Публикации МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КИНОУРОКА .Тема: « Добро и зло» (5 класс)

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КИНОУРОКА .Тема: « Добро и зло» (5 класс)
Автор: Колегаева Оксана Николаевна

Колегаева Оксана Николаевна, учитель русского языка и литературыМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КИНОУРОКА (ЗАНЯТИЮ В КИНОКЛУБЕ для детей среднего школьного возраста) НА МАТЕРИАЛЕ МУЛЬТФИЛЬМА «Гора самоцветов. Подарки Черного ворона» РЕЖИССЕРА Степана Бирюкова.Тема: « Добро и зло» (5 класс)Цели занятия:
  • формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, системы значимых социальных и межличностных отношений, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике;
  • развитие у обучающихся способности к самопознанию и саморазвитию;
  • решение задач общекультурного, поликультурного и личностного развития обучающихся.
  • Планируемые результаты: личностные :
  • формировать способность к оценке и анализу событий, проблемных ситуаций; раскрыть значение нравственности, доброты, взаимовыручки в жизни человека, семьи и общества;
  • создать условия для формирования умения осознавать и сопоставлять мотивы и цели своего поведения, способствовать формированию умения принимать решение в ситуациях выбора.
  • метапредметные :1.раскрыть понятие «доброта» , «взаимопомощь» посредством применения знаний этимологии русского языка, анализа идеи сказки; 2. создать условия для формирования умения выслушивать, анализировать мнение коллектива, вести диалог. предметные: развивать кругозор учащихся, обогащать словарный запас.Методы: объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения, частично-поисковый. Формы организации деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная. Виды деятельности: слушание, просмотр мультфильма, дискуссия, анализ ситуаций и событий, самостоятельная работа с информацией. Учебно-методическое обеспечение: мультфильм-сказка «Подарки черного ворона», методические рекомендации.Этапы занятия: 1. Организационный 2. Мотивационно-целевой 3. Проектировочный 4. Деятельностный 5. Контрольно-оценочный 6. Рефлексивный1. Организационный этап. Приветствие. Проверка подготовленности класса к занятию, работе и восприятию содержания. 2. Мотивационно-целевой этап.-Что такое добро? Что такое зло? Что такое взаимопомощь? На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти вечные вопросы. Настолько ли они важны? Обсудим.3. Проектировочный этап.- Давайте раскроем значение слова «доброта», «взаимопомощь», «зло»! ДобрыйдоброСтарославянское — добръ, добро. Общеславянское — dobrъ. Прилагательное «добрый», означающее «мягкосердечный», «сострадательный», «хороший», впервые стало использоваться в русском языке в XI в. Слово с той же индоевропейской основой встречаем в армянском языке (darbin), однако оно имеет иное значение — «кузнец». Производные: доброта,. добряк, одобрить, добреть.ВЗАИМОПО'МОЩЬ, и, мн. нет, ж. (книжн.). Взаимная помощь, оказание помощи двумя или несколькими лицами друг другу. ◊-Это понятие раскрывается двумя действиями:1. взаимовыручка - непосредственная и быстрая помощь человеку;2. поделиться тем, что у тебя есть бескорыстно.Зло. Старославянскоезъло (беда, грех). На Руси слово начало использоваться рано — с XI в. В древнерусский язык слово проникло из старославянского и довольно быстро получило широкое распространение. Производные: злой, злость, злоба, злиться.-Зло противостоит добру. Зло – все то, что губит душу человека, способствует нравственной деградации. К сожалению, зло очень распространено и многолико, оно коварно. Зло часто маскируется, иногда его трудно распознать.- Мы живем в России, в многонациональной стране. Давайте рассмотрим , что такое «добро и зло» на примере грузинской народной сказки «Подарки черного ворона», проанализируем нравственный выбор героев.4. Деятельностный этап. 1. Общее восприятие мультфильма-сказки. - Какое впечатление произвела на вас сказка?