Публикации Определение проблемы в художественном тексте

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Определение проблемы в художественном тексте
Автор: Сташкова Любовь Юрьевна

Сташкова Любовь ЮрьевнаУчитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 2 имени Л.Н. Плаксина пос. Мостовского ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕКаждому из нас очень часто приходиться излагать свои мысли письменно. И если не научиться это правильно делать, всегда будешь чувствовать недостаток в своём образовании.Важную роль в этом играет чтение и истолкование  художественных произведений, которые являются для нас образцами, овладение необходимыми теоретическими сведениями из области литературы и русского языка.Художественная литература – это не просто набор фактов и явлений, это особый мир, живущий по своим законам, где за каждым словом, мыслью закреплена определённая знаковость, постижение и раскрытие которой зависит от уровня образованности, знаний и т. д. Художественный текст обладает свойством «выдавать различным читателям различную информацию – каждому в меру его понимания… именно ту, в которой он нуждается и к восприятию которой подготовлен» (Заир – Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке. -  М.: Просвещение, 2011. С. 74). Отсюда, собственное сочинение – это литературное произведение обучающегося, созданное на доступном ему материале, доступными ему средствами ринина – Земскова 2006: 6].Методист М.А. Рыбникова называет юных авторов сочинений «писателями особого рода». Собственно написанное сочинение, как и детский рисунок, отличается своеобразием.Калганова Т.А даёт такое определение: сочинение – это монологическое высказывание в прозе на литературную или публицистическую тему, которое может быть написано в любом жанре. Выбор жанра диктуется темой сочинения, главной мыслью, характером найденного или собранного материала, адресатом сочинения и задачей, которую ставит перед собой автор.Это и текст на понимание причинно - следственных связей, на память, на способность внятно отстаивать собственные взгляды. (Быков Д. Ещё раз о сочинении// Литература. Первое сентября  № 11/  20014. С. 32).Нам же представляется интересной позиция В. Шенкман, утверждающей, что «сочинение – это не творчество в собственном смысле слова, это проверка способности осуществлять коммуникацию, вступать в диалог» (В. Шенкман. На пути к созданию собственного текста// Литература. Первое сентября № 9/2010. С. 16 - 20). Об этом говорил и М. М. Бахтин, утверждающий, что «понимание любого художественного текста всегда процессуально по сути своей, оно диалогично… «любое понимание текста есть реплика в диалоге о нём, реплика, которую нельзя воспроизвести, иначе как дословно» (См. Библиографический список). Чтобы что-то проанализировать, надо понять текст, а понять текст – это значит быть в состоянии пересказать его своими словами и выразить своё отношение к нему. Если текст не тронул читающего, значит, проблема его далека от интереса читателя.          Таким образом, имея дело с художественным текстом, мы не должны забывать о том, что в нём заложено многообразие вариантов его понимания. Отсюда1 шаг работы над сочинением – это формулировка проблемы данного текста. Как отмечает В. Шенкман, трудность определения проблемы текста,  видимо, связано с тем, что слово "проблема" многозначно и в обыденной речи употребляется, как правило, не в том значении, которое имеется в виду при сочинении. В словаре Ожегова и Шведовой: "проблема — в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения", разрешения ".Проблемой можно назвать не любой вопрос, а такой, на который могут быть даны разные ответы, в равной степени правильные, имеющие права на существование. Поскольку проблема — это разновидность вопроса, то необходимо отработать умение формулировать проблемный вопрос. «Проблемный вопрос должен будоражить мысль, заставлять искать самостоятельный ответ на него».Одно из полезных упражнений — придумывание проблемных вопросов по заданной теме. Например, тема ответственности человека за всё живое, тема природы.1 проблемный вопрос: Ответственен ли человек за всё происходящее на Земле?2 проблемный вопрос: Почему человек должен беречь природу?3 проблемный вопрос: Как связан человек с природой?4 проблемный вопрос: Какое значение для человека имеет природа?  и т.д.Например, тема курения1 проблемный вопрос: Зачем люди курят?2 проблемный вопрос: Курящий человек – слабый человек.3 проблемный вопрос: Курить – здоровью вредить и т.д. (См. Приложение №1)Как видно, проблемный вопрос может быть сформулирован не только в виде вопроса, и любой художественный текст имеет некую схему, к которой надо прикладывать свой жизненный опыт, усилия понимания.Таким образом, если тему понимать как предмет речи (например: о чём? — о войне), то проблема представляет собой определённый ракурс её рассмотрения (при каких условиях войну можно назвать справедливой? является ли война абсолютным злом? и др.). Схематически это можно показать так.                                     Тема1 Проблема1                      Проблема2         Проблема3Наиболее распространённые формулировки таких вопросов: Что значит...? В чём заключается...? В чём смысл...? Можно ли...? Нужно ли...? Какое значение имеет (какую роль играет)...? Какова роль...? Как влияет...? Как связаны... ? Как нужно относиться к... ? и т.д.Полезным является и умение определять проблему в художественном тексте (См. Приложение №2).         Такие упражнения очень интересны, и помогают разрушать стереотипность мышления: тема одна, а ракурсов её рассмотрения может быть очень много. Тренироваться в постановке таких вопросов полезно ещё и потому, что, по всей вероятности, не все понимают, откуда берутся проблемы, - они берутся из жизни. К тому же, умение адекватно понять текст необходимо для жизни, а не только для экзамена.2 и 3 шаг – надо прокомментировать проблему и сформулировать позицию автора по проблеме.Как мы видим, определение проблемы и позиции автора исходного текста является важной составной частью нашего сочинения. Это первая часть нашей письменной работы.