Публикации «Модель организации познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Модель организации познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе»
Автор: Галкина Винера Ахатовна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждения Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 Образовательный центрпгт Смышляевка муниципального района Волжский Самарской Области структурное подразделение Детский сад Янтарик
Модель организации познавательно-исследовательской деятельности
В старшей группе
Выполнила:
Галкина Винера Ахатовна,
воспитатель, пгт Смышляевка,Волжский район детский садЯнтарик
Самара, 2021г
Тема недели
НОД
тема, задачи,
оборудование
Место в
режимных моментах
Средства для самостоятельной
деятельности
Ожидаемый результат
1 неделя
Транспорт
Виды транспорта
(классификация)
Задачи:развивать умение сравнивать различные виды транспорта, выявляя сходства, различия, признаки для классификации (по среде передвижения, по наличию двигателя).
Оборудование и материалы:сюжетные и предметные картинки из серий Транспорт; разрезные картинки с изображением разных видов транспорта; музыкальный центр и записи звуков транспорта; наложенные друг на друга изображения транспорта, незаконченные изображения транспорта.
Утро
Рассматривание иллюстрацийо транспорте –вводная беседа в тему недели, расширение кругозора.
Настольно-печатные игрыЛото и Пазлы по теме Транспорт.
Музыкально-дидактическая игра ПоездЦель: развивать умение детей двигаться в определенном темпе и ритме, согласуя движения со словами песни, звукоподражать гудкам и движениям поезда.
Индивидуальная работа:
с Сергеем А., Машей К., Никитой У.: дидактическое упражнение На перекрестке - упражнение в ориентировке в пространстве.
I прогулка
Наблюдение: за объектами окружающей действительности – транспорт. Предложить детям понаблюдать за передвижением транспорта, вспомнить, какие группы транспортных средств им известны. Предложить детям составить рассказы о заинтересовавших их машинах.
Вечер
ОбщениеПравила поведения в транспорте. Цель: познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в общественном транспорте.
Беседао профессии водителя, различие грузового и легкового транспорта.
Сюжетно – ролевая играШофёры.
Просмотр мультфильмаДядя Стёпа - милиционер.
Анализ сюжета мультфильма: необходимость соблюдать ПДД.
Индивидуальная работав уголке сенсорного воспитания (работа с моделями различного транспорта) с Олей М., Машей Т., Сашей П.. Цель: закреплять навыки обследования предметов при помощи зрения и осязания, совершенствовать восприятие детей, формировать умение передавать в речи результаты обследования предметов; активизировать в речи детей понятия, обозначающие действия с предметами и качества предметов.
II прогулка
Наблюдениеза работой светофора.
Подвижная играКрасный, жёлтый, зелёный
Размещение выставки Виды транспорта.
Игры с конструктором ЛЕГО (конструирование различных транспортных средств).
Внести игрушки – рули для сюжетно-ролевой игры Шофёры.
Размещение книг в книжном уголке для чтения и рассматривания по теме недели.
Размещение в уголке сенсорного воспитания моделей транспорта из различного материала (металл, пластик, дерево и др.)
Уголок строительно-конструктивных игр: создание мини-выставки Дорога; создание схем, чертежей построек; строительный материал, модули, конструкторы.
Уголок продуктивных видов деятельности: подборка иллюстраций; материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации, художественного труда.
Дети знакомы с понятиемтранспорт, умеют классифицировать транспорт:наземный, воздушный, водный.Правильно называют виды транспорта и умеют составлять небольшой описательный рассказ.Имеют представлениео труде людей, работающих на разных видах транспорта. Знают правила поведения в общественном транспорте, а также правила безопасного поведения на улице, ПДД.
2 неделя
Воздух
ТемаУдивительные свойства воздуха
Опыты и эксперименты
Задачи:
1.Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха..
2.Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
3.Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.
Материалы и оборудование:кусок ткани, иллюстрации: парашютисты, небо с самолетом, загрязнение окружающей среды (пожар, заводы), полиэтиленовые пакеты, зубные палочки, картон, стаканчики с мыльной водой, мыльные пузыри, карточки с изображением живой и неживой природы, картинки символы (человечек, дерево, перечеркнутые цветные пятна, перечеркнутый глаз), акварельные краски, кисточки, коктейльные трубочки, альбомный лист А5, стаканчики с водой.
