Публикации Школьная травля – почему это серьезно?

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Школьная травля – почему это серьезно?
Автор: Шудрикова Юлия Валерьевна

Руководитель структурного подразделения ОГБУ «БРЦ ПМСС»Межрайоный центр психолого – педагогической помощи детямРакитянского и Краснояружского районовШудрикова Юлия Валерьевна Школьная травля – почему это серьезно?Практически в каждом классе есть ученики, которые становятся объектом насмешек и открытых издевательств. Школьная травля не является чем-то уходящим и преходящим: боль и унижение часто продолжаются по нескольку лет, а то и до окончания школы. Самое главное, что проблема в том, что жертвой может оказаться практически любой. Буллинг— травля, агрессивное преследование одного ребенка другими детьми. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. В сложных случаях может принять некоторые черты групповой преступности.Школьный буллинг рассматривается как серьезная социально-педагогическая проблема, которую нужно признать и принимать меры по профилактике. Профилактика буллинга поможет снизить масштабы данного негативного явления, сократить количество вовлеченных в него "агрессоров" и "жертв», наладить взаимоотношения между детьми с учетом индивидуальных особенностей каждого.Главные компоненты буллинга: это агрессивное и негативное поведение, оно осуществляется регулярно, происходит в отношениях, участники которых обладают неодинаковой властью. Это поведение является умышленным.Существуют следующие виды буллинга: 1. Физический школьный буллинг – избиение, побои, толчки, шлепки, удары, подзатыльники, пинки. 2. Психологический школьный буллинг насмешки, обзывательства и обидные прозвища, бойкот, угрозы, шантаж, высмеивание, издевательство, отвержение, игнорирование, запугивание, вымогательство, шантажВ ситуации травли всегда есть:"Агрессор" – человек, который преследует и запугивает жертву."Жертва" – человек, который подвергается агрессии."Защитник" – человек, находящийся на стороне жертвы и пытающийся оградить её от агрессии. «Агрессята» - люди, участвующие в травле, начатой агрессором."Сторонники" – люди, находящиеся на стороне агрессора, непосредственно не участвующий в издевательствах, но и не препятствующий им."Наблюдатель" – человек, знающий о деталях агрессивного взаимодействия, издевательств, но соблюдающий нейтралитет.Потенциально «жертвой» или «агрессором» может стать любой ребёнок при стечении определенных ситуационных, жизненных обстоятельств. Не существует определенного психологического портрета жертвы буллинга, который смог бы помочь в диагностике этой травматической ситуации у пострадавших детей. Тем не менее, при наблюдении за такими детьми может проявиться следующие поведение:
  • Избегает массовых мероприятий, коллективных видов деятельности, большую часть времени проводит один (одна);
  • Выбирается для игр последним или всегда остается «на скамейке запасных»;
  • Часто находится в подавленном настроении, тайком плачет;
  • Все чаще забывает дома школьные принадлежности, теряет интерес к учебе, снижается успеваемость;
  • Часто пропускает школу по болезни или по другим причинам;
  • Только сочетание нескольких признаков, а также эмоционального состояния жертвы и отношения группы к ребенку позволяет диагностировать ситуацию травли в отношении него.Типичные черты учащихся, склонные становиться "агрессорами" буллинга:
  • испытывают сильную потребность господствовать и подчинять себе других учеников, добиваясь таким путем своих целей;
  • импульсивны и легко приходят в ярость;
  • часто вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к взрослым, включая родителей и учителей;
  • не испытывают сочувствия к своим жертвам;
  • если это мальчики, они обычно физически сильнее других мальчиков;
  • дети, воспитывающиеся в семьях с авторитарным, жестким воспитанием. Будучи запуганными и забитыми дома, они пытаются выплеснуть подавленные гнев и страх на более слабых сверстников;
  • дети, воспитывающиеся в семьях с низким уровнем эмоционального тепла и поддержки.
