Публикации Статья «Организация внеурочной деятельности обучающихся, как одна из форм повышения профессионального интереса к выбранной профессии»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статья «Организация внеурочной деятельности обучающихся, как одна из форм повышения профессионального интереса к выбранной профессии»
Автор: Гагарина Елена Аркадьевна

СтатьяТема: «Организация внеурочной деятельности обучающихся, как одна из форм повышения профессионального интереса к выбранной профессии»Автор мастер п/о по профессии «Маляр строительный» Е.А. Гагарина ГАПОУ ИО «Усольский индустриальный техникум»Новый технологический этап развития общества характеризуется постоянным совершенствованием имеющихся и появлением новых технологий. В связи с этим человеку в течении жизни придется несколько раз кардинально менять направление и содержание своей профессиональной деятельности, не отрываясь от социальной реальности и наращивая свой потенциал в соответствии с требованиями рынка труда. Сегодня профессионал становится основной потребностью общества, человек — дела- это та основа, которая должна быть заложена в идею любой образовательной программы, направленную на профессиональную подготовку рабочих кадров. В рамках образовательной программы по профессии «Маляр строительный» обучающиеся получают знания, как обращаться с инструментами, характеристиками строительных материалов, изучают в теории и на практике технологический процесс подготовки и окраски поверхностей. Внеурочная образовательная деятельность, проводимое в Усольском индустриальном техникуме, ставит перед собой три основные цели:-осуществление взаимосвязи дополнительного образования с основным;-развитие инициативы и творческих способностей, обучающихся;- повышения профессионального интереса к выбранной профессииНаиболее актуальной задачей для меня как мастера производственного обучения по профессии «Маляр строительный» становится формирование у обучающихся преобразующего мышления, развитие творческих способностей, воспитание познавательной активности, эстетического вкуса, чувства гармонии, интереса к выбранной профессии, готовности к постоянному профессиональному образованию и перемене труда. Одним из направлений поиска решения этих задач является деятельностный подход к обучению и, в частности, вовлечение во внеурочную деятельность, направленную на развитие профессиональных компетенций.В связи с этим, мной была разработана программа внеурочной деятельности «Трафаретная роспись». В целом внеурочная деятельность позволяет:-развивать профессиональные компетенции по выполнению работ оформление интерьера и дизайна помещений (подготовка, окраска, изготовление и нанесение трафаретов на поверхность;- обеспечить условия, способствующие саморазвитию обучаемого;- учитывать субъективный опыт каждого обучаемого;-организовывать коммуникативную и социальную деятельность обучаемого;-комплексно использовать в процессе обучения средства информационно-коммуникативных технологий;-на практике применять теоретические знания при выполнении отделочных работ;-осуществлять интеграционные связи между отдельными предметами (технология, материаловедение и др.); (пример урок «Цветные узоры»)- воспитывать дисциплинированность, настойчивость в преодолении трудностей, формировать деловые качества личности;-развивать инициативу и творческие способности;-формировать навыки бережного отношения к средствам и результатам труда, денег, времени;-способствовать самоопределению обучающихся в выборе будущей профессиональной деятельности;-развивать социально значимые качества личности: взаимопомощь, умение работать в коллективе;-формировать учебные навыки, такие, как навыки поиска и работы с различными источниками информации, обработка информации, работа с графическими источниками;-активизировать процесс обучения на основе мотивации деятельности, поэтапной организации труда, анализа хода практических работ, их диагностики и метода исправления недостатков, экспертной оценки проделанной работы;-реализовывать дифференцированный и индивидуальный подход в обученииВ каждой профессии присутствует своя специфика. Профессия «Маляр строительный» требует развития таких профессионально важных качеств как: хорошее зрение и цветоразличение; художественный вкус; память на цветовые оттенки; ручная ловкость; аккуратность; внимательность; быстрая реакция; правильная координация движений. Вполне очевидно, что для развития этих качеств по-прежнему остаются актуальными традиционные технологии, составляющие определенные характеристики отделочных, работ- например, оформительские работы с помощью трафаретов, которые обучающиеся из лиц с ОВЗ осваивают на занятиях «Трафаретная роспись».