Публикации Применение современных образовательных технологий в практической деятельности учителя-дефектолога

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Применение современных образовательных технологий в практической деятельности учителя-дефектолога
Автор: Саенко Лариса Дмитриевна

Применение современных образовательных технологий в практической деятельности учителя – дефектологаСаенко Л. Д.,учитель-дефектологСовременные образовательные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.Эффективность использования той или иной технологии в коррекционной педагогике непосредственно зависит от того, насколько тщательно продумана организация этого процесса, какие цели поставлены, какой подход избран. Смысл применения технологий состоит, прежде всего, в перспективе реализации основополагающего преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами – возможности индивидуализации коррекционного обучения, обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной дозированной помощи. Одной из основных технологий в работе учителя – дефектолога является педагогическая технология личностно-ориентированного воспитания и обучения школьников.Планирование коррекционно-развивающей работы и контроль ее эффективности осуществляю с учётом возможностей и способностей обучающихся. Учитываю индивидуально-психологические особенности школьников, реальный запас знаний, умений и навыков, уровень развития ребёнка, особенности процессов внимания, мышления, памяти, а также зону ближайшего развития. Необходимо постоянно отслеживать продвижение каждого ученика т.е. учитель - дефектолог постоянно должен знать:а) что ребенок уже может сделать самостоятельно;б) что он может сделать с помощью учителя;в) в чем эта помощь должна выражаться.Важным принципом, влияющим на заинтересованность ребёнка в успехе, его мотивации на учение является личная поддержка ребёнка учителем-дефектологом: доброжелательное, ровное отношение к нему, постоянное предполагание у него возможности достичь успеха, предоставление возможности ребёнку почувствовать свою состоятельность в какой – либо деятельности. Ребёнок должен знать, что победить трудную ситуацию может помочь взрослый. В процессе занятий применяю оценки деятельности детей: в форме эмоционального отношения, оценочного суждения (словесного поощрения и др.)Учебный материал не одинаков для всех участников коррекционного процесса. Коррекционные занятия проводятся в индивидуальной форме, поэтому на каждом занятии решается проблема именно того ребёнка, с которым занимаешься, предоставляется возможность поработать над теми слабыми сторонами, которые больше страдают. Любая информация должна быть переработана учеником, поэтому необходимо задействовать несколько анализаторов при ознакомлении с новым материалом ("вижу", "слышу", "чувствую"). Дифференцированно можно разделить обучающихся на условные группы с индивидуальными типологическими особенностями (аудиалы, визуалы, кинестеты), а также учитывать уровень речевого развития каждого ребенка. На основании этого разрабатываются разноуровневые программы, дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий.В коррекционно-развивающей деятельности очень важно использовать комплексную оздоровительную работу с детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательные упражнения, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, физкультминутки, упражнения для профилактики зрения.Технология проектов. Особенностью проектной деятельности с умственно – отсталыми школьниками является то, что ребенок не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел), спланировать деятельность по выполнению проекта, оценке его результатов. Поэтому нельзя говорить о полноценном применении проектной технологии в работе с такими детьми, а лишь о применении ее отдельных элементов или адаптированного варианта проектной деятельности. Проектная деятельность обучающихся с ОВЗ носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги.Учитель помогает выдвинуть идею, получить информацию, подобрать нужную литературу, различные материалы. Вместе обсуждается проблемная задача, пути реализации, способы преодоления трудностей. Можно научить кратко записывать результаты и делать анализ своей деятельности.Игровые технологии. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.Реализация игровых приемов и ситуаций на коррекционных занятиях происходит по таким основным направлениям:- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;- учебная деятельность подчиняется правилам игры;- учебный материал используется в качестве ее средства,- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.Игровая деятельность положительно влияет на формирование многих психических процессов. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Ребенок во время игры вовлечен в активную познавательную деятельность, не чувствует усталости, сохраняет энергию на последующее время обучения. В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В коррекционные занятия можно включить различные виды игр: дидактические, словесные, сюжетно-ролевые, игры с предметами, игры с игрушками, подвижные игры, игры-инсценировки. Особый интерес у детей вызывают задания, в которых участвуют герои сказок или мультфильмов. Очень интересны игры-путешествия, а также использование интерактивных викторин.Информационно-коммуникативные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в работу учителя-дефектолога является использование мультимедийных презентаций. Они позволяют привнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивационную активность. В использовании мультимедийных презентаций можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность.Для повышения эффективности дефектологических занятий используется двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от дефектолога, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.Таким образом, использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства, методы обучения, увеличивая тем самым интерес к изучаемому материалу.