Публикации
Использование ИКТ в дополнительном образовании
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование ИКТ в дополнительном образовании
Автор: Савватева Ирина Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование ИКТ в дополнительном образовании
Автор: Савватева Ирина Николаевна
Использование ИКТ в дополнительном образовании
Савватева И.Н.
Методист МАУДО Дом детва и юношества
г. Златоуст
Аннотация: Сегодня информационно-коммуникативные технологии плотно входят вовсе сферы нашей жизни, втом числе ивобразовательный процесс. Компьютерные технологии широко используются науроках, ниодно школьное мероприятие необходится без мультимедийных презентаций, аурок— без использования инновационных образовательных ресурсов.
Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе произошло достаточно давно. На сегодняшний день информационные технологии позволяют педагогам проявить творчество, информируют о новых нетрадиционных формах и методах образовательного процесса в дополнительном образовании.
И сейчас уже очень сложно уже представить качественное современное образование без использования информационно-коммуникационных технологий. Такая форма работы используется в процессе управления учреждением, в методической работе, в работе педагогов с детьми и родителями.
Основными задачами использования ИКТ в педагогическойдеятельности можно выделить следующие компоненты:
Сделать образование современным(с точки зренияиспользования технических средств);
Приблизить воспитаетельно – образовательную деятельность квосприятию современного ребенка, т. к. современные тинейджеры в основном слушают и смотрят, и предпочитают визуальную информацию;
Приблизить доверительные отношения взаимопонимания, взаимопомощи между педагогом и воспитанником;
Существенно облегчает поиск необходимого материала не статично, а с использованием современных методик, что помогает более эмоционально и образно предоставить необходимый материал;
Экономит время, как свое, так и ребенка, помогает увеличить плотность образовательной деятельности, обогатить ее новым содержательным материалом.
По опыту работы современными тинейджерами усваивается только таинформация, которая его заинтересовала, в которой у него сеть определённые познания, та, которая вызывает приятные и комфортные чувства.
Творческие педагоги, которые стремятся идти в ногу со временем, должны вникать и изучать все возможности внедрения современныхИКТв свою практическую деятельность.
Использование ИКТ имеет несколько направлений.
Использование ИКТ в работе с детьми:
Использование в работе,как собственные, так и готовые презентации;
Использование видео и музыкального материала.
Презентации, видеоролики, короткие мультфильмы, все это используется при проведении занятий. Презентации помогают раскрыть новый материал расширить знания в изучаемой области более наглядно. Рассказ и показ педагога важен для обучающихся, но когда дети видят инструкции, правила, последовательность выполнения работы на экране, то усваивают изучаемую тему более полно.
Рассматривая видеоролики имеется возможность коллективного обсуждения, высказывания собственного мнения ребенка на ту или иную проблему, ситуацию, действие.
Демонстрация обучающихся мультфильмов позволяет не только при проведении занятия показать более интересно необходимы материал, но в целях профилактики техники безопасности.
Использованиемобильного телефона и интерактивных игр в образовательном процессе.
ПрииспользованииИКТ у детей повышается мотивация, интерес и увеличивается объем усвоенияинформации.
Возможность использования интерактивно развлекательных игр как при изучении нового материала, так и в ходе закрепления.
Следующим направлением работы является работа сколлегами педагогами:
создание презентаций по представлению собственного опыта (выступления на семинарах, педсоветах, конференциях, и т.д.);
обобщение и распространение опыта работы сложно себе представить без фотографий с занятий, результатов работы детей, видеороликов отрывков занятий. Всем этим более ярко можно поделиться с помощью ИКТ. Как говорится лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать.
Еще одним из направления работы педагогаявляется профессиональное саморазвитие:
поиск интересных сведений;
создание собственного сайта;
ведение документации;
просмотр вебинаров, видеоконференций;
участие в профессиональных и творческих конкурсах.
ПрииспользованииИКТ количество участия в конкурсах увеличивается, что облегчает работу при подготовке к аттестации.
Ключевым направлением работы педагогаможно выделить еще и работу с родителями:
С помощью средств ИКТ возможна демонстрация отрывков с занятий, фотоотчеты занятий и акций, проводимых с обучающимися;
представить вниманию родителей интерактивную выставку работ кружковцев, а также с помощью презентаций познакомить с материалами по развитию и воспитанию детей.
