Публикации Статья "СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ РОДНОГО КРАЯ"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статья "СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ РОДНОГО КРАЯ"
Автор: Родина Елена Алексеевна

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ РОДНОГО КРАЯРодина Елена АлексеевнаВоспитатель МБДОУ №57 «Рябинка»Калужская область, г. КалугаРодина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Нам взрослым необходимо помочь ребенку открыть это чудо, приобщая к природе и быту, истории, культуре родного края. Знакомясь с малой Родиной, ребенок начинает любить её и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать ее, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня, и тем яснее представят будущее. Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности. Дети старшего дошкольного возраста обращают внимание на красоту того места, в котором они живут – это красота природы, зданий. У детей выражена потребность отразить впечатления от восприятия образов архитектуры и скульптуры в рисунках и играх, в сочинении историй. Дошкольники начинают понимать, что состояние родного города зависит от отношения к нему жителей. Старшие дошкольники становятся способны к проявлению соответствующей их возможностям социальной активности, обращенной к городу и горожанам: совместному с взрослыми участию в социально значимых делах, акциях – посильная уборка участка детского сада.Задачи моей работы по данной теме: воспитать у ребёнка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу, формировать бережное отношение к родной природе и всему живому; дать знания о родном городе, истории, символике, достопримечательностях; познакомить с именами тех людей, кто прославил город Пятигорск; сформировать у детей представление о различных сторонах жизни своего края и его жителей; развивать интерес к местным традициям через музыкальное творчество; познакомить детей с историей и современностью края через музыку - музыкальная география.В современном мире дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать президента, столицу, а населённые пункты своего района, уважаемых жителей, живущих с ними на одной улице, они не знают. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности. Главная цель краеведения - воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край. Эти задачи можно решать во всех видах детской деятельности: во время образовательной деятельности, в играх в труде, в быту и т.п. Так как воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь в детском саду и дома, его взаимоотношениях со сверстниками.Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою родину, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Ведь именно от того, каким предстанет перед дошкольником его родной город, какие эмоции и чувства вызовет, насколько обогатит детскую фантазию, в конечном итоге зависит становление его гражданской позиции и патриотизма. Начиная эту работу, можно задать себе вопросы: А люблю ли я свою Родину, свой город? Достаточно ли хорошо знаю его? Отвечая на эти вопросы, я поняла, что невозможно привить ребенку чувство любви к городу, если сама не прониклась этим чувством, теми яркими переживаниями и впечатлениями от встреч с нашим, по-своему красивым городом. Проанализировав свои знания о городе, я увидела, важность гражданско-патриотического воспитания с одной стороны, и недостаточный уровень знаний детей о родном городе с другой стороны. Поэтому поставила перед собой цель: воспитать в детях – маленьких граждан и патриотов своей малой Родины через ознакомление с родным городом, музеями и памятниками, также и с помощью музыки.Для достижения этой цели я решаю следующие задачи:помогаю организовывать развивающую среду в группах для более целостного восприятия детьми малой Родины. Для чего можно создать мини-музеи в группах, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры и пособия; – через разные виды деятельности создать условия для формирования любви к родному городу, интереса к прошлому и настоящему города Калуги; – способствую развитию эмоционально-ценностного отношения к семье через проведение совместных праздников;- воспитываю бережное отношение к городу, природе, памятникам; побуждаю детей сохранять красоту города.Работая со своими воспитанниками в данном направлении я создаю условия для: участия детей в целевых прогулках, экскурсиях по городу, обеспечивая необходимую двигательную активность и способствуя сохранению и укреплению здоровья дошкольников.Развитие эстетического восприятия и суждений в процессе чтения произведений художественной литературы о малой родине, накопление опыта участия в разговорах, беседах о событиях, происходящих в родном городе, о достопримечательностях родного города, участие в придумывании сказок и историй о достопримечательностях малой родины; рассматривания дидактических картинок, иллюстраций, презентаций, видеофильмов, отражающих отношение людей к малой родине; участие с родителями и воспитателями в социально-значимых событиях, происходящих в городе: чествование ветеранов, участие в концертах; участия в проектной деятельности, продуктом которой являются альбомы или газеты о малой родине, составление маршрутов экскурсий и прогулок по городу; коллекционирование картинок; посещение концертных площадок с выступлениями музыкальных коллективов города Пятигорска.В детском саду оформлены альбомы «Мой город», были оформлены фотовыставки «Уголки родного города », «Край, в котором я живу». Привязанность и любовь к родным местам развивали через викторины «Мы живём в Калуге», «Знаешь ли ты свой город?»; конкурсы рисунков «Город глазами детей», «Мой любимый город».