-По каким признакам можно назвать это произведение сказкой? Докажите, что это сказка.1.Зачин (Жили-были….)2.Птицы разговаривают.3.Волшебные предметы, которые творят чудеса.4. Добро побеждает зло.5. В сказке есть поучительный смысл. - Какие эпизоды показались вам наиболее яркими? - Перечислите героев фильма.(Основные герои сказки: Гочи с маленьким сыном Дато и женой, черный ворон, местный князь, подарки ворона)-Кто такой Гочи? Хорошо ли жил? Охарактеризуйте. -С какой целью жена Гочи собрала зерна у соседей и принесла домой? -Все ли соседи откликнулись на призыв о помощи? (Бескорыстие соседей повлияло на урожайность)-Как вы понимаете смысл фразы Гочи : «Что за чудеса?!» (Доброта и взаимопомощь соседей дала невиданный урожай)-Что произошло с Гочи во время жатвы?(Во время жатвы стая птиц прилетела на поле и стала уничтожать его урожай. Гочи рассердился и стал прогонять птиц, но тут подлетел к нему черный ворон и попросил крестьянина оставить в покое птиц, так как это его гости , и пообещал его отблагодарить трижды)-Как отреагировал Гочи на просьбу ворона? ( Хотя Гочи и не верил в то, что птица сможет отблагодарить, он отдал не только свой урожай, и даже свой обед, чтобы помочь просящему ворону, царю птиц ,достойно, по-доброму принять гостей.)-Какими качествами отличается ворон от других птиц?(У всех народов ворон –символ мудрости и вечности!-Что заставило Гочи обратиться за помощью к ворону? (Бедность и голод в семье, надежда на чудо найти неизвестного никому царя птиц-ворона)-Сколько раз помог царь-птиц орон Гочи? (Трижды, эпизод с мельницей, с ослом, палки-колотушки, которой бьют каждого, кто откроет сундук).Задания по группам. Первая группа получает задание: проанализировать эпизод с мельницей.-Что первым делом сделал Гочи, когда получил свой первый сказочный подарок- мельницу-самобранку? (Он решил накормить всю деревню, не только свою семью. Это говорит о том, что благодарность и щедрость –главная черта Гочи.)-Ребята, каждый всплеск доброты и щедрости очень заметен. Местный князь решил узнать, кто благородным образом поступает на его территории.? Что сделал местный князь? (Жадность и алчность князя заставила его отнять мельницу-самобранку у Гочи. Крестьянин остался беззащитным перед князем.)Вторая группа: проанализировать эпизод с подарком-ослом.-Как еще раз помог ворон бедному крестьянину?( Черной ворон подарил осла, из которого сыпались золотые монеты)-Что сделал Гочи, получив такой подарок?( Гочи пригласил всю деревню и устроил праздник!)Третья группа анализирует эпизод с палкой-колотушкой.Вывод: быть добрым и щедрым важно для сохранения дружеских связей в своем мире. Палка-колотушка проучила злого и жадного князя, восстановила справедливость. Чтобы быть долгое время добрым и щедрым, нужно быть сильным и смелым. Это позволит защитить своих друзей, семью, имущество от врагов.5. Контрольно-оценочный-Опишите характерные черты главных героев.Гочи то крестьянин с открытым сердцем и щедрой душой.Ворон- царь птиц. Его главная черта-благодарность без границ за доверие и оказанную помощь.Местный князь. Отличительные черты: жадность, безнаказанность и жестокость по отношению к слабым и голодным.-Какова связь между тремя этими героями?Чтобы крестьяне, такие как Гочи, жили в добре и счастье, им необходим добрый справедливый и благодарный царь, который при этом защищает их от жадных и жестоких князьков.6.Рефлексия.-Чему учит данная сказка? (1. Жизнь в горных условиях местности сформировала характер взаимоотношений между людьми, где во главу угла ставится доброта, взаимопомощь, благодарность, гостеприимство.)Учитель предлагает учащимся продолжить фразы:
  • Доброта- это….
  • Добрый человек- это…
  • Обобщая ответы учащихся , учитель скажет о том, что:
  • Добром считаются отношения доверия,взаимопомощи,справедливости, любви.
  • Человек на то и человек, чтобы делать добро, потому что добрых людей на земле гораздо больше злых, и ваше добро смогут люди оценить.
  • «За добро добром платят!»