Публикации Игровые технологии на уроках в начальной школе

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игровые технологии на уроках в начальной школе
Автор: Бастина Елена Петровна

МОБУ СОШ «Агалатовский ЦО»Всеволожский районЛенинградская обл.Учитель начальных классовБастина Елена Петровна"Игровые технологии на уроках в начальной школе"Игровым технологиям я уделяю большое внимания, т.к. игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предметов.  То есть, если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики – проблему мотивации учебной деятельности. Для детей младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия. В игре их сначала привлекает поставленная задача, трудность, которую нужно преодолеть, затем – радость открытия, когда они ощущают, что преодолели препятствие.Игры подразделяются на творческие и игры с правилами. Творческие игры включают: театральные, сюжетно-ролевые и строительные игры. Игры с правилами – это дидактические, подвижные, музыкальные игры и игры–забавы.Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Современный урок требует от учителя начальных классов включать в структуру занятия игровые технологии. В педагогической игре всегда есть учебная цель и педагогические результаты, которые можно выделить и обосновать. Чтобы игровые технологии на уроке были результативны, педагог сочетает их с обычными упражнениями и использует систематически. Игру применяют на уроке как самостоятельную технологию, чтобы дети освоили понятие, тему или раздел учебного предмета, либо как элемент иной технологии или фрагмент урока: введения, объяснения, закрепления, контроля.Правила игры на урокеПедагогу следует соблюдать девять основных правил игровой технологии:1. Игра должна стимулировать мыслительную деятельность. Иначе педагогических целей не достичь.2. Правила игры необходимо формулировать просто и точно, содержание должно быть доступно обучающимся. В противном случае игра не вызовет у них интереса.3. Дидактический материал должен быть удобным.4. Когда педагог организует командную игру, результаты контролируют все ученики или жюри. Так учет результатов будет открытым и справедливым.5. Каждый ученик активно участвует в игре.6. Если на уроке проводят несколько игр, надо чередовать легкие и трудные.7. Не стоит перегружать урок играми.8. Важно следить за речью учащихся в игре: она должна быть правильной, четкой; выводы – аргументированными и краткими.9. Игру заканчивают, как только получили результат.Игра «Я работаю волшебником»Игра не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях. Например, превратить имена нарицательные в собственные.Птица орел (город Орел), цветок роза (девочка Роза), плодородная земля (планета Земля), вкусный изюм (город Изюм).Игра «Дерево ожиданий»Ученики самостоятельно формулируют свои ожидания от урока, узнают об ожиданиях других. Учитель заранее готовит большой плакат с условным «деревом». В начале занятия раздает заранее заготовленные яблоки. На них ученики пишут свои ожидания от урока и по очереди помещают их на дерево. Ожиданий может быть несколько.По мере того, как пожелания будут исполняться, т. е. яблоки начнут «созревать», можно их снимать и «собирать» в корзину.Этот метод наглядно показывает учащимся собственное продвижение вперед.Игра «Рисуночное письмо»Учитель делит класс на четыре команды. Каждая команда с помощью 1–3 рисунков кодирует информацию. Учащиеся сами придумывают сообщения и рисунки. Через две минуты команды меняются рисунками и еще две минуты разгадывают смысл рисуночного письма. Затем снова обмениваются рисунками, чтобы установить, правильно ли разгадано сообщение. Учитель может выбрать только тему для сообщения.Игра «Я беру тебя с собой»Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Учащиеся пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из ребят не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках. Игра «Испорченный телефон»Играют на этапе повторения материала. Педагог выстраивает детей в линию. Ведущий показывает карточку с изученным понятием. Полученную информацию дети передают друг другу. Последний в линейке ученик вслух произносит слово или словосочетание, которое он услышал. Учитель сверяет его с карточкой, которая находится у ведущего Кроссворды, чайнворды, ребусы.Эти виды заданий достаточно часто использую на уроках. Незаменимы кроссворды, чайнворды и другие головоломки в тех случаях, когда детям нужно дать своеобразную минутку отдыха: переключение внимания, возможность посмотреть на тему под другим углом зрения - хорошая возможность поддержать умственную активность учащихся на уроке.Кроме этого, кроссворды могут стать формой контроля на каком-либо этапе обучения. В этом случае он может быть не только предложен учащимся в готовом виде, но также и сами учащиеся могут составить кроссворд по изучаемой (изученной) теме.Ценность дидактических игр заключается и в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая друг другу и взаимно себя проверяя.Большинство видов дидактических и развивающих игр я беру из сборника «Дидактические и развивающие игры в начальной школе с применением ИКТ» из серии «Современная школа». В книге этой серии содержатся материалы, разработанные участниками «Сети творчества учителей» сообщества «ИКТ в начальной школе». В сборнике есть игровые уроки, помогающие ребенку учиться с увлечением, формирующие предметные компетенции.  Многие игры можно использовать при индивидуальной работе или фронтально с классом на интерактивной доске. Литература.
  • Игровые технологии О.А. Косино, Е.В. Губанова
  • Ступеньки творчества, или развивающие игры. М., 1990
  • Журнал “Начальная школа” № 2, 5, 8 – 2008 г.