Публикации Применение компьютерных технологий в коррекционно-логопедической работе

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Применение компьютерных технологий в коррекционно-логопедической работе
Автор: Павлова Елена Николаевна

Применение компьютерных технологий в коррекционно-логопедической работеПавлова Е.Н.,структурное подразделение «Межрайонный центр психолого-педагогической помощи детям Ракитянского и Краснояружского районов» Ракитянского районаКоррекция недостатков речи дошкольников и младших школьников требует систематических занятий. В современных условиях обучения необходимы новые технологии. Использование компьютерных технологий в специальном образовании, в частности в логопедической практике, даёт возможность повысить мотивацию и интерес детей к получению и усвоению новых знаний. Большинство дошкольников и школьников, обращающихся за помощью в структурное подразделение «Межрайонный центр психолого-педагогической помощи детям Ракитянского и Краснояружского районов», имеют проблемы в развитии речи, фонематического восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости.Особенности психологического развития детей старшего дошкольного возраста всесторонне исследовали отечественные педагоги Л.С. Выготский [1], А.Н. Леонтьев [2], B.C. Мухина [5]. Специфика развития познавательных процессов, сенсорной и интеллектуальной сферы у детей с нарушением речи обусловлена неполноценной речевой деятельностью. Коррекция недоразвития речи не может быть эффективно проведена без одновременной работы над развитием невербальных функций. Коррекция недостатков речи дошкольников и младших школьников требует систематических занятий. Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Наиболее эффективным решением этой задачи будет использование информационных компьютерных технологий. Компьютерные средства представляют для специалиста дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими речевые нарушения, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих) [3], [4]. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения включать информационные компьютерные технологии в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, способствуя развитию речевых и неречевых функций, а также предоставляя свободу выбора форм деятельности.Компьютерные игры будут способствовать эффективности логопедической работы при соблюдении следующих условий: - компьютерные игры должны соответствовать возрасту и этапу коррекционно-педагогической работы;- компьютерные игры должны не подменять традиционные формы работы, а дополнять их, способствовать вовлечению в коррекционный процесс помимо слухового - зрительный анализатор;- компьютерные игры должны отбираться с учётом реализуемых на занятиях направлений работы;- компьютерные игры должны быть интересными, красочными и способствовать повышению мотивации, интереса к занятиям.Гармоничное сочетание традиционных средств с применением компьютерных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и сократить время на преодоление речевых нарушений. Логопедический тренажер «Дельфа», программно-дидактический комплекс «Логомер», мультимедийный комплекс «Мультикид», “Игры для Тигры” представляют собой комплексную многостороннюю программу по коррекции разных сторон речи детей с речевой патологией. Позволяют работать с любыми речевыми единицами от звука до текста и решать логопедические задачи:
  • коррекция речевого дыхания;
  • коррекция силы голоса;
  • коррекция произношения гласных и согласных звуков;
  • отработка дифференциации парных глухих и звонких согласных;
  • отработка дифференциации согласных по твёрдости – мягкости;
  • работа над звукобуквенным составом слова;
  • работа над слоговой структурой слова;
  • формирование обобщенного лексического значения слова;
  • коррекция лексико-грамматической стороны речи и расширение словарного запаса;
  • работа над морфологическим значением слова;
  • предупреждение нарушений чтения и письма.
  • Игры можно применить на этапе знакомства с ребенком, в процессе диагностики или использовать их на индивидуальных, фронтальных занятиях, повышая мотивацию детей к учебно-игровой деятельности.Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. Использование на логопедических занятиях интерактивного оборудования дает возможность осуществлять индивидуальный подход к обучению каждого конкретного ребенка, учитывать его реальные возможности и зоны ближайшего развития.ЛИТЕРАТУРА
  • Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Просвещение, 2008. 309 с.
  • Леонтьев, А.Н. К теории развития психики ребенка: Психологические основы дошкольной игры // А.Н. Леонтьев. Избранные психологические произведения. Т. .: Просвещение, 1983. 281-293 с.
  • Лынская, М.И. Использование компьютерных технологий в работе логопеда // Логопедия. – 2006. – №2(12) с. 54-56.
  • Лынская, М.И. Информационные технологии в работе с безречевыми детьми //Логопед. – 2011. №3 с. 12-17.
  • Мухина, В.С., Хвостов, А.А. Возрастная психология: детство, отрочество, юность, М.: Просвещение, 2009. 167 с.