Публикации Роль литературы в формировании личности школьника

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль литературы в формировании личности школьника
Автор: Плахотина Светлана Викторовна

С.В.Плахотинаучитель русского языка и литературы МБОУ «Ярская СОШ Новооскольского района Белгородской области»Роль литературы в формировании личности школьника «У литературы одна цель – помочь человеку, дохнуть на него при чтении книги теплом и добром». В.Распутин.Проблема духовнонравственного воспитания обучающихся была всегда актуальна, а в современных условиях она приобрела особое значение. Кризис духовности, поразивший слои современного общества, остро ставит вопрос о сохранении и развитии традиционных для России нравственных ценностей и национального самосознания. Будущее нашей страны во многом определяется уровнем духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения. Поэтому одной из приоритетных задач отечественного образования является духовно нравственное воспитание обучающихся.Ученики – подростки переживают самый трудный этап своего духовного становления – этап нравственного самоопределения. Это время активного поиска жизненных и нравственных ориентиров, поэтому книги остаются ведущим средством воспитания, духовного развития. Развитие души ребёнка – главная цель учителя литературы. Именно предмет «Литература» помогает учителю в формировании таких личностных качеств обучающихся, как гуманность, доброта, чуткость. В.Сухомлинский в своих трудах отмечал, что слово «навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности». М.Горький когдато назвал предмет «Литература», «предметом человековедения», а А.Т.Твардовский определил уроки литературы, как уроки «нравственного прозрения». Русская литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной идентичности характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить. А.И.Солженицын отмечал: «Чем отличаются русские литературные герои от западноевропейских? Самые излюбленные герои западных писателей всегда добиваются карьеры, славы, денег. А русского героя не корми, не пои – он ищет справедливости и добра».Вот почему русская литература задачу свою и смысл существования видела в поддерживании духовного огня в сердцах человеческих. Поэтому очень важно, чтобы урок литературы приблизил современного школьника к тем духовным ориентирам, которые выработала наша отечественная литература, основанная на христианских, православных традициях.Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовнонравственного понимания. Так, например, при изучении темы «Сказка как жанр фольклора», в 5 классе, ребята убеждаются в том, что добро всегда побеждает зло. Также они понимают, что, несмотря на художественное своеобразие сказок разных народов их объединяет доброта, честность, любовь к Родине, смекалка, находчивость. Огромное влияние на формирование личности и национального самосознания школьника оказывает, конечно же, жанр русской былины. Так в былине «Илья Муромец», странники наставляли Илью Муромца: «Не помысли злом на татарина, не убей в чистом поле христианина». Ведь это здорово! Не сотвори зла, не помысли злом. И родитель дает ему благословление на добрые дела, «а на худые дела благословления нет».В произведениях древнерусской литературы, мы наблюдаем отражение народных идеалов – патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости. Изучая «Житие Александра Невского», учащиеся узнают о подвигах Александра Невского, о его духовном подвиге, о защите русских земель от набегов врагов. Горячий призыв к единству Руси перед лицом внешней опасности – основной вывод, к которому приходят учащиеся при изучении «Слова о полку Игореве». Защита Родины – главное дело в жизни как для русских богатырей в былинах, так и для дружинников князя Игоря в «Слове о полку Игореве», и для Тараса Бульбы в одноименной повести. И народ и писатели едины в создании этих образов, используют схожие средства и приёмы художественной выразительности. С этой целью необходимо обращать внимание обучающихся на использование постоянных эпитетов, сравнений, гипербол, подчеркивающих физическое и нравственное превосходство защитников Русской земли над захватчиками. Знакомясь со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино», ребята узнают о героической прошлом нашей Родины, о значении Бородинской битвы и о роли простого народа в ней, о русском национальном характере, о том, какой ценой добывается победа и слава Родины.Рассказ В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» открывает семиклассникам добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами. Вместе тем писатель ставит важные нравственные вопросы, заставляя читателя задуматься о дружбе, долге, честности и правдивости, об истинной доброте и человечности. Поэтому рассказ В.П.Астафьева, я считаю, приобщает юных читателей к тем лучшим духовным ценностям.