Публикации Рабочая программа по ВД "Юный юрист"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа по ВД "Юный юрист"
Автор: Ильина Сааскылаана Альбертовна

Рассмотрено на заседании МО Согласовано: Утверждено:Протокол№ от «__»________2021г зам. Директора по УВР директор МОУ «Кюкяйская СОШ»/Евсеева А.П. /___________ / Львова Т.Л. /_________ /Алексеев Е.И./_________(руководитель МО, подпись) «___»______________2021г приказ№_____ от «__»______2021гМинистерство образования Республики Саха (Якутия)Муниципальное учреждение «Муниципальный орган управления образования»Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Кюкяйская средняя общеобразовательная школа им.А.К.Акимова»РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВД «Юный юрист»на 2021-2022 учебный годКласс: 11Учитель: Ильина Сааскылаана АльбертовнаКоличество часов в неделю: 1 часКоличество часов по программе: 34 часаПояснительная записка. На современном этапе в России происходит формирование гражданского общества и правового государства, в котором права и свободы признаются высшей ценностью. Предпосылкой правового государства является развитая правовая культура граждан, включающая три компонента: знание правовых норм, уважение к праву и соблюдение общеобязательных правил поведения в реальной жизни. Воспитание цивилизованного правосознания, уважения к закону, привычек правомерного поведения – одно из самых действенных и надёжных средств совершенствования социальных отношений в условиях демократии. Раскрытие важнейших правовых понятий и принципов их функционирования являются неотъемлемой составляющей гражданского образования.Успешная самореализация личности в период обучения и после окончания, ее социализация в обществе являются важнейшими задачами образовательного процесса. Российскому обществу нужны образованные, нравственные, ответственные и мобильные молодые люди, способные к сотрудничеству и конкуренции, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозировать последствия этих решений. Программа ВД «Юный юрист» разработана в соответствие с задачами модернизации содержания образования, а также с учетом требований к уровню правовой подготовки выпускников основной школы. Особенность данного элективного курса заключается в том, что он учащимся дает сведения теоретического и практического характера, знакомит их с социально – правовыми проблемами и способы их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства. Рассмотрение данных проблем позволяет учащимся увидеть личностную значимость правовых знаний и лучше ориентироваться в современном законодательстве. Цель: формирование правовой культуры школьников на основе усвоения ими основных правовых норм. Задачи: - познакомить учащихся с основами семейного, трудового права, с Конституцией РФ и другими законами государства;- дать учащимся представления о том, что Конституция является основным ориентиром по политико – правовым проблемам в российском обществе:- углубить знания учащихся о праве как особом социальном институте в регулировании различных форм общественных отношений: -      помочь обучающимся в формировании гражданской и нравственной позиции, в развитии правосознания, самоопределении, профопределении; - систематизировать знания учащихся в сфере права.– уметь применять на практике полученные знания, решать практические проблемы применения правовых норм.- воспитывать чувство коллективизма, патриотизма, гражданственности, нравственности, формировать ценностные ориентации, развивать творческий потенциал. Элективный курс «» рассчитан на 17 часов, в рамках которых обучающиеся смогут получить минимальный объём знаний в области права, не вошедших в программу школьного обучения. Полученные знания дают ученикам возможность более качественно подготовиться к итоговой аттестации по обществознанию за курс основной школы и способствуют дальнейшей профессиональной ориентации.Основные принципы отбора и структурирования материала: системность, научность, доступность, возможность практического применения.Формы работы: индивидуальная, парная и групповая.Основные методы: беседа, лекция, дискуссия, сюжетно – ролевая игра, «мозговой штурм», решение проблемных ситуаций, работа с документами. Содержание программыГлава 1. «Гражданское право» Понятие и источники гражданского права. Обязательственное право. Гражданская правоспособность и дееспособность. Гражданские права несовершеннолетних. Виды собственности. Юридические лица. Виды предприятий. Защита материальных и нематериальных прав. Причинение и возмещение вреда. Воинская обязанность и право на альтернативную службу.В результате изучения раздела обучающийся должензнать: понятие и источники гражданского права; обязательственное право; гражданскую правоспособность и дееспособность; гражданские права несовершеннолетних; виды собственности; юридические лица; виды предприятий; причинение и возмещение вреда;уметь :характеризовать: порядок рассмотрения гражданских споров; порядок заключения и расторжения договоров;объяснять: содержание прав, обязанностей и ответственности военнообязанного, потребителя, абитуриента; особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;различать: объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;приводить примеры: правоприменительной практики.Глава 2. «Законодательство о налогах» Налоговое право. Виды налогов. Налогообложение физических и юридических лиц. Ответственность за уклонение от уплаты налогов.В результате изучения раздела обучающийся должензнать: виды налогов; права и обязанности налогоплательщика; налогообложение физических и юридических лиц; ответственность за уклонение от уплаты налогов;уметь :объяснять: содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как налогоплательщика;приводить примеры: правоприменительной практики.Глава 3. «Семейное право» Понятие и источники семейного права. Брак: условия его заключения и расторжения. Брачный контракт.Права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и детей. Усыновление и опека (попечительство).В результате изучения раздела обучающийся должензнать: понятие и источники семейного права; брак: условия его заключения и расторжения; брачный контракт; права и обязанности супругов; права и обязанности родителей и детей; усыновление и опека (попечительство);уметь :характеризовать: порядок заключения и расторжения брачного договора;объяснять: содержание прав, обязанностей и ответственности супруга, родителя;различать: имущественные и неимущественные права супругов, родителей и детей и способы их защиты; приводить примеры: правоприменительной практики.