которое является одним из наиболее активно развивающихся направлений. Одним из важнейших требований, предъявляемых сегодня к системе образования, является доступность, понимаемая, в том числе, как наличие вариантов программ для разных групп школьников, то есть создание условий, обеспечивающих полноту удовлетворения их образовательных запросов.Практика показывает, что таких детей сегодня в образовательных учреждениях города достаточно много. Можно выделить несколько групп обучающихся, нуждающихся в особых формах организации образования:Дети с ограниченными возможностями, которые в силу особенностей протекания заболевания не могут посещать школу. Дети с хроническими заболеваниями, часто болеющие дети, вынужденные длительное время пропускать занятия в школе. Дети, активно вовлеченные в занятия системы дополнительного образования. Это, как правило, одаренные дети, активно занимающиеся творчеством, посещающие художественные, музыкальные, театральные и иные школы, участники творческих коллективов, занятые в репетициях, концертах, участвующие в гастрольных поездках и пр. и в силу этого регулярно вынужденные пропускать занятия в школе. Учащиеся 10-11 классов, готовящиеся к поступлению в вузы. Учащиеся, заинтересованные в углубленном или расширенном изучении отдельных курсов, в том числе в рамках программы профильного обучения. Цель дистанционного обучения - повышение уровня доступности качественного образования для различных категорий обучающихся и педагогов, у которых ограничены возможности для его получения в силу различных причин, связанных с субъективными и объективными условиями.Дистанционное обучение – это процесс приобретения знаний, основанный на применении современных информационных и телекоммуникационных технологий. Оно представляет собой обучение на расстоянии, без личного контакта между преподавателем и учащимся.Дистанционное обучение (ДО) – это способ обучения, характеризующийся рядом специфических черт:взаимной пространственной удаленностью обучающихся, обучающих и источников информации; набором специальных технологий, обеспечивающих двунаправленное взаимодействие субъектов образовательной деятельности и источников информации; сочетанием синхронных и асинхронных технологий обучения и общения (on-line или off-line технологии); ориентацией на самостоятельную образовательную деятельность обучающихся. В процессе проведения обучения в дистанционном режиме используются все основные типы информационных услуг:электронная почта; телеконференции; пересылка данных (FTR- серверы); гипертекстовые среды (WWW – серверы); ресурсы мировой сети Интернет (страницы World Wide Web, базы данных, информационно-поисковые системы); видеоконференции. Формы организации дистанционного обученияЧат-занятия – учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.Веб-занятия – дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей “Всемирной паутины”.Телеконференции – проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой.Взаимосвязь с современными педагогическими технологиямиОдним из перспективных направлений развития дистанционного образования является взаимопроникновение идей информационных технологий и передовых педагогических технологий. В современных педагогических концепциях обучение перестает рассматриваться только как процесс передачи знаний от учителя ученику, как процедура выработки необходимых знаний и умений, хотя разумеется, упомянутые элементы учебного процесса полностью не отрицаются.Дистанционное образование легко встраивается в наиболее простые по уровню применяемых педагогических подходов образовательных курсов. В дистанционном режиме можно осуществлять пересылку учебных материалов. При этом можно передавать по телекоммуникационным каналам не только текстовую информацию, но и видеоматериалы. Так же не представляет особого труда контролировать уровень усвоения учебного материала через систему тестов и контрольных вопросов для учащихся. Для этих целей можно использовать системы компьютерного тестирования и обработки результатов. В то же время элементы дистанционного обучения с успехом можно применять и при инновационных формах обучения, ориентированного на развитие творческих способностей учащихся.Достоинства дистанционного обученияВозможность обучаться в любое время, в своем темпе, в любом месте Учеба без отрыва от основной деятельности Высокие результаты обучения Мобильность Доступность учебных материалов Обучение в спокойной обстановке Удобство для учителя Индивидуальный подход Недостатки дистанционного обучения Необходима сильная мотивация Дистанционное образование не подходит для развития коммуникабельности Недостаток практических знаний Недостаточная компьютерная грамотность Опыт моей работы с учащимися показал, что этот способ обучения достаточно эффективен в следующих случаях:выполнение проектов и исследовательских работ; работа с детьми – инвалидами или часто болеющими; работа с одаренными детьми ( индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня); Время, отводимое на консультации с учителем, порой бывает недостаточно, поэтому очень удобно ученику и учителю общаться и решать возникающие вопросы по Интернету. Ученик и учитель в этом случае обмениваются адресами электронной почты.В состав моих дистанционных материалов входят:Подача теоретического материала:- мультимедиа;-описание практической работы. Проверка усвоения подачи материала: - отчет по практической работе; - вопросы (домашние задания)Общение учащихся с учителем и между собой: - Вопросы по заданию (off-line) ; - E-mail.