Утро:
Беседы:
1. Что мы знаем о воздухе?
Цель: познакомить детей со свойствами воздуха., уточнить значение для всего живого; развивать любознательность.
2.Значение солнца, воздуха и воды в жизни природы и человека
Цель: обобщить имеющиеся знания о значении солнца, воды и воздуха; развивать умение вести беседу (говорить и слушать); воспитывать любовь и доброе отношение к живому.
3.Есть ли у растенияорганы дыхания?
Цель:выявить потребность растения в воздухе, дыхании;
понять, как происходит процесс дыхания у растений.
Исследовательская деятельность:
Что выделяет
растение?-помочь установить, что растение выделяет кислород;
понять необходимость дыхания для растений.
Игра: Какой бывает воздух?- закрепить и повторить свойства воздуха.
Прогулки:
Наблюдения:
1.За ветром.-объяснить детям, что ветер это движение ветра,что с приходом осени стали дуть холодные ветры.
2.Исследовательская деятельность:
Опыт Дует ветер озарной- закреплять умение детей реагировать на направление ветра и замечать его изменения.
3. Экскурсия на стройку.
4. Наблюдение за спец.машинами на стройке.
Вечер:
1.Игра Ветер добрый, ветер злой.
2.ОпытВетер по морю гуляет- продолжать знакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.
3.Реактивный шарик-
выявить, что воздух обладает упругостью, понять, как может использоваться сила воздуха (движение).
Малоподвижная игра Море волнуется
Цель: Формировать умение детей находить выразительный образ. Развивать фантазию, воображение. Воспитывать выдержку.
Д/игра А ну-ка подуй -развивать интерес к играм с воздухом, формировать умение делать плавный выдох изо рта.
Опыт: Буря в стакане- воспитывать самостоятельность.
Получены новые знания о значимости воздуха в жизни человека, закреплены полученные ранее знания, научились
устанавливать причинно-следственные связи.
3 неделя
Дом, в котором мы живем
История жилища
(путешествие по реке времени)
Задачи: познакомить с историей жилища людей, побуждать устанавливать связи между образом жизни людей и жилищами, в которых они жили.Оборудование и материалы:ИКТ, слайдовая презентация, панно Река времени иллюстрации жилищ: древности -пещеры, землянки, шалаши, хижины; старины -деревянные избы и каменные города-крепости, современности -современные городские и сельские здания; метки,цветные карандаши; клей, кисть для клея.
Утро
Чтение стихотворения Маршака Дом, который построил Джек.
Решение проблемной ситуации:Что делать, если потерялся.
Д/играНайди отличия. Показать и рассказать, чем отличается древние, старинные жилища от современных.
Индивидуальная работа:дидактическая играЧей дом? - учить Дашу Б., Киру П., Максима С. правильно называть и классифицировать виды жилищ.
I прогулка
Наблюдение: за домами, стоящими вокруг территории детского сада. Рассматривание окон, заборов, нахождение сходств и различий.
Вечер
Экспериментирование:Как построить прочный дом (испытание прочности материалов: солома, ветки, камни).
Сюжетно – ролевая играСтроим дом.
Просмотр мультфильмаДом, который построили все, обсуждение сюжета.
Индивидуальная работа:упражнять Сашу П., Ваню П., Артура Н., Рому Б. в назывании домашнего адреса, развитие умения составлять план-схему дома, ориентироваться в пространстве.
II прогулка
Наблюдение:Предложить детям посмотреть в окошки домов, находящихся рядом и придумать рассказ на тему Кто бы там мог жить
Разместить в группе иллюстрации и макетов различных видов домов: одноэтажных, многоэтажных, каменных, соломенных, из снега, деревянных и др.
Внесение схем построек, Лего, крупного конструктора для свободного конструирования.
Выставить настольно – печатные игры по теме недели.
Внесение в группу мелких игрушек для
режиссерской игры (обыгрывание постройки).