По сравнению с традиционными формами обучения работа по внедрениюИКТ в воспитательно-образовательный процессможно отметить рядпреимуществ:
предъявлениеинформациина экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
решения проблемные задачи, поощрение при их правильном решении самим компьютером являются стимулом к познавательной активности детей;
ИКТдают возможность расширенияиспользованияэлектронных средств обучения, так как они передаютинформацию быстрее, чем прииспользовании традиционных средств;
с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни;
высокая динамика образовательной деятельности способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
Несмотря на столь эффективное использование ИКТ, оно не может заменить высококвалифицированного специалиста.
Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессеприводит к целому ряду положительныхэффектов:
обогащениювоспитательно-образовательного процессаэмоциональной окрашенностью;
психологически облегчаетпроцесс усвоения;
побуждение живого интереса к предмету познания;
расширение общего кругозора;
увеличение уровняиспользования наглядных пособий;
повышение производительности трудапедагога и ребенка.
Одним из главных условийиспользования ИКТ в учебно - воспитательном процессе — с детьми должны работать педагоги, хорошо знающиетехнические возможности ПК, владеющие основными навыками работы с ним, хорошо ориентирующиеся в компьютерных программах, знающие этические правила их применения и владеющие методикой приобщения детей к новымтехнологиям. Кроме того, педагоги должны хорошо знать возрастные особенности обучающихся.
ИКТ необходимо и целесообразноиспользовать в различных видах деятельности, так как они позволяют сделатьпроцессразвития детей достаточно эффективным, интересным и познавательным.
Список литературы
АбрамовА.Г., БулгаковМ.В., ИванниковА.Д., СигаловА.В.Федеральный портал Информационно-коммуникационные технологии вобразовании: пять лет вобразовательном Рунете //Журнал Дистанционное виртуальное обучение, 2009. №3, с.14–30. 3.
БабичИ.Н.Новые образовательные технологии ввек информации / Материалы XIV Международной конференции Применение новых технологий вобразовании.— Троицк: Фонд новых технологий вобразовании Байтик.— 2009.— с. 68–70. 2.
Вылегжанина, Е. А. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе / Е. А. Вылегжанина, Н. Н. Мальцева. —Актуальные задачи педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 4-6. — URL: (дата обращения: 14.02.2022).
КрасильниковаВ.А. Использование информационных икоммуникационных технологий вобразовании: учебное пособие; Оренбургский гос. ун-т. 2-е изд. перераб. идополн. Оренбург: ОГУ, 2012. 291 с.
Савватева И.Н.
Методист МАУДО Дом детва и юношества
г. Златоуст
Аннотация: Сегодня информационно-коммуникативные технологии плотно входят вовсе сферы нашей жизни, втом числе ивобразовательный процесс. Компьютерные технологии широко используются науроках, ниодно школьное мероприятие необходится без мультимедийных презентаций, аурок— без использования инновационных образовательных ресурсов.
Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе произошло достаточно давно. На сегодняшний день информационные технологии позволяют педагогам проявить творчество, информируют о новых нетрадиционных формах и методах образовательного процесса в дополнительном образовании.
И сейчас уже очень сложно уже представить качественное современное образование без использования информационно-коммуникационных технологий. Такая форма работы используется в процессе управления учреждением, в методической работе, в работе педагогов с детьми и родителями.
Основными задачами использования ИКТ в педагогическойдеятельности можно выделить следующие компоненты:
Сделать образование современным(с точки зренияиспользования технических средств);
Приблизить воспитаетельно – образовательную деятельность квосприятию современного ребенка, т. к. современные тинейджеры в основном слушают и смотрят, и предпочитают визуальную информацию;
Приблизить доверительные отношения взаимопонимания, взаимопомощи между педагогом и воспитанником;
Существенно облегчает поиск необходимого материала не статично, а с использованием современных методик, что помогает более эмоционально и образно предоставить необходимый материал;
Экономит время, как свое, так и ребенка, помогает увеличить плотность образовательной деятельности, обогатить ее новым содержательным материалом.
По опыту работы современными тинейджерами усваивается только таинформация, которая его заинтересовала, в которой у него сеть определённые познания, та, которая вызывает приятные и комфортные чувства.
Творческие педагоги, которые стремятся идти в ногу со временем, должны вникать и изучать все возможности внедрения современныхИКТв свою практическую деятельность.
Использование ИКТ имеет несколько направлений.
Использование ИКТ в работе с детьми:
Использование в работе,как собственные, так и готовые презентации;
Использование видео и музыкального материала.
