Публикации Нравственно-эстетическое воспитание школьников на основе использования традиционного промысла родного края в условиях взаимодействия основного и дополнительного образования

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Нравственно-эстетическое воспитание школьников на основе использования традиционного промысла родного края в условиях взаимодействия основного и дополнительного образования
Автор: Колобовникова Галина Вадимовна

Колобовникова Галина Вадимовна, педагог дополнительного образования,МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи»Россия, Оренбургская обл., ОренбургНравственно-эстетическое воспитание школьников на основе использования традиционного промысла родного края в условиях взаимодействия основного и дополнительного образования (Из опыта работы творческого объединения «Золотые спицы» МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи»)Современное образование в рамках его модернизации проявляется в том, что основное внимание уделяется подготовке творчески мыслящего выпускника, способного совершенствовать и преобразовывать окружающую действительность, обладающего тонким чувством прекрасного.Важной предпосылкой, обеспечивающей любую творческую деятельность, выступает наличие эстетического вкуса, под которым принято понимать способность человека к различению, пониманию и оценке прекрасного и безобразного в явлениях действительности и произведениях искусства. народное декоративно-прикладное искусство является одним из важнейших средств духовного, интеллектуального развития и эстетического воспитания подрастающего поколения, именно в нем концентрируется и материализуется эстетическое отношение к национальному своеобразию предметного мира.В творческом воспитании обучающихся немаловажную роль играет интеграция основного и дополнительного образования. Анализ программ общеобразовательных школ по технологии в 5-9 классах показал, что в ней не предусмотрено обучение школьников различным видам декоративно-прикладного творчества. А изучение запросов обучающихся и их родителей позволило сделать вывод, что у младших школьников и подростков велик интерес, в частности, к ручному художественному вязанию. Дополнительное образование позволяет восполнить недостаток времени в школьной программе и создать объединения детей по интересам, выявить и развивать индивидуальные творческие способности. Как отмечал выдающийся художник и педагог Б. М. Неменский, у ребенка нужно с раннего детства успеть выработать художественный вкус, эстетическую взыскательность, самостоятельность суждений.Одним из эффективных средств формирования и развития эстетического вкуса обучающихся является знакомство детей с традиционным пуховязальным промыслом родного краяТворческое объединение «Золотые спицы» работает на базе общеобразовательной школы, и нами совместно с учителем технологии и руководителем школьного музея были разработаны занятия по ознакомлению обучающихся с казачьим бытом и искусством ручного художественного вязания на спицах.Экспозиция школьного музея помогла детям представить убранство казачьего дома, ребята смогли увидеть принцип работы прялки, двухрядной гребенки, посмотрели различные виды веретен. Также в школьном музее мы познакомили обучающихся с традиционным рукоделием оренбургских казачек: вышивкой и вязанием на спицах. В процессе знакомства с местными узорами, композиционными особенностями пуховых изделий дети учатся воспринимать и чувствовать прекрасное, развивают глазомер, чувство формы, цвета, стиля. На занятиях творческого объединения «Золотые спицы» девочки получают подробные сведения о традиционном пуховязальном промысле. Они узнают, почему искусство вязания достигло наиболее высокого художественного и технического уровня именно в Оренбургской области. Это связано с тем, что казачки умело соединили простую, «глухую» вязку.с ажурными узорами. Рассказываем, что орнамент и узоры оренбургского платка имеют многовековые традиции. Основу ажурного узора составляют накиды. Названия узоров отражают местный колорит: «дождик», «косорядки», «мышиный след», «шашки», «снежинки». А на уроках технологии девочки получают задание по вязанию спицами ажурных узоров, используемых в пуховязании.Благодаря всем этим знаниям в интересной ненавязчивой форме происходит формирование основных компонентов эстетического вкуса у детей, расширяется уровень их кругозора.В становлении личности ребенка, нравственном воспитании значение эмоционального развития велико. В. А. Сухомлинский писал: «В период детства мышление, мыслительные процессы должны быть как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира… эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского творчества».В связи с вышесказанным значительное место в планировании работы творческого объединения занимают такие формы занятий, как встречи с интересными людьми, мастерами декоративно-прикладного творчества. Такие занятия вносят в образовательный процесс несравнимую радость, яркие краски, утверждают положительные идеалы. Так, например, мы проводим знакомство со знаменитыми мастерицами-пуховницами М. Ишмухаметовой, Ф. Шафиковой, о. Федоровой.