Уголок продуктивных видов деятельности: подборка иллюстраций; материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации, художественного труда.
Размещение в уголке сенсорного воспитания различного материала (солома, ветки, камни, пластик, дерево и др.)
У детей сформировано представление о различных видах архитектурных сооружений, они называют различные виды жилищ, умеют их классифицировать (древние, старинные, современные). Знают и называют составные части дома.
4 неделя
Наша родина – Россия
Тема: Наша родина – Россия.река времени
Задачи:
1.Обобщить и систематизировать знания детей о России;2.Формировать уважительное отношение к государственным символам; закрепить названия народных промыслов;3.Воспитывать любовь к Родине, гражданско – патриотические чувства.
Материалы и оборудование:Изображения гербов и флагов; предметы декоративно-прикладного искусства; портрет президента РФ; картаРоссии;магнитофон, ноутбук, экран,мольберт.
Утро:
Беседа Наша планета.– уточнение представлений детей о планете.
Рассматривание глобуса, карты страны, республики– формирование знаний детей о местоположении своей родины.
Беседа В каком городе ты живешь?- формировать представления детей о родном городе.
Д/и Проведи дорожку- формирование представлений о
месте работы родителей, об организациях соц.значения: детский сад, школа, больница, магазин, ДК .
Прогулки:
Целевая прогулка по микрорайону-
продолжать формирование представлений о родном городе, достопримечательностях.
Улицы нашего города
целевая прогулка по близлежащим улицам –
формировать представление о родном городе, своём районе.
Игра-соревнование Кто больше назовет улиц в нашем городе.
Вечер:
Выставка детских работ Мой город-формирование эстетического
восприятия города.
Рассматривание картин История России- продолжать приобщать детей к истории страны.
Беседа: Моя страна.Мой город- систематизировать и закрепить знания детей о стране и городе.
Чтение и разучивание стихов о городе -
развивать память, умение выразительно рассказывать стихи.
Прослушивание песен о родном городе (в записи)–воспитывать любовь к своему городу.
Рассматривание альбомов, книг Моя планета, Моя страна, ГородОтрадный
Свободная творческая деятельность: предложить детям рассмотреть иллюстрации по теме Мой город, предложить раскраски по тематике недели.
Конструированиеиз строительного
материала Мой дом.
СРИ Улицы город -воспитывать дружеские чувства; закрепить правила поведения на улице возле проезжей части.
Сюжетно-ролевая игра
Морское путешествие по Родной стране - представление об окружающем мире,
формирование интереса к истории своей страны; воспитание чувства гордости за свою страну, любви к ней.
-Сформированы эмоциональные чувства причастности к наследию прошлого;
-сформированы культурные ценности, способствующие развитию духовности, нравственно - патриотических позиций, которые определены на уровне человеческих отношений, чувств;
-воспитаны чувства отзывчивости на красоту народного искусства;
-сформирован интерес к познанию истории России.
Приложение
Прилагаемый дидактический комплекс (подборки опытов, игр, бесед, список произведений художественной литературы для сопровождения разных видов познавательно-исследовательской деятельности дошкольников)
Транспорт
С. Я. Маршак Багаж.
Лейла Берг Рассказы о маленьком автомобильчике.
С. Сахарнов Самый лучший пароход.
Н. Саконская Песенка о метро.
М. Ильин, Е. Сегал Машины на нашей улице.
Н. Калинина Как ребята переходили улицу.
Лермонтов Воздушный корабль
Пантелеев Л. Чесное слово, Белочка и Тамарочка, Веселый трамвай

Воздух
Н. Коростелев Свежий воздух.
Отрывок из сказки А.Пушкина"Сказка о Мертвой Царевне и о Семи Богатырях"- Ветер, ветер, ты могуч.
С. Черный Мчусь, как ветер, на коньках.
Р. н. с. Мороз, Солнце и Ветер.
Что в пакетеЦель: выявить свойства воздуха: невидим ,без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды).Материал: два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом) .Предложить детям обследовать два пакета (с водой, воздухом), узнать, что в них, объяснить, почему они так думают. Дети взвешивают их на руке, ощупывают, открывают, нюхают и пр.Обсуждают, чем похожи и чем отличаются вода и воздух (сходства – прозрачности, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда и т. д.; различия – вода тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму сосуда; воздух – невидим, невесом и т. д.).