  • Важно отметить, что не всегда обидчики хотят своим поведением принести вред своей жертве. У них могут быть свои цели: почувствовать свою силу, повлиять на ситуацию, сформировать значимые для себя черты характера.Иногда кто-то из одноклассников берет на себя роль спасателя, защищая жертву перед обидчиком. Однако достаточно часто эта роль становится неоднородной, так как спасатель начинает испытывать на себе силу преследователя, он превращается из спасателя в жертву, а иногда и просто в жертву данной ситуации.Чаще всего "жертвы" буллинга молчат о том, что над ними издеваются. Распознать его можно по поведению и настроению ребенка. "Жертва", как правило, ощущает свою беззащитность и угнетенность перед обидчиком. Это ведет к чувству постоянной опасности, страху перед всем и вся, неуверенности и, как следствие, к утрате уважения к себе и веры в собственные силы. АЛГОРИТМ РАБОТЫ соблюдение принципов работы с проблемой буллингаКонфиденциальность – специалисты, работающие с проблемой буллинга должны гарантировать конфиденциальность участникам этой ситуации (жертве, агрессору, свидетелям). Это будет способствовать раскрываемости таких случаев в детском коллективе, повышению доверия детей к взрослымЭтапность (изучение ситуации, подготовительные работы внутри коллектива, согласие участников, выработка программы помощи, её реализация и оценка)Отказ от обвинений кого-либо из взрослых в допущении случаев буллингаИндивидуальный подход в каждом случае буллингасбор и анализ всей полученной информацииплан дальнейших действийОбязательные правила профилактики буллинга для всех взрослых, работающих в образовательном учреждении:1. Не игнорировать, не преуменьшать значение проблемы буллинга2. Проявить активность в данной ситуации. Если учителю стало известно о случае буллинга, или он стал свидетелем такого случая, он должен занять ясную и недвусмысленную позицию. Учитель может попытаться добиться того, чтобы, по меньшей мере "наблюдатели", а по возможности и сам "агрессор", изменили свою позицию в отношении буллинга, а также объяснить им, каковы психологические последствия для жертвы в этой ситуации.3. Разговор с "агрессором" буллинга. Необходимо провести беседу с зачинщиком, где, прежде всего, ясно дать понять, что в школе не будут терпеть буллинг. Нужно учитывать, что при работе с агрессорами разрешается критиковать, а также корректировать поведение, но ни в коем случае не переходить на личности. Часто такие дети теряют интерес совершать насилие, если находят в школе ценное занятие для себя, в котором они способны проявить свой потенциал и будут успешны. Санкции являются отличным средством, чтобы дать ребенку понять, чем может быть чреват его свободный выбор. Если взрослый выдерживает такие ограничения, это учит подростка нести ответственность за свои поступки. Нужно помнить, что ответственность за нормальные отношения между детьми и взрослыми лежит исключительно на взрослых. Также рекомендуется выработать одинаковые требования, нормы и правила для регулировки жизни ребенка и в школе и дома.4. Разговор с "жертвой" буллинга. Очень важно защитить ученика, ставшего "жертвой" и перестать скрывать буллинг. Провести доверительную беседу с ребенком, которого обидели, попытаться понять его, поддержать, помочь устранить негативные эмоции (чувство страха, обиды, вины). 5. Разговор с классом.Обсудить с ребятами в классе случай буллинга. Такой разговор сделает ситуацию явной для всех, поможет разрешить конфликт и разногласия, вместе обсудить имеющиеся правила против буллинга или выработать новые. При этом активно привлекаются к беседе и обсуждению те школьники, которые ведут себя позитивно.6. Проинформировать администрацию школы.Директор должен знать о случае буллинга и взять ситуацию под контроль.7. Пригласить родителей для беседы.Если буллинг имеет место в начальной школе, то особенно важно, как можно раньше привлечь родителей, обсудить с ним, какие есть (или могут быть) признаки, свидетельствующие о буллинге, и какими могут и должны быть стратегии реагирования.8. Наступление последствий.Агрессоры должны встретиться с неизбежными последствиями своих действий. Сюда относится, в том числе, принесение извинений "жертве" и восстановление того имущества, которое было испорчено или отобрано.В профилактики буллинга помощь психолога важна в первую очередь "жертве" буллинга. Психологу необходимо:
  • Уверить ребенка, что он не виноват в ситуации буллинга.
  • Дать понять ребенку, ставшему "жертвой" буллинга, что его ценят. Очень часто такие дети не верят, что они способны кому-то нравиться.
  • Глядя в зеркало, научить ребенка спокойно и уверенно говорить "нет" или "оставь меня в покое". Таким образом, "агрессор" ищущий в "жертве" признаки слабости, получает решительный отпор.
  • Научить ребенка использовать юмор. Отвечать на агрессию при помощи шуток, смешных стишков, анекдотов. Очень трудно обидеть того, кто не хочет принимать издевательства всерьез.
  • Помочь ребенку избавляться от плохих привычек, являющихся причиной буллинга (например, привычке ковыряться в носу, ябедничать и т.п.).
  • Поддержать, опираясь на его положительные личностные качества характера и способности. Можно, например, дать такому ученику какое-то поручение в классе, с которым он хорошо справиться, чтобы повысить его уважение к себе и получить признание со стороны других ребят.
  • Для выявления буллинга в классе можно провести анонимное анкетирование и опрос учащихся. Анкеты и опросники Приложение 1.Педагогом-психологом школы и социальным педагогом должна быть разработана программа по профилактике буллинга, которая направлена на: - снижение агрессивных и враждебных реакций;- оптимизацию межличностных и межгрупповых отношений;- формирование навыков конструктивного реагирования в конфликте;- развитие толерантности, эмпатии.Кибербуллинг. Ребенок стал жертвой кибербуллинга. Что делать?Итак, ребенок обратился к вам за помощью, чтобы справиться с ситуацией, в которой он стал объектом травли и издевательств в сети Интернет.Начнем с того, что обращение подростка за помощью к родителю (в любой ситуации!) является, как правило, надежным индикатором вашего родительского авторитета и говорит об атмосфере доверия в вашей семье.А это как раз и есть необходимые условия для искреннего диалога ребенка с авторитетным взрослым «на равных», без которого не решить ни одну проблему.Подготовьтесь к беседеНастройтесь на конструктивный ладВаша искренность в желании помочь ребенку создаст атмосферу доверия. От вашего настроя, который ребёнок может очень тонко чувствовать, как никогда зависит успех самой беседы, а может быть — и здоровье вашего ребенка.Спланируйте и подберите подходящий момент и удачное место для разговораОтнеситесь со всей серьезностью к просьбе ребенка о помощи в защите от кибербуллинга.Быть услышанным и понятым это основные человеческие потребности, поэтому ваша способность искренне слушать ребенка и понимать его чувства и переживания означает для него ВСЁ!Для беседы найдите удобное для обоих место, где вы оба будете чувствовать себя комфортно, а ваш ребенок будет чувствовать себя достаточно защищенным, чтобы говорить свободно и открыто.Держите эмоции под контролем.Будьте уверены, что вы сможете надежно управлять своими эмоциями, прежде чем соберетесь поговорить с ребенком на столь деликатные темы.Помните, что вы являетесь образцом для подражания, и Ваш ребенок учится у Вас конструировать как лучшие, так и худшие способы реагирования на стрессовые ситуации, какими являются, к примеру, буллинг и кибербуллинг.Обсудите проблему, будучи внимательным слушателемПоговорите с вашим ребенком о проблеме.Первым шагом к оказанию помощи ребенку является умение быть хорошим слушателем, а лишь затем экспертом для обсуждения проблемы.Трудно ли остановить травлю? И да, и нет. Все зависит от позиции взрослых. От того, какие правила приняты в школе и классе – не формальные правила, написанные на бумаге, а настоящие, разделяемые в глубине души. Если коллектив школы решает, что травля неприемлема, он обязательно с ней справится.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ И РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
  • Амерханова С.А. Методическое пособие по проведению внеклассных
  • мероприятий по программе «Школа без насилия». Бишкек, 2013.
  • Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб.: Питер, 2007.
  • Выход всегда есть! Часть III. Руководство для учителей по предупреждению гендерного насилия в школьной среде и реагированию на случаи его проявления. / Министерство образования Республики Таджикистан, Академия образования Таджикистана, Агентство США по международному развитию. URL: documents/ 1865/Russian.pdf.
  • Защита детей от жестокого обращения / Под ред. Е.Н. Волковой. СПб.:Питер, 2007.
  • Предотвращение насилия в образовательных учреждениях.
  • Методическое пособие для педагогических работников / Бюро ЮНЕСКО в Москве, 2015.
  • Методическое пособие для педагогов школ и школьных
  • Психологов. Людмила Петрановская. Разработка и внедрение антибуллинговых прогамм в инклюзивных школах реализуется Благотворительным Фондом «Галчонок» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества,предоставляемого Фондом Президентских;
  • Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой
  • и другими. Тренинг толерантности для подростков. 28е изд. стер. Москва: Генезис, 2001.