Публикации
«Методы формирования функциональной грамотности в начальной школе»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Методы формирования функциональной грамотности в начальной школе»
Автор: Почтарова Анна Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Методы формирования функциональной грамотности в начальной школе»
Автор: Почтарова Анна Александровна
Тема: «Методы формирования функциональной грамотности в начальной школе» Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность». Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. (А.А. Леонтьев) Функциональная грамотность младшего школьника характеризуется следующими показателями:-готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;-возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;-способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества; -совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее. Перед учителем в начальной школе стоит колоссальная задача - развить ребёнка.- развить мышление - из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое - развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение - пространственное восприятие - развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику - развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением. Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую личность. Для достижения поставленных целей учителя используют следующие педагогические технологии:-проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;-технология формирования типа правильной читательской деятельности;-технология проектной деятельности; -обучение на основе «учебных ситуаций»;-уровневая дифференциация обучения; -информационныеикоммуникационные технологии; -технология оценивания учебных достижений учащихся и др. В современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося: 1) добывать новые знания;2) применять полученные знания на практике; 3) оценивать свое знание-незнание; 4) стремиться к саморазвитию. Формы и методы, которые способствуют развитию функциональной грамотности: - групповая форма работы- игровая форма работы- творческие задания- тестовые задания- практическая работа- ролевые и деловые игры- исследовательская деятельностьФункциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных. Предметные соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании.Формирование читательской, математической и естественнонаучной грамотности у младших школьников. Читательская грамотность является базовым навыком функциональной грамотности. Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно на первой ступени образования. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей. Для формирования читательской грамотности очень важно организовать «читательское пространство»- пробно-поисковые ситуации;- беседы-дискуссии;- сам задай вопрос;- личный пример учителя;- приём устного словесного рисования;- словарно-стилистическая работа;- элементы драматизации; На уроках чтения в начальной школе для формирования читательской грамотности учителя применяют различные методы и приемы. Примеры некоторых из них. 1. «Чтение с остановками».Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.2. «Синквейн». В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.3 . «Знаю, узнал, хочу узнать». Применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. 4. «Мозговой штурм». Позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. 5. «Уголки».Можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. 6. «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.Следующий вид функциональной грамотности младшего школьника - Математическая грамотность - это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Учебный предмет математика предполагает формирование математических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии. Особое значение сегодня придается формированию логической грамотности у учащихся и основным средством её формирования являются уроки математики. Главной задачей уроков математики являются интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно - логическое мышление. Примером могут служить следующие задания:решение ребусов; задания типа «Заполнить пустые места», «Продолжить ряд чисел», использование на уроке интересных фактов из истории математики, геометрии (например, про циркуль, его изобретение) различные формы работы над задачей: запись двух решений на доске - одного верного и другого неверного. решение обратных задач. решение задач различными способами. правильно организованный способ анализа задачи - от вопроса или от данных к вопросу. представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать "картинку"). самостоятельное составление задач учащимися. и др. решение логических задач. Естественнонаучная грамотность – это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой.Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированным и состоит из модулей: естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. Закрепляем признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности. Виды заданий на уроках окружающего мира можно условно разделить на 3 группы:1. Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности.2. Задания, направленные на применение знаний на практике.3. Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций.Например, одна из групп заданий может называться «Как узнать?». В этих заданиях ученику может быть предложено найти способы установления каких-то фактов, определения (измерения) физической величины, проверки гипотез; наметить план исследования предлагаемой проблемы. Задания «Попробуй объяснить» соответствуют группе заданий, которые формируют умения объяснять и описывать явления, прогнозировать изменения или ход процессов. Приведу пример. Некоторые растения защищаются острыми шипами, жгучими волосками, горьким вкусом. Найди эти растения на рисунке и обозначь соответствующими номерами. А как защищаются животные? Рассмотри рисунки и попробуй объяснить самостоятельно. Серия «Сделай вывод» включает задания, которые формируют умения получать выводы на основе имеющихся данных. Эти данные могут быть представлены в виде рисунков, графиков, схем, диаграмм или словесного описания. При изучении темы «Вода в природе» детям можно предложить такую игру – «Где спряталась вода?» Дети отвечают на вопрос по картинкам и делают вывод, что вода в природе бывает разной ( в жидком, твердом и газообразном состоянии). И в заключение, могу сказать, что каждодневная работа учителя на уроке и образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени. Поэтому важнейшей в профессиональном становлении современного учителя является проблема повышения его технологической компетентности, включающей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке.