Публикации Мастер - класс для родителей "Значение устного народного творчества для развития речи детей раннего возраста"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мастер - класс для родителей "Значение устного народного творчества для развития речи детей раннего возраста"
Автор: Гаевская Елена Петровна

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского муниципального района новосибирской области – детский сад «Ромашка» (ДОУ «Ромашка»)Мастер класс«Значение устного народного творчества в развития речи детей раннего возраста»Выполнил(а)Гаевская Е. П.. воспитательКуйбышев, 2022В одной древней китайской пословице говорится:«Скажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню, дай сделать - и я пойму».Не секрет, что мы запоминаем:10% того, что мы читаем, 20 % того, что мы слышим, 30 % того, что мы видим,50% того, что мы видим и слышим, 70% того, что мы говорим,90% того, что мы говорим и делаем.Объяснение простое: только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, только тогда мы запоминаем на 90%.
  • Поэтому сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые приёмы, которые я использую в своей работе с детьми по речевому развитию средствами фольклора. Рассмотрим некоторые из них. Давайте, вспомним какие жанры фольклора существуют… (ответы родителей)
  • СКАЗКИДля детей и взрослых самым любимым жанром устного народного творчества является сказка. Она несёт в себе большое воспитательное значение. Знать сказки должны все. А знаете ли вы их? Назовите сказку, с которой связаны эти слова?-Дорога, сметана, окно. («Колобок»).-Коса, заяц, зима. Заюшкина избушка»).-Печка, кисель, Баба Яга. («Гуси- лебеди»).-Мороз, падчерица, справедливость. Морозко»).-Корова, холсты, яблоки. Крошечка-Хаврошечка»).-Прорубь, лень, печка. («По щучьему веленью»).Часто, в сказках можно встретить слова, которые в современной речи мы не употребляем, и значения этих слов, при чтении нужно объяснять детям.Нужнообъяснитьстаринныеслова,которыевстречаютсяв русских народных сказках и былинах:
  • портки - штаны
  • косоворотка - рубаха с косым воротом
  • рать войско
  • чело - лоб
  • изгородь - ограда
  • перст - палец
  • око глаз
  • уста - рот, губы
  • «Определи сказку»
  • Летела стрела и попала в болото. А в том болоте поймал её кто-то.
  • Кто, распростившись с зеленою кожеюСделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка)
  • Нет ни речки, ни пруда. Где воды напиться? Очень вкусная вода
  • В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
  • Красна девица грустна Приближается весна.
  • Ей на солнце тяжко Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка)«Дополни имя»У некоторых сказочных героев двойные имена.Я назову вам первую часть имени, а вы догадайтесь о каком сказочном герое идет речь?Василиса - ….(Премудрая), Братец - ….(Иванушка), Сестрица - ….(Аленушка), Кощей(Бессмертный),Иван - ….(Царевич), Елена -….(Прекрасная).«Отгадай настроение сказочных героев»Вам предлагаются схематические изображения эмоций: (радость, грусть, обида, удивление, злость, страх)На столе выкладываются схематическое изображение эмоций. Участники по очереди берут карточку.Вспомните сказку, где герой смеется, плачет, грустит и т. д.«Найди пару»Яйцо курица, лягушка стрела, медведь короб….(по картинкам)«Волшебный клубок»Назовите волшебные принадлежности из сказок, передавая клубочек друг другу.(волшебная палочка, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, ковер самолет, волшебный клубок, шапка-невидимка).ЗАГАДКИ«Загадки близнецы».Невозможно представить себе устное народное творчество без загадок. Прошу Вас взять по одному листочку жёлтого или синего цвета. Вам необходимо к своей загадке подобрать похожую, то есть найти загадку - близнеца. Итак, у кого жёлтые карточки, тот начинает, у кого синие, тот даёт ответ.
  • Нет ног, а хожу,1. Кто ходит ночь
  • Рта нет, а скажу.И ходит день.Когда спать,Не зная, что такое лень? Когда вставать.
