Публикации Здоровьесберегающие технологии на уроках математики.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Здоровьесберегающие технологии на уроках математики.
Автор: Горюнова Алла Владимировна

Здоровьесберегающие технологии на уроках математики.
Горюнова А.В., учитель начальных классов
Лисянская О.В., учитель начальных классов
МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №8
Одной из главных проблем современной школы является проблема сохранения здоровья обучающихся. Здоровье - это величайшая ценность человека. Современное определение здоровье впервые сформулировано в уставе Всемирной организации здравоохранения в 1940 году. В нем указано, что здоровье - это состояние полного физического душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье, по словам Н.М.Амосова, можно определить как непременное условие эффективной деятельности, через которую достигается счастье. Здоровье каждого человека является не только индивидуальной ценностью, но, прежде всего, общественной.
В последние годы ухудшилось состояние здоровья детей. На текущий момент здоровые дети составляют лишь 3-10 % от их общего числа. Здоровье детей является общей проблемой медиков, педагогов и родителей. И реше-ние этой проблемы зависит от внедрения в процесс обучения здоровьесбере-гающих технологий. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями понимают все те технологии, использование которых идет на сохранение здоровья учащихся.
Здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организа-ция учебной деятельности. Работая учителем при организации учебной деятельности на уроках математики я уделяю внимание следующим факто-рам: комплексное планирование урока, в том числе задач, имеющих оздоро-вительную направленность; соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения (наличие оптимального светового и теплового режима в кабинете, условий безопасности, соответсвующих СанПиНам мебели, оборудования, оптимальной окраски стен и т.д., организовано проветривание до и после занятий и на переменах, проводится влажная уборка кабинета между смена-ми); правильное соотношение между темпом и информационной плотностью урока (оно варьируется с учетом физического состояния и настроения уча-щихся); построение урока с учетом работоспособности учащихся; благопри-ятный эмоциональный настрой; проведение физкультминуток и динамичес-ких пауз на уроках.
Физкультурные минутки и паузы во время уроков математики – это необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партами. Перерыв необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц туловища (особенно спины) и мелких мышц кистей рук. Физкультминутки способствуют повышению внимания, активности детей на последующем этапе урока. В основном на уроке используют физкультминутки для глаз, для релаксации, для рук. Так гимнастика для глаз предупреждает зрительное утомление у школьников.
Например, гимнастика для глаз по методу Г.А.Шичко.
1.Вверх-вниз, влево - вправо. Двигать глазами вверх-вниз, влево - вправо. Зажмурившись снять напряжение, считая до десяти.
2.Круг. Представьте себе большой круг. Обводите его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
3.Квадрат. Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.
Необходимы упражнения на релаксацию (на мышечное расслабление). Например, И.П.- руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти свисают. Движением предплечья несколько раз сбрасываем кисти вниз. Перед упражнениями полезно предложить детям крепко сжать кулаки в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.
Обязательна гимнастика для пальчиков рук. Например,
1.Волны. Пальцы сцеплены в замок. Поочередно открывая и закрывая ладони дети имитируют движение волн.
2. Здравствуй. Дети поочередно касаются подушечками пальцев каждой руки большего пальца этой руки.
Физкультурную минутку можно провести и таким образом:
Встали дружно. Наклонились
Раз - вперед, а два – назад.
Потянулись. Распрямились.
Приседаем быстро, ловко
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать
Надо много приседать.
Мы на месте снова ходим
Но от парты не уходим
( ходьба на месте).
По местам пора садиться
И опять начать учиться
( дети садятся за парты).
При умелом сочетании отдыха и движения, различных видов деятель-ности обеспечит высокую работоспособность учащихся в течение дня.
Для того чтобы научить детей заботиться о своем здоровье. На уроках можно рассмотреть задачи, которые основаны на фактическом материале. Все это способствует тому, что учащиеся привыкают, ценить, уважать и беречь свое здоровье.
Рассмотрим некоторые задачи:
1. Произведение двух последовательных натуральных чисел равно 132. Найдите сумму этих чисел, и вы узнаете, сколько пар хромосом в хромосомном наборе человека. Ответ: 23 пары.
2. За день сердце может перекачать 10 000 литров крови. За сколько дней насос такой мощности смог бы заполнить бассейн длиной 20 метров, шириной 10 метров и глубиной 2 метра? Ответ:40 дней.
Одним из условий здоровьесбережения является творческий характер образовательного процесса. Можно предложить сделать слайд – шоу с помощью геометрических фигур для использования во время проведения физкультурных минуток.
После уроков или на больших переменах можно учащимся предложить использовать музыкотерапию: Утро Э.Грига, Полонез М.Огинского (для снятия переутомления), оду К радости Л.Бетховена, Аве Мария Ф.Шуберта (для снятия меланхолического, угнетенного состояния), Сентиментальный вальс П. Чайковского (для снятия раздражительности) и т.п.
Список литературы:
Безух К.Е. Культура здоровья школьников. – Волгоград: Учитель, 2011.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе.-2005.-№2.
Н. Винокурова. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. Москва. Аст-пресс.1999г.
Синягина Н.Ю.Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол. установки и упражнения /Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова.– М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 150 с. – (Семейная библиотека)
Смирнов Н.К.Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРТИ, 2003. –272 с.
Москаленко М. Н. Здоровьесберегающие технологии на уроках математики. - М.,2003.
Особенности обучения математике в контексте содержания ФГОС/ Е.Ю.Лукичева. - СПБ, 2013.
HYPER13PAGE HYPER15
1