Публикации Роль педагога - организатора в системе дополнительного образования

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль педагога - организатора в системе дополнительного образования
Автор: Анна Саттаровна Джораева

Роль педагога - организатора в системе
дополнительного образования
Джораева А.С.
Педагог-организатор
МАУДО Дом детства и юношества
г. Златоуст
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации деятельности педагога - организатора в системе дополнительного образования. В статье представлен целостный анализ основных направлений и особенности деятельности в системе дополнительного образования, а также предложен новый комплексно-функциональный подход к деятельности педагога-организатора.
Ключевые слова: педагог-организатор, функциональный подход, дополнительное образование
В современном мире невозможно представить не одно учреждение образования или культуры без педагога – организатора. Ведь его деятельность многогранна, и каждое мероприятие, каждый организационный момент требуют креативности, нестандартного мышления, оперативного решения и предприимчивости, и добиться этого всего можно лишь, вникнув в специфику данной деятельности.
Современная система дополнительного образования предполагает постоянное повышение профессиональной компетентности педагогами, в частности, стимулирование их готовности к организации разнообразной образовательной деятельности обучающихся. Деятельность педагога-организатора, одной из ключевых фигур в системе дополнительного образования, в организационном плане является наиболее разнообразной и сложной, как по содержанию, формам, технологиям, методам, связанным с осуществляемой работой, так и по решаемым проблемам.
В центре деятельности педагога-организатора – основной функцией является проведение воспитательно -развивающих мероприятий, разнообразных досуговых форм работы, взаимодействие с субъектами: детскими творческими коллективами, родителями, административными работниками, социальными партнерами и пр. Всё это требует от педагога-организатора высокой профессиональной и личностной готовности, владением универсальными (многообразными) компетенциями, которые способствуют свободному владению различными формами организации образовательно-развивающей деятельности обучающихся не только в условиях учреждения дополнительного образования, но и вне него.
Однако, проблема деятельности педагога-организатора системы дополнительного образования мало разработана и практически не исследована.
В связи с этим возникает целесообразность анализа существующего подхода к работе педагога-организатора, рассмотрение основных направлений (как функции) деятельности педагога-организатора в их целостности, взаимосвязанности и разнообразии. Поскольку методологически корректным является целостный анализ профессиональной деятельности в многообразии ее целей, задач, содержания, форм и пр., то, применительно к педагогу-организатору, таким подходом может быть комплексно-функциональный, как охватывающий многообразие и целостность его (педагога-организатора) деятельности.
По настоящее время деятельность педагога-организатора рассматривалась на основе представлений об основных направлениях и особенностях его деятельности, что связано, прежде всего, с отсутствием научно обоснованных разработок вопроса.
Не разработанность представлений о специфике и особенностях профессионально-педагогической деятельности педагога-организатора ДО ведет к стихийности в определении ее целей, направлений, содержания, технологий, форм и пр.
По этим причинам снижается эффективность организации и осуществления досуговой деятельности обучающихся, как главная, ключевая задача работы педагога-организатора.
Предлагаемый новый, ранее не применявшийся, комплексно- функциональный подход к деятельности педагога-организатора системы дополнительного образования способствует: формированию современного, целостного, научно обоснованного взгляда на его деятельность, способствуя повышению ее эффективности и качества за счет системного глубинного анализа основных ее направлений, функций, специфики и особенностей.
Специфика деятельности педагога-организатора в учреждении дополнительного образования заключается в разнообразии направлений его работы и выполняемых им функций.
Особенности и специфика деятельности педагога-организатора зависит от направленности деятельности коллектива, в котором он работает. Он должен обладать компетенциями, достаточными для выполнения различных функций: методиста, организатора массовой работы, педагога дополнительного образования - границы его компетенций достаточно широки.
Целостное видение, рассмотрение и анализ разнообразных компетенций педагога - организатора возможно через дифференцирование выполняемых им функций, как основных направлений и компонентов деятельности. Поэтому в основе содержания подхода – раскрытие функций педагога-организатора в их целостности, системности и взаимосвязанности.
Организационно-управленческая функция - как ведущая в деятельности педагога-организатора. Это направление работы связано с: постановкой целей, задач, планированием, реализацией и анализом воспитательной деятельности в коллективе. В основе этого направления работы – проектирование способов проведения организационной и воспитательной работы.
Содержание организационно-управленческой функции связано с планированием, реализацией и анализом воспитательной деятельности:
организация взаимодействия с педагогами, воспитанниками и родителями;
комплектование состава учащихся коллектива;
планирование концертной и гастрольной деятельности коллектива;
организация календарных праздников;
организация каникулярного отдыха обучающихся:
обобщение опыта своей работы, предоставление материалов в методический кабинет; оформление портфолио коллектива, работа с фото и видео материалами, размещение информации о коллективе на сайте и в других СМИ.
Гуманистическая функция – отвечает позиции и ведущей ориентации педагога-организатора. В ее основе: проведение просветительской работы, пропаганды здорового образа жизни, осуществление социального взаимодействия коллектива с различными организациями.
Выполнение гуманистическойфункции педагогом-организатором предполагает:
формирование у учащихся основ здорового образа жизни, воспитание стремления к этому;
приобщение к общечеловеческим ценностям;
развитие гуманистических отношений к окружающему миру;
воспитание ответственности, гражданского самосознания;
обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников в период образовательного процесса;
контроль выполнения правил охраны труда и пожарной безопасности при проведении мероприятий коллектива;
осуществление социального взаимодействия с различными организациями, с другими образовательными учреждениями;
организация досуговой деятельности совместно с коллективами учреждений образования и другими социальными институтами с целью раскрытия возможностей и способностей ребенка.
