Публикации Программа внеурочной деятельности по физической культуре "БЫСТРЕЕ, ВЫШЕ, СИЛЬНЕЕ!"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа внеурочной деятельности по физической культуре "БЫСТРЕЕ, ВЫШЕ, СИЛЬНЕЕ!"
Автор: Мельникова Людмила Юрьевна

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «БЫСТРЕЕ, ВЫШЕ, СИЛЬНЕЕ!»Л.Ю. Мельникова, учитель физической культурыгосударственного бюджетного общеобразовательного учрежденияСамарской области средней общеобразовательной школы № 10 «Образовательный центр ЛИК» городского округа Отрадный Самарской области, РоссияПояснительная запискаНа современном этапе развития отечественного образования важное значение приобретает разработка новых организационно-методических форм деятельности, активизирующих потребность обучающихся в приобщении к ценностям физической культуры и спорта. Эти формы должны содействовать совершенствованию и гармонизации свойств личности школьника, привлечению его к активным самостоятельным занятиям, ориентированным на совершенствование индивидуальных качеств и способностей.Цель программы: подготовка обучающихся к участию во Всероссийской олимпиаде школьников по физической культуре.Задачи программы:
  • повышение интереса учащихся к занятиям физическими упражнениями;
  • пропаганда научных знаний и стимулирование интереса к научной и педагогической деятельности;
  • развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
  • обогащение двигательного опыта техническими действиями и приемами базовых видов спорта (баскетбол, волейбол, футбол, легкая атлетика, гимнастика с основами акробатики);
  • обучение навыкам и умениям самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
  • формирование представления о здоровом образе жизни;
  • повышение психологической устойчивости в соревновательных условиях конкурсных испытаний.
  • «Общая характеристика курса внеурочной деятельности»Реализация «Олимпийского образования» в школе носит актуальный характер. Это связано с возникшим противоречием между высоким уровнем развития современного спорта и низким уровнем внедрения идеалов и ценностей олимпизма в процесс образования детей и молодежи. Россия может и должна быть великой спортивной державой не только победами российских спортсменов, но и распространением идей олимпизма. В соответствии с Олимпийской хартией – олимпизм -это философии жизни, объединяющая в одно целое достоинство тела, воли и разума. Основные идеи олимпизма: мирное существование, взаимопонимание и взаимоуважение, дружба и сотрудничество. В законе Российской Федерации "Об образовании" определены важнейшие принципы образования - гуманизм, приоритет общечеловеческих ценностей, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми и народами, реализацию права молодежи на свободный выбор взглядов и убеждений.В 1999-2000 учебном году Министерство образования Российской Федерации впервые включило физическую культуру в перечень учебных предметов, по которым проводится Всероссийская олимпиада школьников. Приказом министра образования был утвержден состав оргкомитета олимпиады и состав соответствующих предметных комиссий. Порядок проведения олимпиады определен приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1252 «Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников», с изменениями, утверждёнными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации № 249 от 17 марта 2015 г., № 1488 от 17 декабря 2015 г., № 1435 от 17 ноября 2016 г.Новизна данной программы внеурочной деятельности заключается в том, что помимо освоения способов физкультурной деятельности и физического совершенствования учащихся, большое внимание уделяется освоению научных знаний, истории физической культуры и спорта, Олимпийского движения. Интеграция знаний, системы физических упражнений и формы занятий физическими упражнениями предполагает активное вовлечение школьников в процесс познания и самосовершенствования. Участники программы: учащиеся 7 – 9 классов, возраст 13-15 лет.Срок освоения программы: 3 года (204 ч).Режим занятий: занятия проводятся по 2 часа в неделю, 68 ч за год.Формы внеурочной деятельности: групповые и индивидуальные занятия, викторина, конкурс, деловая игра, матчевые встречи, соревнование, исследовательская деятельность, походы, экскурсии и т.д.Варианты оценивания: экспертная оценка, шкала нормативов, активность на занятии, прогресс в обучении, критериальное оценивание.Виды контроля усвоенных результатов обучающихсяДля эффективной реализации программы проводится входной, текущий контроль, промежуточная и итоговая аттестация. Входной контроль направлен на выявление стартовых навыков теоретических знаний, практических умений и навыков для индивидуального подхода к каждому обучающемуся. Осуществляется в начале образовательной внеурочной деятельности в соответствии программой, форма входного контроля: наблюдение, опрос, тестирование уровня физической подготовленности. Текущий контроль осуществляется с помощью критериального оценивания (приложение 1).Критерий А – знание и понимание (максимум - 3 балла).Критерий В – двигательная деятельность (максимум - 3 балла).Критерий С – физическое совершенствование (максимум - 3 балла).Критерий D – социальные навыки и личная вовлеченность (максимум - 3 балла).