Публикации Безопасность на дорогах

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Безопасность на дорогах
Автор: Шулепова Марина Ивановна

Проблема соблюдения правил дорожного движения приобрела особую остроту и многоплановость в связи с большим приростом числа автомобилей других транспортных средств на дорогах нашего города Саратова. В совершенствовании и закреплении знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста особая роль отводится организации игровой деятельности детей, в которой формируется пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти знания на практике.Макет - уменьшенный предметный образец пространства и объектов мира. Игра с макетами позволяет моделировать опасные и безопасные ситуации на дорогах, открывает множество возможностей для самостоятельной деятельности детей.Для практического закрепления навыков у детей по правилам дорожного движения, нами был разработан конспект «Безопасность на дорогах. Путешествие медвежонка» с использованием макета «Улицы города». Макет «Улицы города» позволяет воспроизводить реальную обстановку дорожного движения в уменьшенном виде, способствует обучению детей умениям правильно ориентироваться на улицах нашего города Саратов.Основная часть (описание работы)Совместная деятельность с детьми старшей группы «Безопасность на дорогах. Путешествие медвежонка» проводилась с использованием макета «Улицы города».Макет предназначен для непосредственно-образовательной и самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста. Макет изготовлен из деревянного конструктора. Макет представляет собой перекресток с надземным пешеходным переходом. К макету прилагаются предметы для обыгрывания – светофоры, дорожные знаки, машины, пешеходы, а также мелкие игрушки (машинки, фигурки человечков, и т.д.). Из кубиков деревянного конструктора изрисованы здания: вокзал, магазин, аптека и т.д.Данный макет рассчитан как для решения ряда образовательных, развивающих, воспитательных задач в совместном взаимодействии взрослого и ребенка, так и для самостоятельной деятельности детей.Макет рассматривается как ориентированный вид деятельности, который способствует закреплению представлений детей о правилах дорожного движения и правилах поведения на улице, позволяет использовать усвоенные знания и наблюдения в игре, наполняя детей новыми впечатлениями.Игра с макетом способствует развитию коммуникативного общения: дети взаимодействуют как со взрослым, так и друг с другом в процессе игры, учатся договариваться, избегать конфликтов, согласовывать свои действия сначала с помощью воспитателя, а потом и самостоятельно.Работа с данным макетом развивает познавательные интересы: закрепляются такие понятия, как пространство, количество, размер, цвет; дети знакомятся с правилами дорожного движения и дорожными знаками; учатся различать виды транспорта и их назначение.Макет занимает не много места, легко убирается. Для его изготовления можно использовать.Все объекты не прикреплены к макету, дети могут свободно их перемещать по всей поверхности макета. Таким образом, дошкольникам предоставляется возможность дополнить макет, внести свою лепту в создание дорожной обстановки.В ходе совместной деятельности реализовывалась цель: формирование и развитие у детей необходимых навыков безопасного поведения на дорогах. Для реализации цели решались следующие задачи:
  • Научить детей понимать и различать дорожные знаки для пешеходов, закреплять название и назначение дорожных знаков.
  • Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
  • Развивать речь, память, мышление, внимание, зрительное восприятие, ориентировку в пространстве.
  • Вызвать интерес к соблюдению правил дорожного движения.
  • Воспитывать внимательность, дисциплинированность, ответственное отношение к своей безопасности на улице.
  • Способствовать формированию положительных эмоций от совместных игр.