Презентации, видеоролики, короткие мультфильмы, все это используется при проведении занятий. Презентации помогают раскрыть новый материал расширить знания в изучаемой области более наглядно. Рассказ и показ педагога важен для обучающихся, но когда дети видят инструкции, правила, последовательность выполнения работы на экране, то усваивают изучаемую тему более полно.
Рассматривая видеоролики имеется возможность коллективного обсуждения, высказывания собственного мнения ребенка на ту или иную проблему, ситуацию, действие.
Демонстрация обучающихся мультфильмов позволяет не только при проведении занятия показать более интересно необходимы материал, но в целях профилактики техники безопасности.
Использованиемобильного телефона и интерактивных игр в образовательном процессе.
ПрииспользованииИКТ у детей повышается мотивация, интерес и увеличивается объем усвоенияинформации.
Возможность использования интерактивно развлекательных игр как при изучении нового материала, так и в ходе закрепления.
Следующим направлением работы является работа сколлегами педагогами:
создание презентаций по представлению собственного опыта (выступления на семинарах, педсоветах, конференциях, и т.д.);
обобщение и распространение опыта работы сложно себе представить без фотографий с занятий, результатов работы детей, видеороликов отрывков занятий. Всем этим более ярко можно поделиться с помощью ИКТ. Как говорится лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать.
Еще одним из направления работы педагогаявляется профессиональное саморазвитие:
поиск интересных сведений;
создание собственного сайта;
ведение документации;
просмотр вебинаров, видеоконференций;
участие в профессиональных и творческих конкурсах.
ПрииспользованииИКТ количество участия в конкурсах увеличивается, что облегчает работу при подготовке к аттестации.
Ключевым направлением работы педагогаможно выделить еще и работу с родителями:
С помощью средств ИКТ возможна демонстрация отрывков с занятий, фотоотчеты занятий и акций, проводимых с обучающимися;
представить вниманию родителей интерактивную выставку работ кружковцев, а также с помощью презентаций познакомить с материалами по развитию и воспитанию детей.
По сравнению с традиционными формами обучения работа по внедрениюИКТ в воспитательно-образовательный процессможно отметить рядпреимуществ:
предъявлениеинформациина экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
решения проблемные задачи, поощрение при их правильном решении самим компьютером являются стимулом к познавательной активности детей;
ИКТдают возможность расширенияиспользованияэлектронных средств обучения, так как они передаютинформацию быстрее, чем прииспользовании традиционных средств;
с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни;
высокая динамика образовательной деятельности способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
Несмотря на столь эффективное использование ИКТ, оно не может заменить высококвалифицированного специалиста.
Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессеприводит к целому ряду положительныхэффектов:
обогащениювоспитательно-образовательного процессаэмоциональной окрашенностью;
психологически облегчаетпроцесс усвоения;
побуждение живого интереса к предмету познания;
расширение общего кругозора;
увеличение уровняиспользования наглядных пособий;
повышение производительности трудапедагога и ребенка.
Одним из главных условийиспользования ИКТ в учебно - воспитательном процессе — с детьми должны работать педагоги, хорошо знающиетехнические возможности ПК, владеющие основными навыками работы с ним, хорошо ориентирующиеся в компьютерных программах, знающие этические правила их применения и владеющие методикой приобщения детей к новымтехнологиям. Кроме того, педагоги должны хорошо знать возрастные особенности обучающихся.
ИКТ необходимо и целесообразноиспользовать в различных видах деятельности, так как они позволяют сделатьпроцессразвития детей достаточно эффективным, интересным и познавательным.
Список литературы
АбрамовА.Г., БулгаковМ.В., ИванниковА.Д., СигаловА.В.Федеральный портал Информационно-коммуникационные технологии вобразовании: пять лет вобразовательном Рунете //Журнал Дистанционное виртуальное обучение, 2009. №3, с.14–30. 3.
БабичИ.Н.Новые образовательные технологии ввек информации / Материалы XIV Международной конференции Применение новых технологий вобразовании.— Троицк: Фонд новых технологий вобразовании Байтик.— 2009.— с. 68–70. 2.
Вылегжанина, Е. А. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе / Е. А. Вылегжанина, Н. Н. Мальцева. —Актуальные задачи педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 4-6. — URL: (дата обращения: 14.02.2022).
КрасильниковаВ.А. Использование информационных икоммуникационных технологий вобразовании: учебное пособие; Оренбургский гос. ун-т. 2-е изд. перераб. идополн. Оренбург: ОГУ, 2012. 291 с.