Публикации Учебный кроссворд как эффективный метод формирования терминологической грамотности

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Учебный кроссворд как эффективный метод формирования терминологической грамотности
Автор: Колобовникова Галина Вадимовна

Колобовникова Галина Вадимовна, педагог дополнительного образования,МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи»Россия, Оренбургская обл., ОренбургУчебный кроссворд как эффективный метод формирования терминологической грамотности (Из опыта работы ТО «Золотые спицы»)В современных условиях дополнительное образование детей базируется на образе современной личности, способной к активной самореализации, саморазвитию, самовыражению и самоорганизации жизни.На занятиях в творческом объединении «Золотые спицы» используютсятакие методы и приемы деятельности, которые позволяют детям с разными интересами и найти занятие по силам и по душе, а также проявить себя в различных видах творческой деятельности. Не вызывает сомнений, что усвоение обучающимися теоретических знаний, практических умений и навыков, заложенных в ДООП «Золотые спицы», необходимо сочетать с такими развивающими упражнениями, которые способствуют повышению творческо-поисковой активности детейБезусловно, чтобы научиться вязать красиво, нужно хорошо владеть крючком и спицами. А важно ли владеть терминами? Ведь для выполнения практического действия необходимо комментировать тот или иной прием. Итак, опыт показывает, что для успешного овладения приемами вязания необходимо знать и уметь грамотно использовать термины по вязанию. Одним из методов, направленных на формирование терминологической грамотности, является учебный кроссворд. Остановимся подробнее на опыте использования кроссвордов на занятиях по ручному узорному вязанию.Учебный кроссворд мы используем: после изучения какой-либо темы или нескольких тем с целью контроля усвоенного материала, на этапе проверки знаний по конкретной теме, на этапе изучения нового материала для актуализации знаний. При этом мы решаем следующие задачи: организовать самостоятельную работу;вызвать интерес к изучаемой теме;формировать терминологическую грамотность, активизировать внимание, память, логическое мышление, речь.На этапе подготовки к разгадыванию кроссворда мы вспоминаем определение: «Кроссворд – головоломка, представляющая собой переплетение рядов клеточек, которые заполняются словами по заданным значениям». А с правилами решения кроссвордов дети знакомятся на уроках в школе. Мне как педагогу остается лишь грамотно подобрать термины по вязанию и их толкование.На занятиях творческого объединения «Золотые спицы» особую популярность завоевали следующие виды кроссвордов: классический кроссворд, филворд и чайнворд. Напомним, что в филворде все буквы уже приведены. Необходимо отыскать слова, к которым даются определения. Отгадывание филворда позволяет не раз "отработать" новое слово: играющий видит и толкование слова в подсказках, и ищет слово среди других.  Чайнворд —линейный кроссворд, линейные клеточки в нем вычерчены в любой геометрической форме.Приведем примеры авторских кроссвордов, которые были использованы при изучении тем «Основные петли и приемы вязания», «Виды отделки вязаных изделий», «Виды декоративно-прикладного творчества».
  • Кроссворд «Ручное вязание»
  • Рис.1По горизонтали:3. Техника узелкового плетения.5. Вязаная ткань, трикотаж, основа детали или целого изделия.6. Изначально вязание было ремеслом, которым занимались исключительно ………………. (вставить пропущенное слово).9. Женская прямоугольная накидка из шерсти, шёлка и других материалов.10. Инструмент, применяемый в техника вязания полотна, который невозможно распустить, потянув за конец нити. Техника вязания распространена на Русском Севере, в Норвегии, Швеции.По вертикали:1.Основная вязка при изготовлении оренбургских пуховых платков, паутинок.2. Рисунок, являющийся сочетанием линий, красок.4. Загадка.Его Коклюшками плетут и челноком, Его Крючком и спицами вяжут.Узор Изделия о мастере расскажет.7. Загадка.Помогаю я вязатьКофточки, салфетки.Мне не надо толковать,Как связать пинетки.Я один в руках умелыхСоздаю ажур-узор.Только спицам - сёстрам смелымЭто вовсе не в укор.8. Страна, в которой наибольшее распространение получило вязание кружев, состоящих из отдельных мотивов, соединенных сеткой.11.Оренбургский теплый пуховый платок, …………. (Его другое название).Ответы
  • Кроссворд с фрагментами «Рукодельница»
  • Рис.2
  • Филворд «Виды отделки вязаных изделий»
  • Рис.3Ответы: бант, бахрома, заклепки, кант, кисти, кружево, кулиска, мережка, оборка, помпон, простегивание, рулик, рюши, сборка, тесьма, фалда.Из опыта работы известно, что отгадывать кроссворды обучающимся очень нравится. Но еще больший интерес у детей вызывает задание по составлению кроссвордов.Работа по составлению кроссворда требует от школьника владения материалом, умения концентрировать свои мысли. Обучающимся необходимо самостоятельно ориентироваться в учебном материале, уметь правильно и точно формулировать вопросы, определять тип кроссворда.Итак, на этапе обучения составлению кроссворда знакомим обучающихся с правилами:выбираем вид кроссворда: классический кроссворд, филворд, чайнворд;выбираем слова из списка терминов по вязанию спицами и крючком;загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа;составляем вопросы к выбранным терминам, для толкования загаданных слов используем «Толковый словарь», словарь терминов по рукоделию, пословицы, загадки по теме, иллюстрации и предметные картинки; нумеруем поле и вопросы;– ответы на кроссворд оформляем отдельно.Приведем примеры авторских кроссвордов с ответами, составленных обучающимися ТО «Золотые спицы» Пересыпайло Камилла (6 класс) представила чайнворд в виде ступенейРис.4Белоусова Эвелина (5 класс) представила чайнворд в виде квадратаРис. 5 рис.6Интересен чайнворд в виде «Змейки», который составила Масаготова Регина (6 класс)Работа по составлению кроссвордов очень нравится ребятам. Поэтому на следующем этапе у нас появилась идея создания исследовательского проекта «Составление кроссворда по теме «Рукоделие». Данную работу выполнил обучающийся ТО «Золотые спицы» Лукин Егор. В своей работе он рассказал о возникновении кроссвордов, привел их классификацию и создал авторский кроссворд «Бумажные фантазии». Свой исследовательский проект обучающийся представил на По вертикали1. Ее изготавливают из древесины. Она бывает писчая, газетная, альбомная.4. Ритмично повторяющийся узор.6. Поэтапное изготовление детали.7. Сочетание разных материалов в одном изделии.8. режущий инструмент.По горизонтали2 Изделие из отдельных кусочков материала.3. Приспособление для разметки деталей.5. Часть изделия.7. Построение произведения     Выводы. Работа по отгадыванию и составлению кроссвордов – это возможность для детей развивать свои творческие способности и самостоятельность, способ оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук. Опыт доказывает, что применение данного метода позволяет не только поднять интерес обучающихся к ручному узорному вязанию, а также развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, источниками информации.Использованная литература и интернет-источники
  • Кресловская М. А. Вязание крючком. От идеи к модели / М. А. Кресловская. – М: Эксмо, 2021, – 320 с.
  • Кресловская М. А. Вязание на спицах. Самое полное и понятное пошаговое руководство для начинающих. / М. А. Кресловская. – М: Эксмо, 2017, – 320 с.
  • Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П. Панфилова. – М.: Академия, 2008. – 368 с.
  • Учимся вязать спицами. – Издательство: АСТ, 201
  • Методические рекомендации по составлению кроссвордов
  • Почему полезно разгадывать кроссворды
  • Разгадывать кроссворды увлекательно и полезно. 
  • 12. Википедия