  • Совместная деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, включала интеграцию таких образовательных областей как: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие».С детьми организовывались различные виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, художественно-речевая, продуктивная.Использовались методы активизация внимания, проблемная ситуация, беседа, уточняющие вопросы, загадки, рассматривание иллюстраций, практическая деятельность, музыкальное сопровождение, ИКТ.Конспект совместной деятельности с детьми средней группы «Безопасность на дорогах»Форма проведения совместной деятельности: игра-путешествие с использование макета «Улицы города».Тема совместной деятельности: «Безопасность на дорогах».Место проведения: группа.Используемое оборудование: макетИнтеграция образовательных областей: «социально – коммуникативное развитие», «познавательно развитие», «речевое развитие», «физическое развитие».Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, художественно-речевая, продуктивная.Цель занятия: обобщить знания детей Правил дорожного движения, правил поведения на улице. Задачи:1. Познакомить детей со светофором, его значением, световыми сигналами для правил пешехода; познакомить с простейшими правилами пешехода на проезжей части дороги.2. Закрепить знания основных цветов светофора (красный, желтый, зеленый).3. Активизация словаря: Светофор, Зебра, Пешеходный переход, Тротуар, Проезжая часть дороги.4. Довести до сознания детей, к чему может привести нарушение Правил дорожного движения.Предварительная работа: беседа о городе, наблюдение за транспортом, рассматривание иллюстраций по теме ПДД, дидактические игры и сюжетно-ролевые игры по ПДД, разучивание стихов, чтение произведений по теме ПДД.Воспитатель: Ребята! Сейчас у нас будет интересное и познавательное занятие. Сегодня мы с вами поговорим о правилах, которые должны знать все. Это правила дорожного движения.1 ребенок: Все время будь внимательным И помни наперед: Свои имеют правила Шофер и пешеход.2 ребенок: Перед быстрою машиной Никому нельзя бежать! У дороги надо маму Крепко за руку держать!Воспитатель: Вот сейчас мы и вспомним эти правила (Раздается стук.)Воспитатель: Ой! Ребята! Кто-то еще торопится сюда. Наверное, еще не все гости собрались у нас (Из-за ширмы появляется Медвежонок).Медвежонок: Здравствуйте, ребята! А куда я попал?Дети: В детский сад.Воспитатель: Откуда ты пришел к нам, Медвежонок?Медвежонок: Я живу в лесу. У нас тихо, спокойно. А пока я шел к вам в гости, очень испугался. Вокруг машин так много, все гудят, шумят, чуть под колеса не попал, еле лапы унес.Воспитатель: Медвежонок, ты, наверное, по проезжей части шел, там, где машины ездят. Вот и неудивительно, что чуть под машину непопал. Скажите, ребята, можно по проезжей части пешеходам ходить?Дети: Нет, проезжая часть только для машин.Воспитатель: А где должны ходить пешеходы? Мы с вами?Дети: По тротуару.Воспитатель: Правильно. Все пешеходы должны идти только по тротуару. Посмотрите все на картинку (Картинка с изображением улицы, тротуара, проезжей части).Воспитатель: Как много машин ездит в городе, как много пешеходов ходит. Вот тротуар для пешеходов, а вот проезжая часть для машин. Ребята! А кто из вас знает; что это за знак? (Картинка с изображением дорожного знака "Пешеходный переход").Дети: Пешеходный переход.Воспитатель: Правильно! А что он означает?Дети: Что в этом месте можно переходить дорогу.Воспитатель: Да! Этот знак указывает на место перехода проезжей части пешеходами. Переходить дорогу - дело очень трудное, делать это нужно правильно, только в положенном месте. Еще этот знак называют по-другому, а как, вы узнаете, отгадав загадку:Что за лошадь вся в полоскуНа дороге загорает,Люди едут и идут,А она не убегает?Дети: Зебра.Воспитатель: Правильно, молодцы! Пешеходный переход еще называют зеброй. Зебра - это участок дороги, где разрешается переходить дорогу, обозначается широкими белыми линиями.Воспитатель: Ребята! Как вы думаете, почему линии белые, а не какого-нибудь другого цвета?Дети: Потому что белые линии хорошо видны, даже ночью. Подвижная игра "Зебра".Играющие делятся на две команды.Атрибуты: полоски белой бумаги на одну меньше, чем участников в команде.Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру "Зебра". Нужно разделиться на две команды.Всем участникам в каждой команде, кроме последнего, раздаётся полоске белой бумаги (картона). Первый участник кладёт полосу, встаёт на неё и возвращается к команде. Второй шагает строго по полосе, кладёт свою «ступеньку» зебры и возвращается обратно. Последний участник шагает по всем полоскам, возвращаясь, собирает их.Воспитатель: Ребята, а как вы переходите дорогу? Одни - самостоятельно или с кем о?Дети: Со взрослыми - мамами и папами.Воспитатель: Молодцы! Дети переходят дорогу только со взрослыми людьми - мамами, папами, крепко держа их за руку. Необходимо посмотреть по сторонам - налево, направо, убедиться, что машин нет или они стоят и не двигаются. И только потом переходить дорогу.Воспитатель: Медвежонок, ты запомнил как правильно переходить дорогу?