Публикации
Проблемные ситуации на уроках математики в начальных классах
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проблемные ситуации на уроках математики в начальных классах
Автор: Смолякова Зоя Ивановна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проблемные ситуации на уроках математики в начальных классах
Автор: Смолякова Зоя Ивановна
Проблемные ситуации на уроках математики в начальных классах
Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать имиШалва Амонашвили
Технология проблемного обучения универсальна: ведь открывать знания можно на любом учебном предмете и в любом классе. Не смотя на то, что технология проблемного обучения не нова, она показала свою эффективность. Практика показывает, что качество знаний и мотивация выше у детей, где учитель проводит уроки в соответствии с технологией проблемного обучения.
Именно поэтому мне интересно обсудить с вами эту тему.Наша сегодняшняя беседа пройдёт под девизом: Создать проблему? Нет проблем! Я расскажу как я делаю это на уроках математики .В мой учебник уже заложена концеция системно - деятельностного обучения, поэтому значительная часть заданий является творческими, поисковыми, что позволяет широко использовать проблемные методы обучения. Содержание предусмотривает создание проблемных ситуаций.
Я предлагаю вашему вниманию опыт подготовки проблемного урока - урока открытия новых знаний вместе с детьми.
Вы слышали о Лохнесском чудовище? Как оно выглядит? Опишите его: цвет, размер, форма.-Вы все описываете одно существо, тогда почему у вас разное описание?- Может ли эта ситуация быть началом проблемного урока?Это простой пример создания проблемной ситуации.Существует 2 типа проблемных ситуаций:• Проблемная ситуация с удивлением;• Проблемная ситуация с затруднением.Проблемные ситуации, возникающие "с удивлением"Прием 1.Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.Учитель делает на доске запись 2 + 5 х 3 = 17 и 2 + 5 х 3 = 21. Учитель: Вижу, вы удивлены (реакция удивления). Почему?Ученики:Примеры одинаковые, а ответы разные!
Учитель: Значит, над каким вопросом подумаем?Ученики:Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы?Прием 2. Требуется столкнуть разные мнения учеников, а не предъявлять ребятам чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате этого разброс мнений обычно вызывает у школьников удивление.Математика, 3 класс.Учитель:Решите примеры. Вспомните алгоритм. Один ученик у доски, остальные выполняют задание в тетради. (Решают примеры, проговаривают алгоритм. Примеры: 367 - 143, 534 - 216, 328-174.Далее следует практическое задание на новый учебный материал.)Решите следующий пример, работайте на листочках. (Фронтально решают пример: 400 - 172.) Решили пример? (Побуждение к осознанию противоречия.)Ученики:Да, решили.Учитель:Какие получились ответы? (Называют разные ответы.) Я вам предложила решить одинаковый пример? (Ответ: да.) А ответы получились какие? Ученики: Разные.Учитель:Почему?Ученики:Мы еще не решали такие примеры.Учитель:Чем этот пример отличается от тех, которые мы только что решали? Ученики: В уменьшаемом отсутствуют единицы и десятки. Учитель: Значит, чему нам предстоит научиться?Ученики:Примеры на вычитание трехзначных чисел, где в уменьшаемом отсутствуют единицы и десятки.Учитель:Верно. Тему фиксируем на доске.Прием 3.Выполняется в два шага. Сначала учитель выявляет представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку". Затем предъявляет научный факт в виде сообщения, эксперимента или наглядной информации.
Математика 1 класс. Тема: Масса
Что легче: килограмм пуха или килограмм гвоздей?
II. Проблемные ситуации, возникшие "с затруднением"Прием 4.Учитель предлагает задание, не выполнимое вообще. Оно вызывает у школьников явное затруднение.1. Математика, 2 класс.Обучающимся предлагается ряд заданий, решение которых сводится к вычислению одинаковых слагаемых, например: 2 + 2 + 2 + 2 = 8. Затем дается задача: "На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 970 рубашек?" - практическое задание, не выполнимое второклассниками вообще.Прием 5.Учитель дает практическое задание, с которым ученики донастоящего момента не сталкивались, т. е. задание, не похожее на предыдущее.( разные приёмы решения проблемы)1. Математика, 2 класс.Учитель:На доске дан ряд чисел. Что это за числа? Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 7. (Обучающиеся легко справляются с заданием, способ выполнения которого уже известен.) Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 7. (Обучающиеся испытывают затруднение.) Вы смогли выполнить мое задание? Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какова же будет тема нашего урока?Ученики:Умножение двузначного числа на однозначное..дать практическое задание, не выполнимое вообще;Урок математики во 2 классе по теме Метр- Какие единицы измерения длины вы знаете? (сантиметр, дециметр)Задание: Найти периметр школьного коридора, используя данные единицы измерения.-Что вас удивило?- Вы сможете выполнить задание? В чём затруднение? (это неудобно, займет много времени, практически невозможно)-Какой возникает вопрос?
Итак, к учебной проблеме можно идти через проблемную ситуацию. Но ее надо еще придумать. А если не думается? Тогда подведем к теме урока от пройденного материала. А если начинаем сегодня совершенно новый раздел? Что остается учителю: сообщить тему в готовом виде? Многие так и делают. Однако не секрет, что торжественно объявляемая новая тема чаще всего неинтересна ученикам и получается скучный традиционный урок.Где же выход? Можно ли вообще увлечь ребят заранее сформулированной и, по сути дела, навязываемой темой урока? Оказывается, да. И для этого существуют специальные приемы, условно называемые яркое пятно и актуальность.В качестве яркого пятна могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока.
Второй приём актуальность состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.В качестве примера приведу 2 ситуацииПримеры использования педагогом в работе приема "яркое пятно" Математика, 1 класс. Тема: "Числовой отрезок".Учитель:В одном большом-пребольшом городе жил-был маленький Паровозик. Дома все его любили, и Паровозику жилось хорошо. Только одна была у него беда - он не умел считать, не умел складывать и вычитать числа. И вот тогда старый Умный Паровоз посоветовал ему отправиться в путешествие и пронумеровать станции, которые Паровозик будет проезжать. "Ты построишь, -сказал Умный Паровоз, - волшебный отрезок, который называется "числовым отрезком" (тема урока). Он станет твоим верным другом и помощником и научит решать даже самые трудные примеры". Могу предложить вам в качестве яркого пятна русскую народную сказку Колобок. Свяжите эту сказку с уроком математики и решите задачу: Сколько мог весить колобок, если бабка завела тесто из 500 г муки, 5 ложек сметаны по 20 г и 200 г воды. А какая тема урока может быть?Мы убедились, что учебную проблему можно поставить тремя методами. Напомните мне эти методы.Первый — побуждающий от проблемной ситуации диалог. Второй — подводящий к теме диалог. Третий — сообщение темы с мотивирующим приемом.Какой из методов подходит для ситуации с Лохнесским чудовищем? Конечно же, у каждого учителя существуют свои наработки, приемы, которыми он пользуется на уроках. Свои педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, избирательность в способах работы. Возможно, это поможет оттолкнуться от идеи и наполнить собственным содержанием тот или иной этап урока.Слайд 16Рефлексия.- Выберите подходящую пословицу, которая на ваш взгляд подходит к сегодняшнему мастер-классу.Смелость города берет.Всякому овощу свое время.Старая песня на новый лад.Через тернии к звездам.О монах, ты идешь трудной дорогой.Учиться обучая.Ах, как я устал от этой суеты. Без труда не вытащишь рыбку из пруда. (А я выберу себе вот эту табличку.)Слайд 17А закончить свою статью я хочу следующими словами: И один человек может привести табун лошадей к водопою, но и сто не заставят их напиться. Когда у детей есть мотивация к учению, тогда они с удовольствием получают знания, которые мы им даем.То, что я хочу познать - это яблоня, что я познаю – это ветвь яблони, то, что я передам ученику – это яблоко, то, что он возьмет от меня это семечко. Но из семечка может вырасти яблоня!. Удачи вам!
Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать имиШалва Амонашвили
Технология проблемного обучения универсальна: ведь открывать знания можно на любом учебном предмете и в любом классе. Не смотя на то, что технология проблемного обучения не нова, она показала свою эффективность. Практика показывает, что качество знаний и мотивация выше у детей, где учитель проводит уроки в соответствии с технологией проблемного обучения.
Именно поэтому мне интересно обсудить с вами эту тему.Наша сегодняшняя беседа пройдёт под девизом: Создать проблему? Нет проблем! Я расскажу как я делаю это на уроках математики .В мой учебник уже заложена концеция системно - деятельностного обучения, поэтому значительная часть заданий является творческими, поисковыми, что позволяет широко использовать проблемные методы обучения. Содержание предусмотривает создание проблемных ситуаций.
Я предлагаю вашему вниманию опыт подготовки проблемного урока - урока открытия новых знаний вместе с детьми.
Вы слышали о Лохнесском чудовище? Как оно выглядит? Опишите его: цвет, размер, форма.-Вы все описываете одно существо, тогда почему у вас разное описание?- Может ли эта ситуация быть началом проблемного урока?Это простой пример создания проблемной ситуации.Существует 2 типа проблемных ситуаций:• Проблемная ситуация с удивлением;• Проблемная ситуация с затруднением.Проблемные ситуации, возникающие "с удивлением"Прием 1.Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.Учитель делает на доске запись 2 + 5 х 3 = 17 и 2 + 5 х 3 = 21. Учитель: Вижу, вы удивлены (реакция удивления). Почему?Ученики:Примеры одинаковые, а ответы разные!
Учитель: Значит, над каким вопросом подумаем?Ученики:Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы?Прием 2. Требуется столкнуть разные мнения учеников, а не предъявлять ребятам чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате этого разброс мнений обычно вызывает у школьников удивление.Математика, 3 класс.Учитель:Решите примеры. Вспомните алгоритм. Один ученик у доски, остальные выполняют задание в тетради. (Решают примеры, проговаривают алгоритм. Примеры: 367 - 143, 534 - 216, 328-174.Далее следует практическое задание на новый учебный материал.)Решите следующий пример, работайте на листочках. (Фронтально решают пример: 400 - 172.) Решили пример? (Побуждение к осознанию противоречия.)Ученики:Да, решили.Учитель:Какие получились ответы? (Называют разные ответы.) Я вам предложила решить одинаковый пример? (Ответ: да.) А ответы получились какие? Ученики: Разные.Учитель:Почему?Ученики:Мы еще не решали такие примеры.Учитель:Чем этот пример отличается от тех, которые мы только что решали? Ученики: В уменьшаемом отсутствуют единицы и десятки. Учитель: Значит, чему нам предстоит научиться?Ученики:Примеры на вычитание трехзначных чисел, где в уменьшаемом отсутствуют единицы и десятки.Учитель:Верно. Тему фиксируем на доске.Прием 3.Выполняется в два шага. Сначала учитель выявляет представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку". Затем предъявляет научный факт в виде сообщения, эксперимента или наглядной информации.
Математика 1 класс. Тема: Масса
Что легче: килограмм пуха или килограмм гвоздей?
II. Проблемные ситуации, возникшие "с затруднением"Прием 4.Учитель предлагает задание, не выполнимое вообще. Оно вызывает у школьников явное затруднение.1. Математика, 2 класс.Обучающимся предлагается ряд заданий, решение которых сводится к вычислению одинаковых слагаемых, например: 2 + 2 + 2 + 2 = 8. Затем дается задача: "На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 970 рубашек?" - практическое задание, не выполнимое второклассниками вообще.Прием 5.Учитель дает практическое задание, с которым ученики донастоящего момента не сталкивались, т. е. задание, не похожее на предыдущее.( разные приёмы решения проблемы)1. Математика, 2 класс.Учитель:На доске дан ряд чисел. Что это за числа? Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 7. (Обучающиеся легко справляются с заданием, способ выполнения которого уже известен.) Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 7. (Обучающиеся испытывают затруднение.) Вы смогли выполнить мое задание? Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какова же будет тема нашего урока?Ученики:Умножение двузначного числа на однозначное..дать практическое задание, не выполнимое вообще;Урок математики во 2 классе по теме Метр- Какие единицы измерения длины вы знаете? (сантиметр, дециметр)Задание: Найти периметр школьного коридора, используя данные единицы измерения.-Что вас удивило?- Вы сможете выполнить задание? В чём затруднение? (это неудобно, займет много времени, практически невозможно)-Какой возникает вопрос?
Итак, к учебной проблеме можно идти через проблемную ситуацию. Но ее надо еще придумать. А если не думается? Тогда подведем к теме урока от пройденного материала. А если начинаем сегодня совершенно новый раздел? Что остается учителю: сообщить тему в готовом виде? Многие так и делают. Однако не секрет, что торжественно объявляемая новая тема чаще всего неинтересна ученикам и получается скучный традиционный урок.Где же выход? Можно ли вообще увлечь ребят заранее сформулированной и, по сути дела, навязываемой темой урока? Оказывается, да. И для этого существуют специальные приемы, условно называемые яркое пятно и актуальность.В качестве яркого пятна могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока.
Второй приём актуальность состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.В качестве примера приведу 2 ситуацииПримеры использования педагогом в работе приема "яркое пятно" Математика, 1 класс. Тема: "Числовой отрезок".Учитель:В одном большом-пребольшом городе жил-был маленький Паровозик. Дома все его любили, и Паровозику жилось хорошо. Только одна была у него беда - он не умел считать, не умел складывать и вычитать числа. И вот тогда старый Умный Паровоз посоветовал ему отправиться в путешествие и пронумеровать станции, которые Паровозик будет проезжать. "Ты построишь, -сказал Умный Паровоз, - волшебный отрезок, который называется "числовым отрезком" (тема урока). Он станет твоим верным другом и помощником и научит решать даже самые трудные примеры". Могу предложить вам в качестве яркого пятна русскую народную сказку Колобок. Свяжите эту сказку с уроком математики и решите задачу: Сколько мог весить колобок, если бабка завела тесто из 500 г муки, 5 ложек сметаны по 20 г и 200 г воды. А какая тема урока может быть?Мы убедились, что учебную проблему можно поставить тремя методами. Напомните мне эти методы.Первый — побуждающий от проблемной ситуации диалог. Второй — подводящий к теме диалог. Третий — сообщение темы с мотивирующим приемом.Какой из методов подходит для ситуации с Лохнесским чудовищем? Конечно же, у каждого учителя существуют свои наработки, приемы, которыми он пользуется на уроках. Свои педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, избирательность в способах работы. Возможно, это поможет оттолкнуться от идеи и наполнить собственным содержанием тот или иной этап урока.Слайд 16Рефлексия.- Выберите подходящую пословицу, которая на ваш взгляд подходит к сегодняшнему мастер-классу.Смелость города берет.Всякому овощу свое время.Старая песня на новый лад.Через тернии к звездам.О монах, ты идешь трудной дорогой.Учиться обучая.Ах, как я устал от этой суеты. Без труда не вытащишь рыбку из пруда. (А я выберу себе вот эту табличку.)Слайд 17А закончить свою статью я хочу следующими словами: И один человек может привести табун лошадей к водопою, но и сто не заставят их напиться. Когда у детей есть мотивация к учению, тогда они с удовольствием получают знания, которые мы им даем.То, что я хочу познать - это яблоня, что я познаю – это ветвь яблони, то, что я передам ученику – это яблоко, то, что он возьмет от меня это семечко. Но из семечка может вырасти яблоня!. Удачи вам!