Публикации Опыт работы по организации совместной деятельности воспитателя и детей на прогулке

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Опыт работы по организации совместной деятельности воспитателя и детей на прогулке
Автор: Ларионова Дарья Сергеевна

Ларионова Дарья Сергеевна, старший воспитатель СП «Детский сад «Янтарик»ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» п.г.т. СмышляевкаПесочная гравюра, как универсальное средство формирования познавательного опыта и практических навыков детей дошкольного возраста в исследовательской деятельностиОпыт работы с детьми показывает, что для создания атмосферы непринужденности, эмоционально-положительного отношения к деятельности, а так же открытости ребенка к миру познания, раскованности, развития инициативы, необходимо использовать в своей работе именно нетрадиционные техники работы с песком.Всем очевидно, что дети дошкольного возраста по своей природе — пытливые исследователи окружающего мира. Одним из главных и естественных проявлений детской психики можно выделить поисковую активность, выраженную в потребности исследовать окружающий мир, которая заложена на генетическом уровне. Поэтому мы решили организовать с детьми экспериментальную деятельность на прогулке, в виде создания гравюры из песка. Песочная гравюра – является весьма необычной. Песок являясь удивительным природным материалом, позволяет детям осуществлять в реальности свои самые смелые задумки, свой уникальный мир, при этом и ощущая себя творцом. В основе данной экспериментальной деятельности детей лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, непосредственность, стремление к творчеству, потребность в умственных впечатлениях.Мы считаем, что данный образовательный продукт позволит решить актуальную проблему современного образования – не подавлять ребенка своим опытом, своими знаниями, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как», что способствует развитию познавательной компетенции детей. Поэтому очень важно организовывать занятия или досуги по ознакомлению детей со свойствами песка таким образом, чтобы не только преподносить им готовые знания, но и помогать им, добывать эти знания самим с помощью игровых методов, экспериментирования и исследования. Учитывая, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Мы видим, что проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника, как никогда весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание личности является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности.Очевидно, что занятия с песком оказывают влияние почти на все сферы развития детей, начиная от развития их органов восприятия, заканчивая усовершенствованиями навыков решения проблем. Происходит непростая передача знаний и умений, а мудрое и умелое увлечение за педагогом.Всем известно, что игры с песком развивают тактильное восприятие и мелкую моторику. Улучшается концентрация и развивается усидчивость. Песочная гравюра или рисунок на песке требуют необходимого количества времени для создания задуманного, вызывает у ребенка живой эмоциональный отклик на неизведанное.Известный факт, что песок действует на детей и взрослых успокаивающе, поэтому особенно полезен при работе с гиперактивными детьми, способствуя их успокоению и сосредоточенности. Начиная с простых форм, дети быстро усложняют свои постройки, пытаясь создать что-то уникальное. Эти усердия не проходят даром: именно так развивается креативность малыша, он учится не стесняться выражать себя через творчество. Учитывая, выше изложенное, мы можем сказать, что практика использования продукта доказала его эффективностьИгры с песком занимают особое место в ряду развивающих занятий для дошкольников. Возможно, ни один другой материал не сможет сравниться с песком по силе влияния на умственное и физическое развитие ребенка.Таким образом, песок в практике педагогов дошкольных учреждений используется в разнообразных видах деятельности, таких, как игровая, образовательная, исследовательская – очень давно, и дидактическая ценность этого простого природного материала не вызывает сомнения.Представляем Вашему вниманию наш опыт работы.Мастер-класс в условиях самоизоляции, содержащий несколько вариантов работы с песочной гравюрой.Материалы: раскраски, трафареты, бумага, клей ПВА (жидкий в тюбике), песок (любой).Вариант 1:
  • Берем рисунок из раскраски. Обводим клеем по контуру, выбранный рисунок.
  • Полученную заготовку засыпаем просеянным песком (можно полностью весь лист)
  • Примерно через 10 секунд – убираем лишний песок с нашей заготовки.
  • Получаем готовую гравюру. Гравюра получается объемная. Обращаем Ваше внимание, что песок при взаимодействии с клеем, после высыхания не обсыпается.(любой).Вариант 2:
  • Берем лист бумаги и маркер (карандаш, фломастер) – рисуем трафарет самостоятельно (любой рисунок, предмет ит.д.).
  • Рисуем маркером любой рисунок и обводим клеем по контуру (Рисунок можно выбрать и нарисовать совместно с ребенком)
  • Полученную заготовку засыпаем просеянным песком (можно полностью весь лист)
  • Примерно через 10 секунд – убираем лишний песок с нашей заготовки.
  • Получаем готовую гравюру. Гравюра получается объемная. Обращаем Ваше внимание, что песок при взаимодействии с клеем, после высыхания не обсыпается.Вариант 3:
  • Берем лист бумаги и клей. Покажем немного волшебства, чтобы вызвать положительные эмоции. Рисуем клеем любой рисунок или по теме занятия (Можно нарисовать отгадку к загадке).
  • Полученную заготовку засыпаем просеянным песком (можно полностью весь лист)
  • Примерно через 10 секунд – убираем лишний песок с нашей заготовки.
  • Получаем готовую гравюру. Для ребенка это выглядит, как волшебство – на белом листе появляется рисунок из песка.Такую игру можно повторить с ребенком дома. Выбрать понравившийся рисунок (обвести из раскраски, взять раскраску, либо нарисовать самостоятельно). С ребенком 3х лет обводим контур рисунка совместно, дети старше - смогут это сделать самостоятельно. Ребенок самостоятельно засыпает шаблон песком (песок берем руками – развиваем мелкую моторику). Осыпать песок с заготовки так же самостоятельно.Такой вид деятельности можно использовать во время прогулок. Вашему вниманию предлагаем посмотреть наш мастер-класс по созданию песочной гравюры. Ссылка на мастер-класс: Список литературы
  • Игры и эксперименты с песком и камнями для дошкольников 4—7 лет. ФГОС. СПб., 2020
  • Епанчинцева О. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. ФГОС. СПб., 2020.