Знаменитая пуховязальщица Миннур Ишмухаметова прославила оренбургские платки, наполнив их тематическим содержанием. Характер образов и мотивов ажурных платках, выполненных мастерицей, связан с преображением среды, окружающей человека и его самого.Демонстрация ажурных платков мастерицы убеждает наших ребят в том, что вязание спицами из пуха характеризуется изяществом, разнообразием узоров и композиций.Тематика занятий творческого объединения «Золотые спицы» учитывает разнообразные интересы и потребности обучающихся. Изготовление игрушек – одно из самых востребованных направлений в работе. Куклы и зверюшки, выполненные в технике вязания крючком и спицами – мечта любого ребенка. Такие игрушки, выполненные руками детей, становятся не только любимой игрушкой, но и семейной реликвией. Научить изготовлению игрушек с использованием декоративных элементов на основе промысла родного края нам помогает знакомство с творчеством оренбургского дизайнера Анны Советовой. Посетив с детьми «Центр пуховой моды», рассмотрев коллекцию авторских игрушек А. Советовой, убеждаемся в мысли, что игрушка дает ребенку простое, но подлинное искусство. Оно радует ребенка, учит видеть окружающую его жизнь. Лишенная тенденциозности и фальши, игрушка забавляет и радует ребенка, учит его творчеству и труду. В творческом объединении «Золотые спицы» изучение традиций и новаторских направлений в пуховязальном промысле имеет особое место. Представленный материал, несомненно, является важнейшим источником для воспитания эстетических качеств личности ребенка. Использование на занятиях сведений о современных направлениях в декоративно-прикладном искусстве, отражающих колорит традиционного промысла родного края, является неотъемлемой частью содержания образовательного процесса. Цели и задачи эстетического воспитания отражены в программе «Золотые спицы», рассчитанной на три года обучения, (возраст детей 8-12 лет): воспитывать уважение к традициям и культурному наследию России и своего края; уважение к мастеру-человеку труда; к произведениям декоративно-прикладного искусства, труду, окружающей жизни. Как отмечено в современной педагогической литературе, «погружение» ребенка в мир этнической культуры лучше всего происходит посредством ознакомления с краеведческим материалом, обычаями и традициями родного края, изобразительным искусством, народными праздниками.Формирование представлений о традиционном промысле родного края в творческом объединении «Золотые спицы» начинается с заочного путешествия «В краю оренбургской паутинки». Отмечаем, что картины родной природы находят отражение в элементах и орнаментальном построении платка. Дети любуются неповторимостью ажурных узоров, отмечают своеобразие изображения рисунка узора. На основе этих образцов дети 7-8 лет рисуют фрагменты пухового платка, составляют композицию платка в технике аппликации из готовых фигур. Соприкосновение с миром декоративного творчества, народного культуры, историей создает сильный мотивационный фон, позволяющий сделать процесс усвоения увлекательным и результативным. На занятиях мы говорим о том, что в композиции платка отражается своеобразная модель окружающего мира, в которой условным графическим и изобразительным языком выражены мечты о гармонии природы и человека. Углубление теоретических знаний сочетается с последующим формированием практических умений. Первый год обучения по программе «Золотые спицы» предполагает изготовление сувениров из текстильных материалов, декорированных элементами пухового полотна. Второй год освоения программы предусматривает расширение представлений об ажурном вязании и практическое освоение технологии вязания ажурных узоров. Дети с большим интересом изготавливают игрушки по данной тематике («Козочка-барынька», «Оренбургская красавица»).Обучающиеся второго и третьего годов обучения приняли участие в проектной деятельности (темы проектов: «Оренбургская казачка. Изготовление сувенира, декорированного элементами оренбургского пухового платка», «Символ солнца как один из главнейших элементов композиции оренбургской паутинки»). Таким образом, традиционное искусство оренбургского края открывает большие возможности для широкого вовлечения детей в художественную деятельность и современное дизайнерское творчество. Оно способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, духовно богатых, наделенных тонким поэтическим чувством, учит любить и ценить то, что создано народом. Использованная литература и интернет-источники1.Бушухина И.В. Оренбургский пуховый платок. – Оренбург: Димур, 2005. – 262 с.2.Корчинова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях. Издательство Феникс. Ростов - на - Дону, 2002 г. - 326 с.3. Неменский Б. М, Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. Книга для учителя – М: Просвещение, 1981, –192с.4. Сухомлинский В. А. О воспитании – М: Просвещение, 1973.– 212с.5.Юдина Е.Н., Евтушенко М.А. Для тех, кто вяжет. Издательство Астрель, Москва, 2005 г. - 83 с.