Глава 4.» Трудовое право» Понятие и источники трудового права. Коллективный договор. Трудовой договор (контракт) (заключение, изменение, прекращение). Рабочее время. Время отдыха (общие положения; режим работы; перерывы; выходные и праздничные дни). Оплата и нормирование труда. Охрана труда. Особенности регулирования труда отдельных категории работников (по выбору учащихся). Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву.В результате изучения раздела обучающийся должензнать: понятие и источники трудового права; коллективный договор; трудовой договор (заключение, изменение, прекращение); рабочее время и время отдыха; оплату и нормирование труда; особенности регулирования труда отдельных категории работников; ответственность по трудовому праву.уметь :характеризовать: порядок рассмотрения трудовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров;объяснять: содержание прав, обязанностей и ответственности работника;приводить примеры: правоприменительной практики.Глава 5.» Административное право» Административные правоотношения. Административные правонарушения. Административная ответственность, ее основания. Производство по делам об административных правонарушениях. Органы и способы рассмотрения административных споров.В результате изучения раздела обучающийся должензнать: административные правоотношения и правонарушения; административную ответственность, ее основания; производство по делам об административных правонарушениях; органы и способы рассмотрения административных споров;уметь :объяснять: особенности правоотношений, регулируемых административным правом;приводить примеры: правоприменительной практики.Глава 6. «Уголовное право» Понятие и источники уголовного права. Преступление (признаки, состав; преступления против личности). «Новые» преступления. Обстоятельства, исключающие преступные деяния. Уголовная ответственность. Системы и виды наказаний. Уголовная ответственность за некоторые виды преступлений (преступления против жизни и здоровья человека; преступления против собственности). Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание. Уголовная ответственность несовершеннолетних.В результате изучения раздела обучающийся должензнать: понятие и источники уголовного права; состав преступления; обстоятельства, исключающие преступные деяния; уголовную ответственность; систему и виды наказаний; обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание; особенности уголовной ответственности несовершеннолетних;уметь :объяснять: содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника уголовно-процессуального права;приводить примеры: правоприменительной практики.Глава 7. Основы судопроизводства. Гражданский и уголовный процесс Глава 8. «Правовая культура».Содержание правововой культуры, совершенствование правовой культуры. Итого: 34 часа.Планируемые результаты освоения курсаЛичностные1) гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;3) готовность к служению Отечеству, его защите;4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;10) осознанный выбор будущей профессии и возможностейреализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;11) основы экологического мышления, осознание влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;12) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).Регулятивные универсальные учебные действия:— самостоятельное определение цели, умение задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;— оценка возможных последствий достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;— постановка и формулирование собственных задач в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;— оценка ресурсов, в том числе времени и других нематериальных ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;— выбор пути достижения цели, умение планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;— организация эффективного поиска ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;— сопоставление полученного результата деятельности с поставленной заранее целью.Познавательные универсальные учебные действия:— обобщенные способы решения задач, в том числе умение осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;— критическая оценка и интерпретация информации с разных позиций, распознание и фиксация противоречия в информационных источниках;— использование различных модельно-схематических средств для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;— критическое аргументирование в отношении действий и суждений другого;— целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;— индивидуальная образовательная траектория, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения.Коммуникативные универсальные учебные действия:— осуществление деловой коммуникации как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;— способность при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т. д.);— способность координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;— умение развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;— возможность распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.Предметные результаты (базовый уровень):— классификация государства по их признакам, функциям и формам;— выявление элементов системы права и дифференциация источников права;— характеристика нормативно-правового акта как основы законодательства;— различение видов социальных и правовых норм, выявление особенностей правовых норм как вида социальных норм;— различение субъектов и объектов правоотношений;— дифференциация правоспособности и дееспособности;— оценка возможных последствий правомерного и неправомерного поведения человека, умение делать соответствующие выводы;— оценка собственного возможного вклада в становление и развитие правопорядка и законности в Российской Федерации;— характеристика Конституции Российской Федерации как основного закона государства, определяющего государственное устройство Российской Федерации; Предметные результаты — знание содержания различных теорий происхождения государства;— сравнение различных форм государства;— умение приводить примеры различных элементов государственного механизма и их места в общей структуре;— соотношение основных черт гражданского общества и правового государства;— применение знания о принципах, источниках, нормах, институтах и отраслях права, необходимых для ориентации в российском нормативно-правовом материале, для эффективной реализации своих прав и законных интересов;— оценка роли и значения права как важного социального регулятора и элемента культуры