Публикации Приёмы технологии здоровье сбережения для развития мелкой моторики рук

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Приёмы технологии здоровье сбережения для развития мелкой моторики рук
Автор: Байдина Елена Петровна

Продуктивное использование современных образовательных технологий при достижении цели и реализации задач профессиональной деятельности в межаттестационный период: Краткое выступление на семинаре «Приёмы технологии здоровьесбережения для развития мелкой моторики рук» Родителей и педагогов, конечно же, всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыка письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также зрительного восприятия и произвольного внимания. Поэтому работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во – первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во – вторых, готовят к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, в – третьих вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.                Развития мелкой моторики включает в себя такие направления как:             Кинезитерапия             Гидрогимнастика             Су Джок терапия             Японская методика пальцевого массажа             Манипуляции с различными предметами             Пальчиковая гимнастика                Кинезитерапия        Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития. Они развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают зрительно-моторную координацию, формируют пространственную ориентировку, совершают регулирующую и координирующую роль нервной системы.        Кинезиологические упражнения можно использовать на коррекционно-развивающих занятиях в качестве динамических пауз или перед занятиями как организующее звено.                Гидрогимнастика.        Воздействие на воду образует микроволны, которые усиливают давление на организм человека. Кожа рук является механическим передатчиком в кору головного мозга. Вода оказывает механическое давление на мышцы, в результате чего они расслабляются, и снимается патологическое напряжение. Игры с водой разгружают эмоциональную сферу ребенка, создают положительный настрой. Контрастные ванны являются мощным раздражителем, обладают закаливающими свойствами, тренируют кровеносные сосуды, снимают нервные перегрузки и стрессы.        В играх с водой используются прокатывание, перекатывание, перекладывание в теплой воде различных предметов, например, резинового мячика, одну или двух бусинок, массажёров, маленьких фигурок, палочек, карандашей и т. д.         Су Джок терапия - стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики).        Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д.         Использование су джок массажеров в комплекте с металлическими кольцами, в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной работы с ребенком. Массаж су джок-кольцом способствует повышению общего тонуса организма, увеличению работоспособности, оказывает профилактическое общеукрепляющее действие.        Эту работу можно проводить перед выполнением заданий, связанных с письмом, рисованием, штриховкой.        Мы применяем су-джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции речи. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места.             Японская методика пальцевого массажа        Массаж грецкими орехами: катать два ореха между ладонями; один орех прокатывать между пальцами; удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук и т.д.        Массаж шестигранными карандашами: удерживать в определенном положении в правой и левой руке; растирание ладоней одним или несколькими карандашами; удерживать карандаш каждым согнутым пальцем, двумя любыми согнутыми пальцами под счет и т.д.        Воздушные шары, наполненные солью, крупой, мелкими камушками: массировать каждый пальчик снизу вверх, сверху вниз круговыми движениями; массаж ладоней круговыми движениями, движениями вверх-вниз.        Упражнения желательно сопровождать проговариванием стихов.        Манипуляции с различными предметами.              Игры с бумагой.         Разглаживание скомканных бумажных комочков из цветной бумаги; раскатывание шариков из салфетки; разрывание бумаги (путем отщипывания от листа)...              Игры с карандашом и верёвочкой.            «Черепашьи бега», наматывание веревочки на карандаш или палочку...              Игры с верёвкой.            Выкладывание различных  изображений на бархатной бумаге; бусы из коктейльной соломки, рисование шнурком.              Клавиатура компьютера            Хаотичное нажатие на кнопки клавиатуры пальцами обеих рук.             Игры с прищепками.             Игры со скрепками.            Выкладывание картинок; прикрепление скрепок к картинке, цепочка из скрепок             Игры с пуговицами.            Пуговичная мозаика; сортировка…             Игры с крупами, бобами, семенами.             Переборка круп, семян; рисование узоров; выкладывание узоров из фасоли, гороха и пр.            Пальчиковая гимнастика        Одним из видов работ на уроке для развития динамической координации рук является пальчиковая ритмика. Активные движения тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук стимулируют развитие речи. Эти игры и упражнения дают пальцам полноценный отдых. Кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять моральное напряжение.            Пальчиковые шаги. Эти увлекательные задания не только готовят руку ребёнка к письму, но также развивают его память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, что, в свою очередь, способствует развитию речи.                            Вывод:            Развитие мелкой моторики             Способствует повышению речевой активности             Развивает речевые умения и навыки             Снимает напряжение, восстанавливает работоспособность             Активизирует познавательный интерес             Улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой                         Развивает мелкую, общую и артикуляционную моторику