Медвежонок: Да! Спасибо, ребята! Теперь я знаю, как нужно переходить дорогу. По пешеходному переходу. Нужно посмотреть налевоаправо, убедиться, что нет машин и только потом идти.Воспитатель: Молодец, Медвежонок! Умница! А теперь еще одна загадка: Кто помогает соблюдать порядок на проезжей части? Слушайте внимательно и вы сразу догадаетесь.- Днем и ночью я горю.Всем сигналы подаю.Есть три цвета у меня.Как зовут меня, друзья?Дети: Светофор.Картинка с изображением светофораВоспитатель: Правильно, ребята! Медвежонок, а ты знаешь для чего нужен светофор? Расскажи нам.Медвежонок: А что рассказывать-то? Похож на елочку, как у нас в лесу. Горят разноцветные огоньки, вокруг него можно хоровод водить.Воспитатель: Ребята, правильно говорит Медвежонок?Дети: Нет!Воспитатель: Так для чего же нужен светофор?Дети: Чтобы знать, когда можно переходить дорогу.Воспитатель: Светофор регулирует движение пешеходов и машин. Когда едут машины - пешеходы стоят и ждут, а когда идут пешеходы - то машины не двигаются.Воспитатель: А что обозначают сигналы светофора?Дети: Красный - стой, Желтый - жди, А зеленый - проходи!Воспитатель: Молодцы, ребята! Светофор - хозяин на дороге. Он регулирует движение пешеходов и машин. Красный сигнал светофора указывает на то, что движение запрещено. Желтый предупреждает о смене сигнала - нужно быть готовым к переходу или дижению. А зеленый свет разрешает движение.Воспитатель: Так на какой свет нужно переходить дорогу?Дети: На зеленый.Воспитатель: Медвежонок, ты запомнил на какой сигнал светофора можно переходить дорогу?Медвежонок: Да, на зеленый.Воспитатель: А на красный сигнал светофора можно переходить дорогу?Лисичка: Нет, нельзя!Воспитатель: Ребята! А что произойдет, если пойти на красный сигнал светофора?Дети: Можно попасть под машину, произойдет авария, случится беда.Воспитатель: Да! Нужно быть очень внимательным и осторожным.Воспитатель: А ведь не только пешеходы должны знать сигналы светофора, но и водители автомобилей. И сейчас наши ребята покажут тебе, Медвежонок, как они их знают.Проводится игра "Машины и светофор" (стоя у стульчиков).Воспитатель: У меня три флажка - красный, желтый и зеленый. Когда я покажу красный флажок - это значит дороги нет, вы стоите и не двигаетесь, руки внизу; когда покажу желтый - вам нужно приготовиться, вы хлопаете в ладоши; а когда покажу зеленый - вы маршируете на месте (Игра повторяется 2-3раза).Воспитатель: А теперь еще загадка: Что за чудо - длинный дом, Окна светлые кругом, Носит обувь из резины, А питается бензином.Дети: Автобус.Воспитатель: Правильно (Картинка с изображением автобуса).Воспитатель: А кто управляет автобусом?Дети: Шофер (водитель).Воспитатель: Правильно! (Картинка с изображением водителя).Воспитатель: Покажем Медвежонку, какие мы водители.Дети рассаживаются на стульчики, выполняют упражнение "Едем - едем..." (2 раза.)Едем - едем на машине (руки держат руль),Нажимаем на педаль (двигать стопой ноги),Г аз включаем - выключаем (двигать рукой),Пристально мы смотрим вдаль (всматриваться вдаль).Дворники счищают каплиВправо, влево - чистота (движение "щеточки")!Ветер волосы ерошит (руками ерошить волосы),Мы шоферы хоть куда (показывать большой палец)!Воспитатель: Медвежонок! Какие ребята молодцы! Понравилось тебе у нас в гостях?Медвежонок: Да! Ребята, спасибо вам большое! Мне было очень интересно, Я столько много узнал! Теперь мне все понятно. Я запомнил Правила дорожного движения и расскажу о них своим лесным друзьям, чтобы они не попали в беду. Я расскажу им, что нельзя ходить, а тем более бегать по проезжей части, нужно спокойно ходить по тротуару. Дорогу нужно переходить только в положенном месте - по пешеходному переходу или там, где есть светофор. И я очень хорошо запомнил все сигналы светофора.Воспитатель: Какой, ты, молодец, Медвежонок! Приходи еще к нам в гости. В следующий раз мы расскажем тебе о других Правилах дорожной безопасности.Медвежонок: Обязательно приду, до свидания!Воспитатель: Ребята! Какие, вы, молодцы! Научили Медвежонка правильно переходить дорогу. Вы показали отличные знания Правил дорожного движения. Вы такие умные, смелые, внимательные. А зачем нужны Правила дорожного движения? Зачем всем нужно их знать и соблюдать, не нарушать?Дети: Чтобы не произошло беды, не случались аварии, опасные столкновения, чтобы никто не пострадал - ни пешеходы, ни водители, ни автомобили. Правила существуют для того, чтобы на дороге был порядок.Воспитатель: делает вывод занятияПравил дорожных на свете не малоВсе бы их выучить нам не мешало.Но основные из Правил движеньяЗнать как таблицу должны умноженья.На мостовой не играть, не кататься,Если ты хочешь здоровым остаться! На улице будьте внимательны, дети! Твердо запомните правила эти, Правила эти помни всегда, Чтоб не случилась с вами беда!Воспитатель: Правильно, молодцы, ребята! На этом наше интересное занятие подошло к концу. Вот так выглядит модель нашего макета «Улицы города»Макет будет служить прекрасным пособием для развития мелкой моторики, поможет детям в ориентировке в пространстве, также полезен для зрительного восприятия, социально-бытовой ориентировки