Публикации Программа внеурочной деятельности "Путешествие по тропе здоровья"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа внеурочной деятельности "Путешествие по тропе здоровья"
Автор: Помигуева Галина Александровна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Путешествие по тропе здоровья»
  • Пояснительная записка
  • Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования становится укрепление здоровья нации и особенно подрастающего поколения.Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния - нарушение экологии, гиподинамия, состояние социальной среды, незнание своего организма.Огромную роль в становлении человека как личности играет образ его жизни, который, в свою очередь, зависит от образа мышления и сформированных жизненных установок. Из всех факторов, влияющих на здоровье человека, 50% приходится на организацию здорового образа жизни, по 20% - на генофонд и экологию, и лишь 10% - на медицинское обслуживание. Именно поэтому формирование здорового образа жизни ребенка имеет первостепенное значение.Если мы научим с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеется, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления.АктуальностьЗдоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования.Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы.Цели и задачи программыЦель программы – обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.Задачи:
  • сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
  • формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
  • обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
  • добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
  • Пути, средства методы достижения цели.Данная программа строится на принципах.
  • Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
  • Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
  • Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
  • Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год, объемом в 68 часов, 2 часа в неделю.Возраст детей: 12-13 летФормы организации детского коллектива:
  • лекции;
  • беседы;
  • диспуты;
  • ролевые и деловые игры;
  • практические работы;
  • праздники.
  • Учебно-тематический план
  • Содержание программы:
  • Введение. Что такое здоровье? (6ч. ауд.-3; внеауд.-3)
  • Что такое здоровье? «Здоровый образ жизни, что это?» Охрана и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей. Средства личной гигиены.Экскурсия «Природа – источник здоровья». 2. Бережем здоровье. (10ч. ауд.-5; внеауд.-5)Что должно быть в домашней аптечке? “Мы за здоровый образ жизни” Как вести себя, когда что-то болит? Как защититься от простуды и гриппа? Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос. Как избежать искривления позвоночника. Как сохранить улыбку красивой. Почему устают глаза? «Как сохранить и укрепить зрение» Здоровье и домашние задания.3. Здоровое питание. (15ч. ауд.-7; внеауд.-8)Питание - необходимое условие для жизни человека. Секреты правильного питания. Пища наших предков. Современное меню для здоровья. Здоровое питание. Дневной рацион школьника. Выпуск плакатов «Продукты для здоровья». Жиры, белки и углеводы - что важнее? Пищевые добавки в нашей жизни. Полезные и вредные продукты. Витамины. Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники». Проблемы здоровья, связанные с неправильным питанием.4. Я в школе и дома. (10ч. ауд.-5; внеауд.-5)“Режиму дня мы друзья”. Сон - лучшее лекарство. Неправильный режим дня и его последствия. Режим дня в разное время года. Чувства и поступки. Учимся находить причину и последствия событий. Дружба. Кто может считаться настоящим другом? Как дружить в школе. Шалости и травмы.5. Вредные привычки. (13ч. ауд.-7; внеауд.-6)Почему некоторые привычки называются вредными? Зависимость. Что мы знаем о курении. Злой волшебник-табак. Мифы и факты о табаке. Алкоголь – ошибка. Мифы и факты об алкоголе. Злой волшебник наркотик. Наркотик-тренинг безопасного поведения. Почему вредной привычке ты скажешь, НЕТ.6. Гигиена. (14ч. ауд.-7; внеауд.-7)«Викторина Гигеи». Мой внешний вид - залог здоровья. Уход за зубами. На зарядку становись. Комплексы ежедневной зарядки. Как закаляться. Обтирание и обливание. Соблюдение правил личной гигиены - условие борьбы с инфекционными заболеваниями. Как избежать отравлений. Опасности летом. Прививки от болезней.
  • Предполагаемые результаты реализации программы: 
  • Первый уровень результатов – приобретение школьником знаний о правилах здорового образа жизни, об основных нормах гигиены тела, о правилах безопасности на занятиях и правилах бесконфликтного поведения; о принятых в обществе нормах отношений, об ответственности за поступки, слова, мысли, за своё физическое и душевное здоровье, о неразрывной связи внутреннего мира человека и его внешнего окруженияВторой уровень результатов – развитие ценностного отношения школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре Третий уровень результатов – приобретение школьником опыта актуализации спортивно- оздоровительнойдеятельности в социальном пространстве; опыта заботы о младших, опыта самообслуживания, самооздоровления и самосовершенствования, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за здоровье и благополучие других.Личностные: готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности.Мета предметные: умение выбирать различные пути для самореализации; пользоваться различными способами работы, выбирая оптимальные; ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; находить и запоминать ключевые моменты, запоминать материал и воспроизводить его при необходимости; установление причинно-следственных связей.
  • Формы и виды контроля:
  • обобщающие занятия.итоговые занятия (по теме).– интегрированные занятия.– зачетные занятия.викторины– конкурсы.
  • Методические рекомендации:
  • Сохранение и укрепление здоровья - это важнейшие составляющие работы педагога. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.При организации работы должны:
  • учитываться санитарно-гигиенические требования, уровень нагрузок и возрастные особенности обучающихся.
  • совершенствоваться двигательная активность детей: это физкультминутки, подвижные перемены, оздоровительный бег, занятия в спортивном зале, учебные занятия по физкультуре, Дни и Недели здоровья.