Благодаря целенаправленному воздействию по ознакомлению моих воспитанников с родным краем у них расширяются представления о природе родного городе, об историческом прошлом нашего края, о достопримечательностях и трудовых буднях жителей нашего города. Дети формируют свой личный опыт по восприятию социального мира. Знакомимся с песнями и произведениями композиторов города Калуги.Краеведение лучше других отраслей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания. Краеведение – это совокупность знаний об истории, экономике, природе, быту, культуре того или иного края. Это - наследство, оставленное нам предками. Это - живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов. Это - опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура. Это - то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, развивая и распространяя среди потомков.Знакомя детей с родным краем необходимо учитывать, что информация, данная воспитателем, должна вызвать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть желание ребенка нарисовать то, о чем он только что услышал, рассказать родителям или друзьям то, что он узнал от воспитателя, посадить около дома цветы, чтобы двор стал еще краше и т.п. Взрослые должны научить дошкольников замечать вокруг-то положительное, что создается руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что их окружает.  Ознакомление дошкольников с родным краем входит в целостный образовательный процесс с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно-значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам.Цель краеведческой работы с детьми дошкольного возраста состоит в том, чтобы сформировать у воспитанников целостное представление о родном крае, пробудить в них любовь к родной природе, к селу, в котором живем, помочь осознать значение родного края  в жизни большой страны, роль каждого жителя в жизни своего села, района, а, значит, и страны.         Для формирования познавательной активности дошкольников в краеведческой деятельности интерес представляет такое направление, как коллекционирование. Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. С коллекционирования начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий.Собирание и классификация различных предметов, расширяет кругозор детей, а так же развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования у детей накапливаются знания, затем информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. Коллекционирование развивает все психические процессы: внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать. Таким образом, разнообразие форм, средств, методов и приёмов краеведческой деятельности влияют на уровень знаний о явлениях и объектах окружающего мира, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное на содержание и качество детских взглядов на культурно-исторические ценности, на приобщение к культуре родного края.Надо помнить, что ознакомление с темой должно проходить системно, ненавязчиво, на основе принципа усложнения и узнавания материала. При этом нельзя забывать, что дошкольники еще не владеют многими понятиями. Привычные для взрослых слова и выражения могут быть им не знакомы, поэтому их надо в доступной форме расшифровывать.Краеведение в ДОО является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирование нравственных качеств, раскрывает связи родного края с Родиной. Каждый момент ознакомления с родным краем должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку – труженику, защитнику, достойному гражданину своей Отчизны.В системе краеведческой работы наибольшее место отводится совместной деятельности воспитателя и детей. Это обусловлено важностью накопленного каждым ребёнком личного опыта в освоении краеведческих представлений в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития. Для этого взаимодействие педагога и детей строится на основе дифференцированного подхода и включает разные формы. Важнейшим средством педагогического воздействия при формировании патриотических чувств дошкольников является организованное наблюдение в природе и окружающей действительности. Так, например, наблюдая труд работников детского сада, они видят, какие складываются трудовые отношения, как оценивается труд окружающими, как они выражают свое уважение к тем, кто хорошо работает. Но нельзя сводить работу только к организации наблюдений, это очень ограничит круг знаний и представлений детей и не поможет достичь главной цели – познакомив с особенностями родного края, пробудив в сердце ребенка интерес к нему, показать жизнь всей страны, воспитать любовь к Отечеству.Такую задачу можно решить сочетанием наблюдений с чтением художественных произведений, слушанием музыки, рассматриванием картин и иллюстраций к книгам, работой со справочной литературой, с беседами и встречами с интересными людьми. Тогда ребенку шире откроется окно в мир, ему будет легче сделать необходимые обобщения, проявить возникшие чувства. Опыт, полученный во взаимодействии с педагогом, обобщается в ходе занятий и переносится детьми в собственную деятельность.Используемая литература:1. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду, 2003г.2. Петрова В.И. Нравственное воспитание в детском саду /Программа и методические рекомендации/, 2006г.3. «Краеведческое воспитание дошкольников»  Практическое пособие/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. – 2-е изд., исп. и доп. – М. 2004г.4. Ковалева Г.А. «Воспитание маленького гражданина», М. 2004г.5. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», С-Пб.2000г.6. Данилина Г.Н. «Дошкольнику – об истории и культуре России»: Пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан РФ», М. 2003г.7. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью, М.2003г.8. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду, М.2007г.9. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет. М.2007г.