В процессе изучения литературы важно показать учащимся образец для подражания, подвести к пониманию, что нравственный человек при всей сложности и драматичности бытия, ярче и полнее проживает жизнь. Важнейшим элементом урока считаю развитие творческих способностей ребят. В процесс урока, по моему глубокому убеждению, должен быть включен каждый ученик. Так при знакомстве с повестью А.С.Пушкина «Капитанская дочка» предлагаю учащимся выполнить проект «Энциклопедия слова». Класс делится на 3 группы, и каждая из них получает задание. Первая группа определяет лексическое значение слова «честь», подбирает к нему синонимы, антонимы, выясняет этимологию слова, вспоминает крылатые выражения, фразеологизмы и т.д. Вторая и третья группы выполняют аналогичную работу со словами «достоинство» и «благородство». Выполняя проект, школьники самостоятельно находят и анализируют информацию, развивают навыки мышления, а главное задумываются над такими важными понятиями как честь, достоинство и благородство. Уроки литературы позволяют вести откровенный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной и противоречивой судьбе героев произведений, о добре и зле, об утрате нравственных идеалов и т.д. Очень важно создать на уроке атмосферу доверия и сотрудничества. Русская литература даёт великолепные возможности для воспитания таких нравственных понятий, как совесть и долг. О них невозможно не сказать при анализе романов "Преступление и наказание" и "Война и мир". Они дают неограниченные возможности для ума и души, для размышлений на тему "как жить?" Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» дает много нравственных уроков. И один из них - умение понять другого человека, простить его. А это подчас требует преодоления собственного «я». Простить - значит забыть о душевной ране, боли, нанесенной этим человеком. И возникают вопросы, обращенные не к героям Л.Толстого, а к самим себе: умеем ли мы прощать? Какова цена нравственной чистоты человека? Достойно продолжили традиции русской классической литературы современные писатели Ю. Казаков, В. Шукшин, А. Платонов, В. Солоухин, К. Паустовский, А. Рыбаков, В. Астафьев, Ф. Абрамов, В. Распутин А.Солженицын и другие. Произведения - золотой фонд для нравственного воспитания обучающихся. На материале их произведений можно обсуждать вопросы о смысле человеческой жизни, духовности, милосердии, добре и зле, праведничестве, о большой и малой родине, о душе и памяти и т.п. В рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» семиклассникам открывается добрый и светлый мир жизни народа, увиденный детскими глазами. Вместе тем писатель ставит важные нравственные вопросы, заставляя читателя задуматься о дружбе, долге, честности и правдивости, об истинной доброте и человечности. Большой раздел литературы XX века посвящен произведениям о Великой Отечественной войне. Именно эти произведения позволяют почувствовать и пробудить у учащихся гордость, восхищение и чувство национального достоинства. И, безусловно, воспитывают чувство патриотизма. Не оставляет никого равнодушным повесть К.Воробьева «Убиты под Москвой». В произведении описывается подвиг роты кремлевских курсантов. Рота, бесстрашно сражавшаяся с врагом, в итоге была раздавлена немецкими танками. На вопрос: «Что двигало молодыми курсантами, понимавшими всю безысходность своего положения?» - обучающиеся дают ответ, суть которого сводится к тому, что чувство Родины не зависит от возраста.  Оно или есть, или его нет. Сознание своего долга перед Отечеством заглушает и чувство страха, и боль, и смерть. Сражаясь против фашистских танков с самозарядными винтовками и бутылками с зажигательной смесью, курсанты, жертвуя своей жизнью, совершают подвиг во имя Родины, свободы. На примере произведений русской литературы обучающиеся знакомятся с такими важными понятиями, как милосердие, дружба, нравственные ориентиры, толерантность. Важно научить ребят выявлять главное, делать выводы, устанавливать взаимосвязь с современными проблемами.От молодого поколения, его умения самостоятельно мыслить, понимать происходящие в мире события, активной гражданской позиции во многом зависит наше настоящее и будущее. Основой, на которой может произрастать духовная культура и патриотизм, служит любовь к родной стране, знание ее истории. ЛИТЕРАТУРА
  • Аверкиева Г.В. «Проблема формирования ценностных ориентаций современных школьников». Архангельск,2001г.
  • Граник Г.Г. Когда книга учит/ Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая. – М., 1988.
  • Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – 23 с. – (Стандарты второго поколения).
  • Лихачёв Д.С. «Письма о добром». СПб. «Русско-Балтийский информ»,2001г.
  • Селевко Б.К., Селевко А.Г. «Социально-воспитательные технологии». М. «Народное образование», 2002г.
  • Сухомлинский В.А. «О воспитании» . М. «Политическая литература», 1998г.
  • Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. – М., 2009.