общества;— сравнение и выделение особенностей и достоинств различныхправовых систем (семей);— умение проводить сравнительный анализ правовых норм сдругими социальными нормами, выявлять их соотношение,взаимосвязь и взаимовлияние;— характеристика особенностей системы российского права;— различение форм реализации права;— выявление зависимости уровня правосознания от уровня правовой культуры;— оценка собственного возможного вклада в становление и развитие правопорядка и законности в Российской Федерации;— способность различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав;— выявление общественной опасности коррупции для гражданина, общества и государства;— умение целостно анализировать принципы и нормы, регулирующие государственное устройство Российской Федерации, конституционный статус государственной власти и систему конституционных прав и свобод в Российской Федерации, механизмы реализации и защиты прав граждан и юридических лиц в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации;— сравнение воинской обязанности и альтернативной гражданской службы;— оценка роли Уполномоченного по правам человека Российской Федерации в механизме защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации;— характеристика системы органов государственной власти Российской Федерации в их единстве и системном взаимодействии;— способность характеризовать правовой статус Президента Российской Федерации, выделять его основные функции и объяснять их внутри- и внешнеполитическое значение;— умение дифференцировать функции Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации;— умение характеризовать Правительство Российской Федерации как главный орган исполнительной власти в государстве; раскрывать порядок формирования и структуру Правительства Российской Федерации;способность характеризовать судебную систему и систему правоохранительных органов Российской Федерации;— характеристика этапов законодательного процесса и субъектов законодательной инициативы;— выделение особенностей избирательного процесса в Российской Федерации;— характеристика системы органов местного самоуправления как одной из основ конституционного строя Российской Федерации;— определение места международного права в отраслевой системе права; характеристика субъектов международного права;— умение различать способы мирного разрешения споров;— способность оценивать социальную значимость соблюдения прав человека;— сравнение механизмов универсального и регионального сотрудничества и контроля в области международной защитыправ человека;— дифференцирование участников вооруженных конфликтов;— различение защиты жертв войны и защиту гражданских объектов и культурных ценностей; умение называть виды запрещенных средств и методов ведения военных действий;— выделение структурных элементов системы российского законодательства;— анализ различных гражданско-правовых явлений, юридических фактов и правоотношений в сфере гражданского права;— умение проводить сравнительный анализ организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, выявлять их преимущества и недостатки;— способность целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;— умение различать формы наследования;— различение видов и форм сделок в Российской Федерации;— выявление способов защиты гражданских прав; характеристика особенностей защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности;— анализ условий вступления в брак, характеристика порядка и условий регистрации и расторжения брака;— умение различать формы воспитания детей, оставшихся безпопечения родителей;— способность выделять права и обязанности членов семьи;— характеристика трудового права как одной из ведущих отраслей российского права, определение правового статуса участников трудовых правоотношений;— проведение сравнительного анализа гражданско-правового и трудового договоров;— способность различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры правовыми способами;— дифференцирование уголовных и административных правонарушений и наказаний за них;— умение проводить сравнительный анализ уголовного и административного видов ответственности; иллюстрировать примерами порядок и условия привлечения к уголовной и административной ответственности несовершеннолетних;— целостное описание структуры банковской системы Российской Федерации;— в практических ситуациях определение применимости налогового права Российской Федерации; выделение объектов и субъектов налоговых правоотношений;— соотнесение видов налоговых правонарушений с ответственностью за их совершение;— применение норм жилищного законодательства в процессе осуществления своего права на жилище;— дифференцирование прав и обязанностей участников образовательного процесса;— проведение сравнительного анализа конституционного, гражданского, арбитражного, уголовного и административного видов судопроизводства, грамотное применение правовых норм для разрешения конфликтов правовыми способами;— способность давать на примерах квалификацию возникающих в сфере процессуального права правоотношений;— умение применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов;— возможность выявлять особенности и специфику различных юридических профессий;— сравнительный анализ различных теорий государства и права;— дифференциация теорий сущности государства по источнику государственной власти;— оценка тенденции развития государства и права на современном этапе;— понимание необходимости правового воспитания и противодействия правовому нигилизму;— классификация видов конституций по форме выражения, по субъектам принятия, по порядку принятия и изменения;— толкование государственно-правовых явлений и процессов;— сравнительный анализ особенностей российской правовой системы и правовых систем других государств;— умение различать принципы и виды правотворчества;— способность описывать этапы становления парламентаризма в России;— сравнение различных видов избирательных систем;— анализ с точки зрения международного права проблем, возникающих в современных международных отношениях;— выделение основных международно-правовых актов, регулирующих отношения государств в рамках международного гуманитарного права;— оценка роли неправительственных организаций в деятельности по защите прав человека в условиях военного времени;— способность формулировать особенности страхования в Российской Федерации, различать виды страхования;— умение различать опеку и попечительство;— умение характеризовать аудит как деятельность по проведению проверки финансовой отчетностиКалендарно-тематическое планирование