Промежуточная аттестация проводится в виде участия учащихся в отборочном, школьном (муниципальном, окружном, региональном) этапе Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре. Оценка ЗУН в области физической культуры и спорта проводится в виде конкурсных испытаний практического и теоретико-методического задания. Вариант оценивания – независимая экспертная оценка. Победителями олимпиады признаются участники, получившие лучшие оценки по сумме двух заданий (теоретико-методического и практического задания).Итоговой аттестации подлежат обучающиеся, прошедшие полный курс обучения по программе внеурочной деятельности. Итоговая аттестация проходит в форме соревнований по типу проведения всероссийской олимпиады школьников: полоса препятствий, гимнастическая комбинация, легкоатлетический забег. Индивидуальный результат обучающегося определяется суммарным количеством очков за все пройденные испытания.Содержание курса внеурочной деятельностиОсновы знанийФизическая культура человека. Режим дня, его основное содержание и правила планирования. Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования. Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности. Восстановительный массаж. Проведение банных процедур. Основы формирования осанки, профилактики плоскостопия.Теория и методика физического воспитания. Понятийный аппарат теории физического воспитания. Формы и функции физической культуры. Цель, задачи, средства и методы физического воспитания. Обучение двигательным действиям. Основы воспитания физических качеств. Основы формирования осанки. Возрастные особенности физического воспитания. Формы занятий в физическом воспитании. История физической культуры и олимпийского движения. Физическая культура в современном обществе. Древние (Античные) олимпийские игры. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения. Зимние олимпийские игры. Летние олимпийские игры. Олимпийская символика. Олимпийские столицы. Параолимпийские игры. Прославленные олимпийские чемпионы. История зарождения олимпийского движения в России. Родина, история возникновения и правила отдельных видов спорта. Пиктограммы олимпийских видов спорта. Графические изображения исходных положений и двигательных действий. Способы физкультурной деятельностиОрганизация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Планирование занятий физической культурой. Организация досуга средствами физической культуры. Самонаблюдение и самоконтроль. Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Оценка техники движений, способы выявления и устранения технических ошибок. Оценка функционального состояния организма. Физическое совершенствование. Способы физкультурной деятельностиЛегкая атлетика. Беговые упражнения. Бег на короткие и средние дистанции. Прыжковые упражнения. Метание малого мяча. Развитие скоростно-силовых качеств, быстроты.Баскетбол. Ведение мяча на месте, в движении по прямой, змейкой, ведущей и не ведущей рукой. Ловля и передача мяча на месте, в движении. Бросок мяча в кольцо с места, после двойного шага, штрафной бросок. Учебная игра. Развитие скоростно-силовых качеств, координации движений. Волейбол. Нижняя и верхняя подачи мяча. Прием и передача мяча над собой, в паре через сетку. Нападающий удар. Учебная игра. Развитие скоростно-силовых качеств, координации движений.Футбол. Удар ногой по неподвижному и катящемуся мячу (в ворота). Остановка катящегося мяча. Передачи мяча в паре. Отбор мяча. Учебная игра. Развитие скоростно-силовых качеств, координации движений.Гимнастика с основами акробатики. Шаги, прыжки: со сменой прямых ног «ножницы», «козлик», прогнувшись «ноги врозь», с поворотом на 180, 360 градусов; переднее и боковое равновесие. Кувырок вперед, кувырок вперед прыжком, кувырок назад, кувырок назад в упор стоя согнувшись, кувырок вперёд согнувшись в стойку ноги врозь, стойки, повороты. Стойка на лопатках без помощи рук, сед углом. Мост из положения стоя (девочки), выход в упор присев. Стойка на голове (мальчики). Стойка на руках. Переворот в сторону боком. Акробатические связки в комбинации. Развитие гибкости. Полоса препятствий.Приложение 1Критериальное оценивание на занятиях внеурочной деятельностью «БЫСТРЕЕ. ВЫШЕ. СИЛЬНЕЕ!»Рубрики оценивания могут быть использована в разных темах (основы знаний, легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры).Рубрика для оценивания по критерию А – Знание и пониманиеКритерий В- Двигательная деятельностьКритерий С – Физическое совершенствование
  • Критерий D - Социальные навыки и личная вовлеченность
  • Литература:
  • Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе. – М.: ВЛАДОС, 2003. -176 с.
  • Примерные программы по учебным предметам. П76 Физическая культура. 5-9 классы: проект. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2010. – 61с. – (Стандарты второго поколения).
  • Родиченко В.С. и др. Твой олимпийский учебник: Учеб. Пособие для учреждений образования России. – 17-е изд., перераб. и доп. – М.: Советский спорт, 2007.- 114с.
  • Холодов Ж.К., Кузнецов В.С.. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие – М.: «Академия», 2003.
  • Чеснокова Н.Н., Кузин В.В., Красников А.А. Олимпиада по предмету «физическая культура»: методическое пособие. – М.: Физическая культура, 2005. – 112с.
  • Информационный ресурсы