Воспитательная функция обеспечивает: целенаправленное педагогическое влияние на личностное становление обучающихся; создание условий для достижения эффективных результатов в воспитательной деятельности; приобщение обучающихся к духовным, нравственным и культурным ценностям; полноценное использование воспитательного потенциала среды; реализацию потенциала, творческих возможностей, склонностей, талантов детей; удовлетворения их стремлений, потребностей в самостоятельной деятельности, рефлексии, а также в побуждении к самовоспитанию.
Реализация воспитательной функции педагога- организатора предполагает:
содействие раскрытию и развитию личности, талантов и способностей, формированию общей культуры обучающихся;
создание условий для реализации творческого потенциала воспитанников;
воспитание культуры общения, поведения, речи; гуманности, толерантности;
формирование навыков социально приемлемых способов организации досуга;
обучение детей основам культуры быта: формирование основ культуры быта в условиях совместной жизнедеятельности в период летних лагерей, выездов на фестивали, конкурсы, соревнования;
обеспечение участия воспитанников в концертных программах, праздниках и других массовых мероприятиях.
Технолого-методическая функция предполагает оказание методической помощи педагогам. В соответствии с этой функцией педагог-организатор должен заботиться о повышении профессионального уровня педагогов коллектива, оказывать им консультативную помощь.
Технолого-методическая функция педагога-организатора предполагает проведение, совместно с педагогами коллектива, ряда организационных мероприятий, направленных на эффективную образовательную и воспитательную деятельность обучающихся:
планирование деятельности коллектива (концертная и гастрольная деятельность, каникулярный отдых обучающихся, комплектование групп, составление расписания, организация учебного процесса);
анализ достижений обучающихся, оценка эффективности их обучения;
организационная и методическая работа с родителями обучающихся, проведение родительских собраний;
участие в работе педагогических, методических советов, в других формах методической работы;
оказание консультативной помощи педагогам коллектива, с целью повышения их профессионального уровня;
оформление портфолио коллектива, работа с фото и видео материалами, размещение информации о коллективе на сайте и в других СМИ.
Диагностическая функция связана с выявлением и оцениванием состояния обучающихся; выявлением возможных отрицательных на них влияний; предупреждением и преодолением негативных проявлений учащихся. Выполнение этой функции предполагает проведение просветительской работы с родителями, совершенствование взаимодействия систем коллектив-семья.
Диагностическая работа - важное направление деятельности педагога- организатора
В работе с детским коллективом диагностика выполняет следующие функции:
Информационную:
получение информации об участниках педагогического процесса;
выявление относительного уровня развития ребенка;
выяснение удовлетворенности родителей качеством проведения занятий с детьми;
организации работа с частью родителей по налаживанию конструктивным взаимодействием в системе родитель-ребёнок
Прогнозирующую:
выявление потенциальных возможностей развития воспитанников;
прогнозирование результативности воспитательного процесса.
определение эффективности использования различных средств и методов.
Воспитательную:
создание условий для развития личности, воспитания различных свойств и качеств личности;
выявление роста, достижений в образовании, самопознании и саморазвитии обучающегося:
проведение мониторинга возрастных проявлений, интересов, потребностей обучающихся;
выявление и анализ достижений обучающихся;
Просветительскую:
организация работы с частью родителей по налаживанию конструктивного взаимодействием в системе родитель-ребёнок;
проведение индивидуальных и групповых консультаций, собеседований, на которых родителям предоставляется информация об успехах и динамике развития детей, их поведении и проблемах;
разработка памяток для родителей в печатном и электронном виде;
организация совместной деятельности родителей и детей: участие родителей коллектива в работе родительского комитета; совместная подготовка к гастрольным поездкам; совместное участие родителей с детьми в игровых программах, летних и зимних творческих сменах.
Важными аспектами работы педагога-организатора являются приведенные ниже принципы и правила взаимодействия педагогов между собой и с занимающимися в творческом коллективе
Принципы работы педагогического коллектива с детьми:
установление личного эмоционального контакта с каждым ребенком;
уважение самоценности личности ребенка и его человеческого достоинства;
оптимистичность педагогов в отношении развития творческих возможностей каждого ребенка;
регулирование оптимальной нагрузки и равномерный темп работы;
формирование у детей эмоциональной отзывчивости, сопереживания, поддержки во взаимоотношениях со сверстниками;
опора на традиции коллектива;
стимулирование самовоспитания, трудолюбия и дисциплины.
Особенности взаимодействия педагога-организатора с родителями:
проявление искреннего уважения к родителям каждого ребёнка;
общение с родителями во благо обучающегося;
тактичное и объективное изучение семей воспитанников для дальнейшего просвещения.
Основные результаты внедрения комплексно-функционального подхода к деятельности педагога-организатора в системе дополнительного образования
Комплексно-функциональный подход к деятельности педагога-организатора позволяет:
целенаправленно планировать деятельность творческого коллектива;
существенно повысить эффективность образовательно- воспитательной работы в творческом коллективе;
создавать условия для раскрытия, развития и реализации творческого потенциала обучающихся;
стимулировать образовательно-личностный рост занимающихся;
способствовать совершенствованию взаимодействия систем: педагогический коллектив – коллектив обучающихся - семья.