Публикации Современные методы и приёмы работы на уроках дисциплины «Слушание музыки»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Современные методы и приёмы работы на уроках дисциплины «Слушание музыки»
Автор: Крестьянинова Зоя Александровна

Крестьянинова З.А.МОУ ДО «Детская музыкально-хоровая школа»г. ПетрозаводскСовременные методы и приёмы работына уроках дисциплины «Слушание музыки»Целью данной статьи является обобщение собственного педагогического опыта. В процессе подготовки и организации образовательного процесса на уроках по «Слушанию музыки» было найдено несколько методических приемов, позволяющих активизировать учащихся во время занятий и мотивировать на работу в классе. Возможно, опытные педагоги уже используют в своей работе предлагаемые приемы, но для меня, как педагога начинающего, мои находки стали весьма продуктивными. Думается, что таким же молодым преподавателям, как я, они тоже могут быть полезны. В своей педагогической практике на своих уроках по слушанию музыки применяю различные методы: беседы, рассказы, рисунки, творческие задания, просмотр вместе с учениками видео материалов (ознакомительные мультфильмы и передачи «Шишкина школа», «Академия занимательных искусств»). Вот те приемы, которые использую на своих уроках по слушанию музыки: 1. Прием «Необъявленная тема»Учитель начинает объяснять новую тему, не формулируя её название и предлагая это сделать учащимся. Данный приём позволяет создать мотивацию для изучения темы урока, используется для привлечения интереса к изучению нового. Пример: Учитель: Мы начинаем изучать новую тему, но я не буду ее называть. Она будет моей загадкой. В течении урока вы сами попытаетесь её разгадать. (На доске учитель ставит вместо темы — вопросительный знак) Прослушанная музыка, подсказки учителя наводят учеников на определение темы урока. (Тема урока: «Мелодия» 1 класс)Вариантом этого приема является поиск пропущенного слова в формулировке темы урока. Пример: Тема урока: «Мелодия душа музыки», 1 классНа доске запись: « _____ душа музыки». В течение урока учащиеся пытаются найти пропущенное слово, постепенно приходят к мысли о том, что душой музыки является мелодия.2. «Ассоциативный ряд»Этот прием позволяет по ассоциациям определить новый термин, или собрать кластер понятий для понимания этого термина. Так, например, к теме «Опера» ассоциативный ряд выстраивается следующим образом: Солист, оркестр, голос (пение), театр, музыка3. «Цепочка»Данный прием можно использовать в начале урока, как разминку. Ученики класса стоят у своих мест. Учитель просит по цепочке каждого ученика назвать по одному музыкальному инструменту определенной группы. Тот, кто назвал верно остается в игре, кто ошибся, повторился или не смог ответить — садится на свое место. Игра продолжается, пока не останется один или несколько победителей.4. «Похлопай — потопай» или «Да — нет»Этот прием помогает активизировать внимание учеников, а также быстро получить обратную связь от учеников и определить готовность к уроку или уровень усвоенности того или иного материала. Учитель произносит утверждение. Если ученики согласны с ним хлопают в ладоши, если не согласны топают.Например:
  • «Щелкунчик» П.И. Чайковского — это опера;
  • Черномор — герой оперы «Садко» Римского-Корсакова;
  • Оперу «Орфей и Эвридика» написал Кристоф Виллибальд Глюк;
  • Скрипка — духовой музыкальный инструмент и т. д.
  • Вариантом такой двигательной разминки может быть игра «Встать сестьпохлопать». Например, при изучении тембров инструментов симфонического оркестра учитель договаривается с учениками о правилах игры: если они услышат тембр струнных – встают, если тембр духовых садятся, если тембр ударных хлопают. В продолжение игры на тему «Инструменты симфонического оркестра» можно предложить ученикам показать, как играют на том или ином инструменте, а также изобразить в воздухе какая у них форма.5. «Выбери ответ»На стенах класса вывешиваются таблички с названиями пройденных жанров (опера, балет, мюзикл). Детям раздаются карточки с названиями произведений:П.И. Чайковский «Лебединое озеро»; М. Коваль «Волк и семеро козлят»;Н. А. Римский-Корсаков «Снегурочка»За определенное время дети должны подойти к нужной табличке на стене, с правильным ответом. Вариант табличек на стенах: вокальная, инструментальная музыка. Карточки у детей: песня, танец, симфония, ария, балет, опера.6. «Найди пару»В этой игре, как и в предыдущей, работает принцип лото. Детям раздаются карточки с названиями произведений и фамилиями композиторов. В течение определенного времени дети должны соединить пары. Можно усложнить это задание, превратив в игру «Найди тройку»: к авторам и их произведениям добавить жанры.7. «Создай паспорт»При изучении какой-либо темы, педагог предлагает детям создать паспорт (композитора / жанра / произведения) по выбранным параметрам. Например, при создании паспорта композитора выбираются следующие параметры: фамилия, имя, дата рождения, место рождения и проживания, образование, самые известные произведения, интересные факты биографии.Ответ оформляется в виде паспорта или таблицы:Фамилия, имя: Ирина ГрибулинаДата рождения: 29 сентября 1953 (65 лет)  Место рождения: Сочи, СССР  Страна: СССР, Россия  Профессии: певица, композитор, поэтесса, кино-композитор  Жанры: поп  Интересные факты• Ирина Грибулина является автором и музыки, и стихов к своим песням, но иногда пишет музыку и на чужие стихи.• В 1996 году в возрасте сорока трёх лет Ирина Грибулина родила дочь Анастасию.Популярные песни  в собственном исполнении: «Недотрога», «Разведённые мосты», «Судьба-гадалка», «Ссора» 7. «Светофор» или «Смайлик»Для этой игры дети самостоятельно дома изготавливают карточки, с одной стороны красного цвета с грустным лицом, а с другой желтого и веселым лицом. Используются эти карточки не только для определения лада музыки (мажор, минор), но и для определения настроения учащихся в конце урока, когда наступает этап рефлексии.