Публикации Формы работы кружка рисования.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формы работы кружка рисования.
Автор: Рябченко Ирина Иннокентьевна

Формы работы кружка рисования.К искусству нет готового пути. Будь небосвод и море только сини, Ты мог бы небо с морем в магазине, Где краски продают, приобрести. Самуил МаршакСовременная жизнь приводит к дефициту времени на полноценное воспитание родителями детей. Дети уходят в мир компьютерных игр и гаджетов, становятся тревожными, некоммуникабельными. Чтобы жить в социуме, ребёнку необходимо гармонично развиваться, научиться контролировать свои эмоции, импульсы. Этому может помочь интересно организованная внеклассная кружковая работа. Это особенно важно для детей с выраженной эмоциональной депривацией, ощущающих недостаток внимания со стороны близких взрослых. Рисование занимает особенное место в развитии и воспитании детей. Изобразительная деятельность развивает воображения и фантазии, пространственное мышление, раскрывает творческий потенциал личности. Используя практические умения и навыки в области художественного творчества, дети удовлетворяют потребность в созидании, реализуют возможность создавать нечто новое собственными силами. Кружковая работа дает уверенность в себе, доброжелательное отношение к товарищам, умение радоваться успехам друзей, умение работать в команде. Также через занятия изобразительным творчеством решаются психологические проблемы детей, возникающие у многих в семье и школе. На данный момент, в школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через кружковую работу является особенно важным. Программа кружка «Вернисаж» предназначена для школьников интересующихся предметом рисования, учащихся с 5 по 9 класс и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству. Программа кружка нацелена на развитие творческой личности, на приобщение учащихся к миру искусств через собственное творчество. Кружок расширяет представления учащихся о видах, жанрах изобразительного искусства, стилях, знакомит с различными техниками рисования, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Особенность программы «Вернисаж» интегративность. Во время занятий происходит симбиоз нескольких областей: истории, культурологии и декоративно-прикладного искусства.Кружковая работа это не поурочная система с единой скоростью обучения. В кружковой деятельности не надо успевать за всеми, у всех детей свой темп. Поэтому дети чувствуют себя свободнее, нет оценок, нет гонки за успеваемостью. Каждый ребенок на занятии выполняет рисунок, набросок, который по силам ему. И конечно в отличие от урока ребенок доволен итогом своего труда каждый раз, а не изредка. Разновозрастной коллектив кружковцев позволяет более компетентным ребятам помогать младшим. Помогать младшим, это увлекательно и почетно. Каждому ребенку хочется, чтобы он был авторитетом в той или иной области. В группе «Вернисаж» никогда не возникали проблемы детской жестокости. Отношения между пятиклассниками и семиклассниками, девятиклассниками строились дружеские и ровные. А ведь нередко в одновозрастной группе одноклассников дети из года в год общаются со сверстниками, и не умеют найти общий язык с другими.Кружковая деятельность имеет большое практическое значение. Дети могут использовать полученные знания и практический опыт для оформления классной комнаты, школы и собственного пространства. Основной упор делается на работу с различными материалами, а также на расширенное знакомство с различными живописными и графическими техниками, практическим закреплением в создании разнообразных работ. Практические знания способствуют развитию у детей творческих способностей, умение воплощать свой замысел и выражать свои мысли. Программа кружка рассчитана на 70 часов в год. Периодичность занятий один раз в неделю. В период подготовки к конкурсу занятия проводятся ежедневно. Творческого отбора нет, принимаются все желающие. Состав группы постоянный, формируется в начале учебного года. Количество от 30 человек и болле.Цель: Развитие индивидуальности каждого ребенка средствами взаимодействия различных форм основного и дополнительного образования в условиях обогащенной образовательной среды с многовариантным выбором.Основными задачами являются:
  • эстетическое воспитание школьников, формирование духовной культуры и потребности общаться с изобразительным искусством.
  • развивать творческие способности, фантазию.
  • обучать основам рисования по памяти и по воображению, обращать особое внимание на изучение и передачу в рисунках формы, пропорций, объема, перспективы, светотени, композиции.
  • Ведущей формой реализации кружковой деятельности «Вернисаж» является участие во всероссийских, муниципальных и республиканских конкурсах детского рисунка. Основной формой подведения итогов является периодическая организация школьных тематических, персональных выставок и участие в городских выставках, что дает детям возможность по-новому увидеть и оценить свои работы.Сущность любой кружковой работы основывается на добровольных началах. Коллектив кружка «Вернисаж» объединяет группу любознательных и пытливых ребят из школы №30 им. В.И Кузьмина. Удаленность нашей школы от центра не дает возможности всем детям посещать изостудии и центры детского творчества. Приют муз в нашем микрорайоне - это ДК Гагарина. Принимать участие в выставках и конкурсах ДК Гагарина стало для кружковцев доброй традицией. Юные художники с большим энтузиазмом принимают приглашение рисовать к конкурсу. Подготовка к конкурсу рисунков подобно разработке проекта, дети осваивают несколько стадий работы: сбор и обработка материала, согласование композиции и цветового решения с педагогом, и реализация. Педагог выступает только, как деликатный и осторожный помощник, сотрудник. Творческая деятельность, позволяет проявить детям себя индивидуально или в группе (в коллективной композиции), публично показать результат. Готовясь к конкурсу рисунков «Природа Якутии глазами детей», «Живи Земля!» кружковцы задумались о том, что города растут и притесняют леса. Осознали, что люди ответственны за сохранность природы. Добротой, гармонией и искренностью наполнены работы юных художников, которые рассказывают зрителям о многообразии окружающего мира. Практической составляющей конкурса кции «За чистый двор» была посадка деревьев в микрорайоне Аэропорт. Работая над рисунками к городскому конкурсу-выставке «История моего города» мы решили выбрать тему: История Аэропорта города Якутска. Выбор наш был не случаен, потому что наша школа находится на территории данного района города и носит имя первого летчика Якутии, Валерия Ивановича Кузьмина. Участники кружка посетили музей Аэропорта посвященную истории развития летного дела в Якутии, общались с работниками Аэропорта, изучили много исторической литературы по данной теме. Узнали много интересных справок, пересмотрели много фотографий связанных с нашим Аэропортом. Работа была проведена очень интересная и продуктивная.Все любят смотреть на звезды, мечтать и представлять, что сейчас происходит в бескрайней вселенной. А творческим ребятишкам это особенно интересно. Когда я на очередном занятии предположила что может быть, в этот момент из космоса нас кто-то разглядывают все дружно рассмеялись. Тема конкурса рисунков «Необъятный космос» посвященная Дню космонавтики будоражила детскую фантазию кружковцев. Ведь принять участие в этом конкурсе – это возможность мысленно исследовать просторы вселенной. В этих целях посетили экскурсию в Планетарии, слушали рассказ о космических светилах, для подкрепления интереса к научными знаниями о Космосе и планетах. Тематические конкурсы способствуют проникновению в суть темы. Во время подготовки к конкурсам-выставкам: «Мир во всем мире», «Гордимся Победой!», «Помним и гордимся», Дальневосточного Федерального округа «Мы не помнить об этом не вправе!», Национального художественного музея «Пульс Победы», посвященным Великой Отечественной войне, мы много разговариваем на эту важную тему, значении подвига нашего народа для будущего поколений, читаем историческую литературу, смотрим фотографии военного периода. Дети очень чутко чувствуют эту тему, рисуют и размышляют о вопросах утверждения Мира на земле, стремлении сохранить Мир. Выставочная деятельность носит практический характер, имеет важное прикладное значение, и важна для творческой единицы. Работая над рисунком к выставке, ребята учатся планировать реализацию замысла, искать необходимую информацию, предвидеть результат и достигать его. Они учатся делать выбор, демонстрировать результат своей кропотливой, многодневной работы. Положительный результат программы «Вернисаж» достигается благодаря таким формам работы, как: беседы, экскурсии в музей, диспуты, квест-игры, прогулки по историческим местам города. В процессе подготовки к конкурсу «История моего города» и «Моя Якутия» ребята посетили исторические памятники и территорию Старого города.Экскурсии как форма кружкой работы позволяет конкретизировать знания учащихся, полученные ранее. На экскурсии дети близко знакомятся с творчеством художников. Общение с оригиналами изобразительного или декоративно-прикладного искусства стимулирует интерес школьников, они учатся не просто наблюдать, но и делать самостоятельные выводы. Ребята посещают все новые выставки в НХМ и выставочных залах КДМ, галереи академика А.Осипова, Галереи зарубежного искусства им. М.Ф.Габышева. За период деятельности кружка дети посетили выставки: Художественное творчество Афанасия Николаевича Осипова; Художника-дизайнера Августины Филлиповой; Театральные костюмы и декорации к спектаклям ; « В моем саду ..» -российских художников; Картины Никоса Сафронова ; Бестиарий; Выставка кукол российских художников; Коллекцию драгоценных камней и металлов Кондрагмет; Фотовыставка якутских путешественников и т.д. Дети ежегодно посещают экскурсии в НХМ республики САХА (Якутии), в Галерее зарубежного искусства имени М.Ф. Габышева. Посещение выставок и экскурсий расширяют кругозор детей и позволяют участвовать в конкурсах рисунках с различной тематикой: Его Величество театр; Республиканский конкурс рисунков посвященный 125-летию якутского писателя Неустроева Николая Денисовича ; Эскизы одежды в республиканском конкурсе моды «Долина Туймаады»; Дню защиты детей « Мой небесный конь»и т.д.Социально-педагогическое партнёрство важно в кружковой работе. Работа по программе «Вернисаж» способствует выстраиванию партнёрских отношений с разными организациями: музеями, выставочными залами, учреждениями культуры, организациями. Воспитательная задача кружка сотрудничество между школьниками разного возраста. Общими усилиями решаются разные вопросы – участие в выставках, конкурсах, создание конкурсной работы. В нашем маленьком, но дружном коллективе важна преемственность. Старшие участники кружка трогательно опекают новеньких ребят. Своевременное посещение занятий дисциплинирует школьников. Соревновательный элемент стимулирует более слабых детей. В свободной и интересной форме занятий школьники, которые не блистают хорошими оценками, наоборот проявляют себя как сильные и компетентные ребята. Кружковая работа безусловно нужна для детей. Иногда ребенок не проявляет особой заинтересованности, тогда чтобы определиться можно попробовать свои силы в разных областях деятельности. Не нужно требовать от ребенка добиваться «высоких достижений», главное чтобы ребенок чувствовал себя самодостаточным. Любое дело, которым с увлечением будет заниматься ребенок, принесет пользу. Кружки нужны для того, чтобы ребенок мог заниматься творчеством, воплощать в жизнь свои мечты, встречаться с друзьями-единомышленниками, общаться с мудрыми и талантливыми взрослыми. Иногда достаточно посмотреть на радостные лица ребят и понимаешь, что все делается не зря.