  • Не портной, а всю жизнь2. Ползун ползёт, с иголками ходит.Иголки везёт.
  • И комковато,3.Меня режут трут, И ноздревато,Колотят бьют,
  • И мягко, и ловко,А я всё терплю-А всех милее.Людям добром плачу.
  • Ночью не спит,4.А у нашей Анютки Мышей сторожит.Зверь в атласной шубке,
  • Возле печки греется, без водички моется.
  • Красные лапки,5. В воде купался, Длинная шея.Да сух остался. Щиплет за пятки
  • Беги без оглядки.
  • В городе Тит стоит,6.Сам не берёт Ничего не говорит,И воробьям не даёт. Сам с грядок не берёт
  • И воронам не даёт.
  • Растёт она вниз головой,7.Белая морковка Не летом растёт, а зимой.Зимой растёт. Чуть солнце её припечёт,
  • Заплачет она и умрёт.
  • Шёл я мимо,8.То блин, то полблина,
  • Видел диво:То та, то эта сторона. Над домом у дорожкиПовисло пол лепёшки.
  • Сидел на заборе,9. Не ездок,
  • Пел да кричал,А со шпорами,А как все собрались,Не сторож,Взял да замолчал.А всех будит.ПОСЛОВИЦЫПословица советует, наставляет, предупреждает. Люди часто используют их в речи. От этого речь становится яркой, образной.Игра «Скажи по-русски».Предлагаем Вам игру, которая позволит нам определить насколько Вы близки к истокам народного творчества. Это задание для Вас взрослых, номногие пословицы использую и с детьми. Подумайте и скажите, в какой русской пословице отражён смысл этого высказывания? (Если потребуется, то можно снизить уровень трудности и предложить участникам пословицы- ответы).
  • Леди вышла из фаэтона, лошади побежали быстрее.
  • Детская философия.
  • Без страдания нет наград.
  • Первый из них всегда обречён.
  • Один старый и два новых.
  • Кредиторы ждать не любят.
  • Все пошли и ты догоняй.
  • Чужая рубашка опасна для жизни.
  • Будней то пять, а выходных два. 10.Конфликт поколений в курятнике.
  • Баба с воза кобыле легче.
  • Устами младенца глаголет истина.
  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Первый блин комом.
  • Старый друг лучше новых двух.
  • Долг платежом красен.
  • Семеро одного не ждут.
  • Своя рубаха ближе к телу.
  • Делу время потехе час. 10.Яйца курицу не учат.
  • У меня к вам есть вопрос, Кто пословиц знает воз.Я буду начинать пословицу, а вы должные закончить.
  • Без труда(не вытащишь и рыбку из пруда).
  • Хочешь есть калачи(не сиди на печи).
  • Поработал до поту(поел в охоту).
  • Хочется есть(да не хочется лезть).
  • Поспешишь(людей насмешишь).
  • СКОРОГОВОРКИКак проговаривать скороговорки с детьми? Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете детям это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимособлюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции.Итак, проделывайте все пошагово:Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги.Цель первого шага правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения. Сейчас вы учите и слова, и произношение.После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат без голоса, лишь губы, язык и зубы.Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а, не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.Теперь произнесите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами.И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком.Четыре черненьких, чумазеньких чертенка Чертили черными чернилами чертеж.Два щенка, щека к щеке, Щиплют щетку в уголке.Тощий немощный Кощей Тащит ящик овощей.Хитрую сороку поймать морока, А сорок сорок сорок морок.Коля колья колет. Поля поле полет.Один Клим клин колотил, колотил и выколотил. Красный краб кричит УРА! Резать торт пришла пора.Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.Триста тридцать три корабля лавировали, лавировали, да и не вылавировали.Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели. Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча. Я бродил один у горки, собирал скороговорки.Бородатый барабашка барабанит в барабан.Молодцы!Всем участникам хотелось бы сказать спасибо за плодотворную работу на сегодняшнем мастер-классе. Мы увидели использование загадок, пословиц, сказок, и, надеемся, по-новому взглянули на пути ознакомления детей с народным творчеством.