Публикации Особенности проектной деятельности на уроках финансовой грамотности

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности проектной деятельности на уроках финансовой грамотности
Автор: Лобанова Татьяна Васильевна

Лобанова Татьяна Васильевна, учитель истории и обществознания, г. Коряжма, Архангельской области, высшая квалификационная категориястатья на тему: Особенности проектной деятельности на уроках финансовой грамотностиФинансовая грамотность в школе – это один из самых практико-ориентированных учебных курсов. В нашей повседневной жизни мы, взрослые, часто встречаемся со множеством финансовых проблем. Как заработать деньги, как их сохранить, не потерять и преумножить, как их грамотно потратить… Что же тогда говорить о ребенке, который не имеет никакого социального опыта, но через короткое время, после окончания школы столкнётся с этими же проблемами, а кто то уже с некоторыми из них столкнулся. Поэтому нельзя вести этот учебный курс на сухой теории, а надо сочетать теорию и практику и здесь как нельзя лучше помогает метод проектов.Метод проектов это технология совокупность  поисковых, исследовательских, проблемных методов,  очень творческих и интересных как для ребенка, так и для учителя. Проектный метод - способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии учителя и обучающегося, способ взаимодействия с обществом, поэтапная деятельность по достижению поставленной совместно цели. Я веду финансовую грамотность в 6,7,8 и 10 классах. Сознательно не беру этот курс в 5(только начинают работать с учителями среднего звена и необходимо адаптироваться) и в выпускных классах (они нацелены больше на выбор профиля, профессии и подготовку е к ГИА). Но в пред выпускных классах мы много внимания уделяем решению экзаменационных задач по финансовой грамотности.Обучающие разбиваются на группы, изучаем теорию, а затем думаем, как и где нам эти знания пригодятся и придумываем тему проекта, ставим перед собой цели и задачи. Затем планируем поэтапно, как и где, с кем они будут работать, нужна ли им моя помощь, помощь учителя математики, родителей или каких-либо специалистов. Если есть возможность пригласить их, то приглашаем, так мы встречались с работниками банков, ПФ РФ, налоговой инспекции. Так как дети были готовы к этой теме, то у них накопилось много вопросов, кроме того приглашали их и на защиту проектов. Такое общение понравилось всем, так как это так же не традиционные уроки и можно узнать много нового.Какие же проекты больше полюбились ученикам? Это «Составим семейный бюджет». Каждая группа решала для себя виртуальная или реальная у них взята семья, изучали доходы семьи (реальные и номинальные), просчитывали расходы, некоторые группы даже посещали местные магазины и сравнивали цены в «Магните», «Пятерочке», «Дикси» и прочих магазинах. Составляли меню и просчитывали цены. Бюджет кто то просчитывал на месяц, квартал или неделю. Старались сэкономить, придумывали правила рационального потребителя, и безумно радовались, если у них получался профицитный семейный бюджет. Темы проекта «Я - инвестор» вызвала еще больший интерес, тут уже подключали и родителей. Ставили цели для инвестиций, выбирали продукт или компании в которые хотели бы инвестировать, анализировали риски, просчитывали прибыль. Конечно все хотели быть богатыми и успешными. Поэтому решили, что не хватает темы «Создам с нуля свой бизнес». Здесь бурная фантазия 8 и особенно 10 классов развернулась по полной, что только не создавали. Один из классов (часто уже не группа, а целый класс записываются на этот курс) решил связать все бизнес-компании в единое целое. Таак в 10 б на защите проектов мы увидели стартап «Открываю частный детский час», следующая группа защищала проект по открытию «Частной школы», следующие группы предлагали частные кружки, спортивные секции и прочие организации дополнительно образования, школы по изучению иностранных языков, математики и даже финансовой грамотности. Последняя группа спроектировала собственную «Высшую школу экономики», т.е. дети выбрали то что их больше всего волновало – качественное образование, без волокиты, финансовых и прочих проблем. Возможно, когда-нибудь этот опыт пригодиться им не только для создания собственного бизнеса, но и решения каких-то управленческих вопросов. Понравился и бинарный проект по теме «Налоги», обучающиеся не только собрали сюда информацию о различных налогах, но и использовали информацию с уроков математики и права. Вспомнили и Конституцию РФ и Налоговый кодекс РФ, не обошлось и без УК РФ. В проекте «Банковская система» ученики исследовали возможности местных банков, рассмотрели функции Центробанка и коммерческих банков, просчитали задачи на проценты по кредитам и открытию депозитов. Здесь пришлось прибегнуть к помощи учителя математики.Ученикам 6 классов понравился проект по теме «Страхование жизни и имущества», они не только узнали о разных видах страхования, цели страхования, но и выбрали, что и где выгоднее страховать, как работают страховые компании.Долго и сложно шла работа над проектов «Накопи на достойную старость», так решили 10 классы объединить им назвать все проекты по теме «Пенсия». Долго шли споры стоит ли на неё вообще копить, кто должен заботиться о пенсионере: государство, дети или он сам. В результате кто то продолжил тему инвестиций, кто то работал с выбором негосударственного пенсионного фонда, а кто-то решил исследовать деятельность ПФ РФ. Но так ведь и в жизни происходит, каждый из нас думает, как позаботиться о своей пенсии, как сделать ее достойной. Очень хорошо, что уже сейчас в 16-17 лет обучающиеся задумались о пенсионных накоплениях.Но самым обсуждаемым, наверное, был проект по теме «Как не стать жертвой мошенников». Оказывается все в той или иной степени сталкивались с разными формами финансового мошенничества. Здесь решили взять разные типы действий мошенников и выработать алгоритм действия, составили памятку и затем раздали ее родным, близким, знакомым.Отдельное внимание заслуживает проект «Решаем финансовые задачи из курса ГИА по обществознанию», цель, которую поставили ученики – это познакомиться со всеми задачами на финансовой грамотности в курсе ЕГЭ и ОГЭ выявить их типы и разработать алгоритм их решения.Таким образом, проектный метод украшает курс финансовой грамотности, делает ее более интересной, отвечает на многие злободневные вопросы. Многие дети, которые посещали занятия в 6 или 7 классе с удовольствием продолжают ее изучение в 8 и 10 классе. Мне и самой очень интересно работать по этому курсу, получаю новую для себя информацию, обсуждаю ее с учениками и надеюсь, что все это поможет в дальнейшем как ребятам, так и их родителям грамотно ориентироваться в мире финансов.