Приложение №3 к теме Дом в котором мы живём.Подборка творческого конструирования
1. Конструирование: Город нашей мечтыЦель: продолжать знакомить детей с цветом ЛЕГО – элементов.Материал: конструктор ЛЕГО, картинки с изображением города, мелкие игрушки для обыгрывания построек.Ход игры: ребята из конструктора ЛЕГО можно построить все что угодно, а вот что мы сейчас с вами будем строить, вы узнаете отгадав загадку.В мире много мест такихДревних, малых и большихЧуть повыше здесь домаИ больше он селаИ людей он полон этот славный …(город).Воспитатель выставляет картину с изображением города.Воспитатель: внимательно рассмотрите картину и скажите -- Что нарисовано на картине?Дети: дома.Воспитатель: -А какие дома вы видите на картинке?Дети: - высокие, низкие, одноэтажные, многоэтажные?Воспитатель: - Что еще вы видите на картине?Дети: - дорогу, деревья, людей, машины.Воспитатель:- А, теперь подумайте , как можно назвать эту картину одним словом?.Дети: - Город.Воспитатель: - Как вы думаете, какие здания необходимы в городе кроме жилых домов?Дети: - Школа, магазин, детский сад, больница,завод.Воспитатель: -Сейчас берем конструктор ЛЕГО и приступаем к работе.Дети самостоятельно строят дома, здания по своему желанию. Из сдаланных детьми конструкций выстраивается город.
Приложение №4 к теме Наша родина –Россия.Подборка игр:1. Дидактическая игра Собери герб нашего городаЦель: закрепить представление детей о гербе родного города, развивать умение выделять его характерные и отличительные признаки.
Материал: образец герба города, шаблоны разных форм и разных цветов.Ход игры:1Дети собирают герб по образцу.2. Дети собирают герб по памяти.
2. Дидактическая игра Малая Родина
Цель: выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории нашего города, памятниках и достопримечательностях.Материал: иллюстрации фотографий города и нашей области.Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картинки, задает вопросы. Дети отвечают.
3. Дидактическая игра Наша странаЦель: выявить знания детей о нашей Родине, ее столице.Материал: иллюстрации, фотографии.Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картинки, задает вопросы . Дети отвечают.4. Дидактическая игра Парные перевертыши.Цель : развитие зрительной памяти, внимания, обогащения словаря.5. Собери флаг (кубики Никитина).Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны, города, закрепить основные цвета флагов.6. Лото. Символы и достопримечательности РоссииЦель: систематизация, расширение знаний детей о достопримечательностях, государственной символике России.7. Дидактическая игра Государственные символики России (флаг, герб).
Цель: закрепить государственные символы России(флаг, герб); формировать уважительное отношение к государственным символам.Подборка опытов.1. Озеро.Цель: участвовать в коллективном преобразовании объекта; закрепить умение работать с различными материалами и инструментами.Материал: пластиковый контейнер, мох, торф, мелкие камешки, искусственные растения, крышка из пластмассы, пластилин, цветная бумага, ножницы, краски, кисточка, клей ,схема макета.Ход игры: взрослый вместе с детьми вспоминает о разных типов водоемов, обсуждает особенности озер (внешние очертания , флора и фауна), предлагает создать макет. Для этого детей делят на несколько групп, каждая выполняет свою часть задания: первая из пластилина лепит обитателей озера и приозерья ; вторая – оклеивает пластмассовую крышку бумагой голубого цвета по краям вдавливает мелкие камешки и покрывает мхом; третья на подносе создает модель приозерья , оставив место для озера: используют мех, торф, исскуственые цветы, веточки деревьев. Итогом работы является соединение всех элементов в единую композицию. Макет может использоваться на занятиях по ознакомлению с природой.
Опыты/эксперименты
Коллекционирование/классификация
Путешествие по реке времени
Путешествие по карте
Познавательно-исследовательская
Наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты