Публикации Проект "Русская старина"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проект "Русская старина"
Автор: Пелевина Любовь Сергеевна и Орешкова Наталья Николаевна

Проект «Русская старина» «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний»Д. ЛихачевАктуальность 2022 год объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Цель его - популяризация народного искусства и сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей.Цель проекта: приобщение детей к национальной культуре, духовным ценностям русского народа, ознакомление с историей, традициями; воспитание у детей патриотических чувств и духовности. Задачи проекта:
  • Познакомить с культурой и традициями народа Руси.
  • Знакомить с различными образцами устного народного творчества, взятыми из литературных, этнографических, исторических источников и адаптированных для детей дошкольного возраста; прививать нравственные ценности, присущие русскому народу.
  • Развивать и обогащать словарный запас.
  • Воспитывать любовь и уважение к Отчизне: ее народу, культуре, истории, святыням, фольклору, традициям народа. 
  • Ожидаемые результаты:
  • Обогащение и систематизация знания детей о культуре и традициях русского народа.
  • Проявление любознательности к истории своего народа, его прошлому.
  • Умение передавать свои знания в разных видах продуктивной деятельности.
  • Воспитание любви, чувства гордости за свою Родину.
  • Организационные формы работы над проектом:
  • беседы, чтение стихов, рассказов, сказок, сказаний о Русских богатырях;
  • рассматривание картины «Три богатыря» Васнецова;
  • знакомство со старинным оружием (меч, булава, копье, боевой топор, сабля, нож, дубина и т.п.);
  • подготовка детских работ (рисунков, коллажей) к выставке по теме «Русская старина»;
  • изготовление оформления для спортивного развлечения: дуб, сундук, яйцо (воздушный шарик белого цвета), избушка Бабы-Яги, бутафорский замок Кощея, вещий камень с  надписями для выбора предстоящего пути;
  • подготовка костюмов для детей и взрослых (русские народные костюмы для ведущей, Василисы и детей (косоворотки и кушаки для мальчиков и платья для девочек), Бабы-Яги, Воеводы (шлем, кольчуга, сапоги, накидка, меч, щит);
  • разучивание флэшмо́ба «Русские богатыри»;
  • приобретение угощения для детей (пирог или что - то подобное).
  • Продукты реализации проекта:
  • Разработка конспектов занятий и тематических бесед по теме проекта «Русская старина».
  • Фотовыставка «Старинное оружие».
  • Выставка детских работ - рисунков, коллажей «Русская старина».
  • Спортивное развлечение «Богатырские игры».
  • Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальные руководители, инструктора по физкультуре Сроки реализации проекта: февраль 2022 года Спортивное развлечение посвященное23 февраля «Богатырские игры» Подготовили: Пелевина Л.С., Орешкова Н.Н. инструктора по физической культуре2022гЦель: Приобщение детей к истории и культуре своей Родины, героическому прошлому Русского народа;Задачи:
  • обогатить представление детей о былинных героях, русских богатырях и их ратных подвигах;
  • воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки, сплоченности;
  • развивать физические качества: силу, быстроту, ловкость, координацию движений.
  • Место проведения: МДОБУ №28 «Аленький цветочек», музыкальный зал.Время и место проведения: с 18.02.2022 по 22.02.2022г. по графику.Действующие лицаВедуща-----------Пелевина Л.С.Воевода_______Черноусов С.В.Баба Яга______Орешкова Н.Н.Василиса Прекрасная------воспитатель группыЧтецы 4 человекаОборудование
  • Дуб, сундук, замок Кощея, дом Бабы Яги, вещий камень с  надписями для выбора предстоящего пути, детские работы рисунки и коллажи, мечи, (по числу мальчиков), тряпочные булавы 2 шт., шлем, кольчуга и накидка для воеводы, 1 скамейка, канат, дорожка «Уж», 10-12 массажных ковриков, шишки по 3 шт. на ребенка, белый надувной шарик, фрукты и овощи по 15 шт., чугунок, кастрюля, стол 2 шт., кушаки и косоворотки мальчикам, русские народные костюмы для девочек.
  • Оформление залаНа боковой стене выставка детских работ на тему «Русская старина», на другой стороне фотовыставка «Старинное оружие».На центральной стене оформлен – дуб. Перед ним на самом верху крепится картонный сундук на леске для движения, в котором лежит «яйцо» (белый надувной шарик). По одну сторону от дуба – бутафорский замок Кощея, по другую – Домик Бабы Яги, вещий камень. Дети в русских народных костюмах входят в зал под музыку ( «Братина» (Сибирь) минус), садятся на стульчики.Ведущая. (В русском народном костюме).Дорогие ребята! Скоро 23 февраля наша страна будет отмечать праздник – День ащитника Отечества! Сейчас на защите нашей Родины стоят солдаты Российской армии. Ребята, а вы знаете, как называли защитников Родины, в далёком прошлом, в древности?Дети: Богатыри!Ведущий: Правильно, в давние времена нашу землю оберегали и защищали от врагов богатыри. Жили они давным-давно, но нынешним воинам есть чему у них поучиться.Все может родная земля: накормить тебя теплым хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой. И только защитить себя не может. Защита Отечества – долг тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой.С давних лет так повелось: как только на нашу землю приходил враг все русские люди, и стар и млад, поднимались на борьбу. Русские воины всегда славились мужеством и отвагой.Несколько веков назад дети взрослели рано. С самого детства приучали их к работе. Но не только пахать и знать ремесло должен был мальчик, но и уметь защитить себя и свою землю от злого врага. Когда наши мальчики вырастут, мы уверены, они тоже станут достойными защитниками Отечества.Раздается стук в дверь, входит воевода (взрослый в соответствующем костюме).Воевода. Беда, беда!Ведущая. Что случилось? Кто вы?Воевода. Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам всем поклон от нас, русских богатырей! (кланяется)Ведущий: Здравствуй богатырь русский! Откуда и куда путь держишь?Воевода: Иду я от своего родного города Мурома. Горе у меня! Кощей похитил красоту русскую – Василису Прекрасную. А я – Воевода. Ищу по  белу свету юных богатырей. Собираю дружину славную, хочу на смертный бой с Кощеем пойти, освободить Василисушку. Ой! Да я смотрю, у вас тут добрых молодцев полным – полнехонько. Не хотите ли вступить в мою дружину? Дети (хором): Да! Мальчик 1.Любит русский человекПраздник силы всякой,От того и хлеще всехОн в труде и драке.И в привычке у него – Издавно, извечноЗа любое удальствоУважать сердечно.Воевода. Но прежде я должен испытывать вас на силу, ловкость, смекалку, удаль молодецкую. Для начала испытаем удаль молодецкую. Сможете дружно, весело повторять за мной? (раздает мальчикам сабли они встают в шахматном порядке).
  • Флешмоб «Богатырская сила»
  • (Мальчики, одетые под богатырей с мечами, исполняют флэшмо́б «Русская Рать» автор Николай Емелин «Русская рать» Ведущая. Батюшка воевода! Ну как, годятся наши молодцы для твоей дружины?Воевода. Молодцы! Удалые, весёлые молодцы, но я еще не все испытания провел. Теперь я хочу испытать их на ловкость.II. «Борьба с булавами»(Участники становятся возле скамейки, на скамейку с разных сторон встают 2 ребенка и пытаются булавой, сделанной из ткани и ваты, столкнуть соперника на пол, тот кто слетел со скамейки садится на стульчики и игра продолжается).Ведущая. Ну, а теперь, Воевода наши дети готовы вступить в твою дружину?Воевода. Молодцы! Да только есть еще у меня для них испытания. Хочу испытать вашу силу молодецкую.IV. «Перетягивание на кушаках»(Мальчики встают парами у черты (разложенный канат) и, взявшись за кушаки, по команде «Начали!» должны перетянуть соперника на свою сторону. Кого перетянули, тот покидает игру и садится на стульчик, а из выигравших образуют новые пары и игра продолжается пока не останется 1 игрок). Ведущая. Ну, как годятся наши молодцы для твоей дружины?Воевода. Хороши, но есть еще у меня для них задание.Ведущая. Подожди, батюшка Воевода. Дай ребятушкам передохнуть перед новыми испытаниями, а девочки для них сейчас хоровод заведут.Девочка 2. С разных состязаний,И с победою желанной,Едут витязи домой.Славит их народ честной,А красавицы девицыПеть большие мастерицы,Их встречают у воротИ заводят хоровод.III.Танец «Балалайка»Ведущая. ( Воеводе). Ну, вот теперь можешь дальше наших молодцев испытывать.Воевода: Ни у кого не осталось сомнения, что в этом зале настоящие богатыри собрались. Велика их силушка. А вот готовы ли они  свою смекалку показать? Вот сейчас проверим.Вопросы:- Как называется сказание о богатырях? (былина)- Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут (кольчуга)-Как назывался головной убор богатыря? (Шлем)- Богатырская цифра (три)- Назовите имена героев – богатырей? (Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич)- Это колющее оружие на длинном древке. Из-за длинной рукоятки обычно поединок воинов «один на один» начинается с использования именно этого оружия. (Копьё, пика)-То оружие оборонительного назначения. При сражении воин прикрывает им своё тело. (Щит)- Оружие для удара непосредственно по противнику. Оно состояло из рукоятки и тяжёлой круглой ударной части. (Булава)-Главное оружие Соловья-разбойника (Свист)Воевода: Ну, а теперь последнее испытание. Хочу посмотреть, какие вы дружные, потому, что Кощея в одиночку не одолеть. Все богатыри на Руси ведали: один в поле не воин.V. Конкурс «Перетягивание каната»(Одна группа берется за канат с одной стороны, другая с другого конца)Воевода. И опять вы с заданием справились, все такие сильные, дружные!Ведущая. А наши ребята, воевода, не только удалые, сильные, ловкие они еще танцоры отличные.Ребенок 3. Эй, ребята, выходите,Пляску русскую начните!В этой пляске удалойПусть кружиться шар земнойРебенок 4. Эх, раз, еще раз,Мы поклонимся сейчасНачинаем перепляс,Постараемся для вас!VI. Танец парный «Русский наигрыш»»Ведущая. Ну, как, Воевода, берешь наших ребят в свою дружину?Воевода. Молодцы! Решил я вас всех взять в свою дружину. Путь нам предстоит далекий, битва – нелегкая, а вместе мы Кощея одолеем. Ну – ка, дружина моя стройся! (Тут, из- за избушки выходит Баба-Яга)Баба – Яга. Что – то русским духом пахнет! Ишь ты, сколько молодцев в мой лес забрело! А ну отвечайте, откуда вы и куда путь держите?Воевода. Здравствуй, Баба – яга! Ты бы лучше нас накормила, напоила, одежонку починила, да развеселила! А то, видишь, как мы притомились, пригорюнились.Баба –– Яга. Ой, простите старую, касатики, да как же я всех накормлю, напою? Вас вон сколько, а я одна. Ведущая. Баба – яга, посмотри, сколько помощниц с нами идёт (показывает на девочек), они тебе помогут.Баба –– Яга. А вы, что делать – то умеете, красавицы?Ведущая. Да все, что девочке положено уметь делать. Всему их матушки обучили. И ткать, и щи варить, и народ веселить. Ребенок 4 . Песни русские такие,Что охота подпевать,Сколько песен у России –Никому не сосчитать!VII. Песня «Солдатушки, бравы ребятушки…»».Баба –– Яга. Ой, спасибо, красавицы, развеселили народ, петь то все умеют, а что еще вы можете - то?Ведущая. Баба –– Яга. А еще они могут и щи и компот сварить, они все умеют, их матушки всему научили, вот сейчас тебе и покажут, а добры молодцы пока посидят, отдохнут.VIII. Игра «Разложи правильно»(В одной корзине сложены овощи и фрукты, по сигналу, каждая девочка берет один предмет и несет его либо в крынку или кастрюлю (фрукт для компота), либо в чугунок (овощ для щей).Баба –– Яга. И вправду все делать умеют, все знают, правильно все овощи и фрукты разложили, вот молодцы красны девицы.Воевода. А идем мы, Баба – Яга, с Кощеем биться, Василису Прекрасную из беды выручать.Баба –– Яга. Ой, соколики, вы мои! Не одолеть вам Кощея силой богатырскою; он ведь бессмертный. Вам надо его смерть найти. А находится она в яйце, а яйцо – то в сундуке, а сундук висит на высоком дубе. Ведут к этому дубу 2 дороги. Одна длинная, но безопасная, а вторая короткая, но с преградами и трудностями.Воевода. Трудностей мы не боимся, показывай, где короткая дорога, нам торопиться надо, Василису скорей выручать.(Баба – Яга показывает дорогу. Дети становятся в 2 колонны и перепрыгивают ров, в котором лежит уж (атрибут), проходят по кочкам (массажным коврикам), подлезают под дуги.Воевода. Вот мы и добрались до заветного дуба. Сундук висит высоко, просто так нам его не достать, попробуем его сбить.(Всем детям раздают по 3 шишке, и они выполняют метание по сундуку, после каждого попадания сундук опускается все ниже и ниже).Воевода. ( Достает из сундука «яйцо») Вот она, смерть Кощеева! (Протыкает шар, заранее приготовленной иглой и из-за дуба выходит Василиса прекрасная) Василиса прекрасная. Спасибо вам, молодцы, что спасли меня от Кощея Бессмертного, знаю: теперь не топтать врагу землю – матушку, раз такие богатыри на ней подрастают.Воевода. Еще раз спасибо вам молодцы, за службу верную, а вам девицы, за то, что богатырей своих не забывали, в трудную минуту им помогали.Василиса прекрасная. А за то, что вы меня из плена Кощея вызволили, хочу я угостить вас всех гостинцами. (Раздает всем детям угощение).