Публикации Статья «Дистанционное образование в современной школе»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статья «Дистанционное образование в современной школе»
Автор: Иваненко Лариса Николаевна

Статья Дистанционное образование в современной школе
Иваненко Лариса Николаевна, учитель биологии
МКОУ Ульяновская СОШ
Яшалтинский район Республика Калмыкия
Развитие биологии, как науки, всегда имело, имеет и будет иметь огромное значение для продвижения научно-технического прогресса на Земле. Мощные темпы развития современной техники стимулируют развитие научных исследований, ставят перед учёными всё новые, более сложные задачи.
В течение последних нескольких десятилетий дистанционное образование стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, существенно повлияв на характер образования во многих странах мира. В данный момент во всем мире происходит развитие спектра образовательных услуг для обеспечения дистанционного образования, характеризующегося огромным числом обучающихся, количеством вовлеченных образовательных учреждений, размерами и сложностью инфраструктуры, масштабами финансирования.
Дистанционное образование – это способ обучения, характеризующийся рядом специфических черт:
взаимной пространственной удаленностью обучающихся, обучающих и источников информации;
набором специальных технологий, обеспечивающих двунаправленное взаимодействие субъектов образовательной деятельности и источников информации;
сочетанием синхронных и асинхронных технологий обучения и общения (on-line и off-line технологии);
ориентацией на самостоятельную образовательную деятельность обучающихся.
Понятие дистанционное образование отличается от обучения тем, что предполагает образовательную активность обучающегося: он не просто воспринимает информацию от обучающего, но прежде всего, способен к самостоятельной образовательной деятельности и ответственности за ее результаты. При этом роль обучающего не сводится к простой трансляции информации. Он стимулирует и поддерживает устойчивую позитивную мотивацию обучающегося за счет следующих факторов:
адекватной и удобной подачи материала, обеспечивающей возможности для успешной самостоятельной образовательной деятельности обучающегося;
постоянно поддерживаемой обратной связи как реакции на результаты деятельности обучающегося, оценки его деятельности;
организации возможностей общения и взаимодействия, обучающихся в процессе совместной творческой деятельности (реализации дистанционных проектов).
Дистанционное образование позволяет решать следующие воспитательные задачи:
формирование опыта самостоятельной образовательной деятельности;
формирование ответственности за результаты собственного труда;
формирование коммуникативных навыков, умения продуктивно взаимодействовать с людьми;
помощь в самоопределении личности, в формировании стойких интересов к учению, познавательной активности, расширение кругозора;
создание возможностей для успешной социальной адаптации.
Интерес к дистанционному обучению сформировался уже давно. Заочная форма получения знаний была востребована и в прежние годы, а сейчас, в эпоху бурного развития телекоммуникационных технологий, дистанционному обучению как одной из форм заочного обучения уделяется особое внимание.
При дистанционном обучении учитель и ученик пространственно разделены друг от друга, но при этом они могут взаимодействовать с помощью особых приемов построения учебного курса, форм контроля, используя электронную почту и Интернет.
Система дистанционного обучения позволяет приобрести необходимые навыки и новые знания с помощью персонального компьютера и выхода в сеть Интернет. Место расположения ПК не имеет значения, поэтому учиться можно дома или в любом другом месте, где есть ПК с подключением к сети Интернет. Причем делать это можно в любое удобное для ученика время.
Дистанционное обучение актуально для учащихся, которые, по разным причинам, пропускают большое количество уроков, но при этом самостоятельно осваивают материал программы. Также оно позволяет продолжить обучение во время карантина.
Еще лет 20 назад это бы показалось научной фантастикой, но теперь это стало повседневной реальностью. Возможность учиться дистанционно появилась только после революции в развитии сетевых технологий. Развитие Интернета привело к тому, что нашлись люди, решившие материализовать эту затею.
Что такоедистанционное обучениеили дистанционное образование? Попробуем разобраться. Казалось бы, тут все просто, сажай преподавателя к веб-камере с одной стороны, а детей – на другом конце, запускайте видеоконференцию и вперед. Дистанционно? Да. Но эффективность здесь будет такая же, как и в обычном классе, единственный плюс при этом будет в том, что ребенку не надо ходить в школу. Часто это существенный плюс. Ведь бывает что рядом школы нет, или есть, но район плохой или обстановка в школе неблагоприятная или ребенок часто болеет и много пропускает занятий, либо занимается спортом и часто ездит на соревнования и т.д. Однако, вся мощь от дистанционного обучения проявляется, только если прибавить к удаленному доступу учителя с учениками современные компьютерные программные средства.
При дистанционном обучении могут возникнуть такие сложности:
Контроль над обучением детей здесь не такой как в обычной школе. Многое дано на откуп самого ученика и его родителей. В частности, нет гарантии того что ребенок все решает сам, а не кто-то это сделает за него. Нет гарантии того, что ребенок запомнил, к примеру, правило, какой-то факт, а не нашел его через поисковую систему в Интернете или подсмотрел в учебнике.
Нет физического взаимодействия учитель – ученик.
Дистанционное обучение стоит существенных денег, поэтому не все могут себе его позволить, особенно когда детей в семье много.
Достоинствимеется несравненно больше:
Не надо каждое утро вставать и куда-то идти (ехать, или везти детей), а потом еще и бежать и встречать со школы.
Рядом с ребенком нет никаких случайных, иногда неприятных людей, никто не орет на ребенка.
Обучение проходит практически на индивидуальном уровне, нет нужды в репетиторах.
Больше свободного времени, можно учиться в любом месте, где есть нормальный интернет.
В общем, при использовании дистанционного обучения контроль знаний будет иметь вид не привычный для ученика обычной школы. Это то же самое, если вдруг в обычной школе ученикам разрешат писать контрольную работу или сочинение дома. Если цель – приобрести знания, а не просто получить аттестат, то дистанционное обучение идеальный вариант.
Как же построены все системы дистанционного обучения? Естественно на основных принципах современного интернета, сочетаний веб-технологий, видеосвязи, электронной почты.
Итак, для дистанционного обучения нужны:
Интернет с нормальной скоростью и ПК с веб-камерой.
Программные средства для видеосвязи – например, скайп (Skype) на ПК учителя и учеников.
Специализированный сайт с обучающими курсами, на который вы переходите, как правило, по ссылке с сайта школы дистанционного обучения. Для размещения средств дистанционного обучения наиболее подходит система управления обучением Moodle.
Подводя итог, можно отметить, что дистанционное обучение в идеальном случае:
• предоставляет возможность проходить обучение, не выходя из дома;
• обеспечивает широкий доступ к образовательным отечественным и мировым ресурсам;
• предоставляет возможность получить образование для решения разных жизненных задач и при любом уровне начального образования и подготовки;
• предоставляет возможность организации процесса самообучения наиболее эффективным для себя образом и получения всех необходимых средств для самообучения;
• снижает стоимость обучения за счет широкой доступности к образовательным ресурсам;
• позволяет повысить уровень образовательного потенциала общества и качества образования.
Система дистанционного образования может и должна занять свое место в системе образования, поскольку при грамотной ее организации она может обеспечить качественное образование, соответствующее требованиям современного общества сегодня и ближайшей перспективе.