Изготовление резным способом вручную несложных трафаретных печатных форм способствует развитию целого комплекса личностных качеств, так необходимых обучающимся из числа лиц с ОВЗ технологического характера: целеустремленности и работоспособности, усидчивости, стремления к самосовершенствованию, при выполнении групповых работ- умения работать в коллективе(команде) и мн. др. (например, ищут в интернете интересные трафареты, пробуют, делают). Выполненный самостоятельно трафарет и нанесенный на поверхность, на основе личного опыта- лучшая основа для воспитательных целей профессионального образования, т.к. в процессе выполнения трафарета вырабатывается самостоятельность и активная осмысленность профессиональных действий. Освоение технологий изготовления трафаретных печатных форм, изучение правил смешения красок для получения нужного цвета, подбор красок в соответствии с оригиналом, овладение основными принципами применения трафаретных форм становятся значимыми элементами в развитии будущего профессионала. Требует дополнительных умений в использовании исследовательских методов в ходе разработки продукта труда: от сбора необходимой информации, фактов, до умения анализировать объекты труда с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения. Занятия по программе внеурочной деятельности «Трафаретная роспись» позволяет обучающимся с ОВЗ приобрести новые знания, пользоваться ими при решении стандартных и нестандартных практических задач, познать самого себя и определить свои профессиональные способности, научиться брать на себя ответственность за выполнение поставленных задач, конструктивному коммуникативному общению. Все это необходимо для дальнейшей социализации в обществе.Внеурочная деятельность развивает творческие способности обучающихся, их самостоятельность, ответственность, формирует умение планировать свою деятельность и принимать решения, создает условия для самостоятельного приобретения знаний при помощи других учебных дисциплин, опыта (мастеров производственного обучения, преподавателя).Занятия внеурочной деятельности позволяет переориентировать работу обучающихся на виды самостоятельной деятельности и предполагает получение обучающимися самостоятельного опыта, исследовательского, поискового, творческого характера.Занимаясь внеурочной деятельностью «Трафаретная роспись» у обучающихся развиваются общие компетенции:- конкурентоспособность на рынке труда-творческое мышление и инициативу -умение самостоятельно принимать решения и воплощать их в реальность-умение работать в коллективеОбучающиеся должны не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться, уметь решать проблемы в сфере своей учебной деятельности, определять цели познавательной деятельности, находить оптимальные реализации поставленных целей, использовать разнообразные информационные источники и ресурсы, искать и находить необходимую информацию, оценивать полученные результаты. Наряду с основным дополнительное образование затрагивает аспекты обучения, воспитания и развития обучающихся. Это проявляется в развитии их творческих способностей, интеллекта, духовного мира, что способствует успешной социальной адаптации. Воспитание личностных качеств обучающихся, ответственности за себя, помогает продуктивно организовывать свое свободное время. Реализация себя в общении в техникуме позволяет поддержать статус обучающегося, стимулировать учебную мотивацию, вырабатывать адекватную самооценку и создавать психологический комфорт в процессе обучения.Внеурочная деятельность направлена на трудовое, эстетическое, нравственное воспитание обучающихся, развивает творческие способности- процесс, который пронизывает все этапы развития личности подростка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. В данный коллектив принимаются все желающие. В результате тесного взаимодействия мастера производственного обучения с обучающимися появляется возможность каждому реализовать себя, применить свои умения и поучаствовать в жизни мира на его уровне, так как он умеет. Программа ориентирована на личность обучающегося с ОВЗ, на развитие его способностей, задатков, индивидуальности, на подготовку его к жизни среди людей, взаимодействию с ними, на самопознание и самовоспитание, на создание в техникуме и в жизни в целом обстановки социальной защищенности, взаимодействия и взаимопонимания, творческого содружества.