Публикации "Сказка - как средство экономического воспитания дошкольника"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Сказка - как средство экономического воспитания дошкольника"
Автор: Пасторок Мария Анатольевна

Проблема экономического воспитания детей актуальна, современна и достаточно сложна. Но чтобы детям были понятны и доступны в понимании многие экономические явления, лучше эту проблему раскрыть через сказку. Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Сюжеты сказок и сказочные персонажи привлекают детей. Сказка учит детей внимательно присматриваться к окружающему миру, делать правильные выводы и принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность.Народные сказки о животных, волшебные или фантастические, бытовые, накапливавшие вековой экономический опыт народа, используются, прежде всего, для воспитания таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность, расчетливость и др., и для ознакомления с некоторыми экономическими категориями («труд», «производство», «распределение», «обмен» и др.). Почти все народные сказки (сказки о животных, волшебные, фантастические, бытовые), аккумулирующие вековой экономический опыт народа, используются для воспитания таких нравственных качеств личности как старание, трудолюбие, доброта, справедливость, честность.И в народных и в авторских сказках экономическое содержание развёртывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.Выделяют несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:- Сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении товаров, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения («Как коза избушку построила», «Жадная старуха», английская сказка «Три поросенка», белорусская сказка «Легкий хлеб», В. Г Сутеев «Мешок яблок», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К. И. Чуковский «Телефон»);С их помощью у детей формируются представления о видах потребностей(материальные, духовные, социальные, дети устанавливают взаимосвязь потребностей и возможностей, знакомятся с понятиями долг, обязанности.)- Сказки, отражающие труд («Терем-теремок», «Хаврошечка», А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде», К. Д. Ушинский «Петушок и бобовое зёрнышко», «Морозко», Р. Н. С. «Мужик и медведь», Р. Н. С. «Колобок» К. И. Чуковский «Федорино горе»);В процессе работы с данными сказками, дети уточняют и расширяют знания о видах труда (сельскохозяйственный, ремесленный, домашний, выделяют цепочку трудовых действий, устанавливают связь между качеством материала и продуктом труда. Дети знакомятся с понятиями награда, расплата, убытки.- Сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы», экономическими категориями: труд, распределение, обмен, производство - К. И. Чуковский «Муха - Цокотуха», Ш. Перро «Кот в сапогах», грузинская сказка «Чужие деньги», С. Михалков «Как старик корову продавал» ,РНС «Лисичка со скалкой», «Гуси-лебеди», В. Катаев «Дудочка и кувшинчик». Г. Х. Андерсен «Огниво»);Эти сказки формируют представление детей о достоинстве денег, воспитывают бережливость, трудолюбие, расчетливость, практичность, предприимчивость.- Сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость бартер и др. («Лисичка со скалочкой», «Лиса и козёл», «Мальчик с пальчик», В. Катаев «Дудочка и кувшинчик», Ш. Перро «Кот в сапогах», «Заюшкина избушка», С. Г. Аксаков «Аленький цветочек»). А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Р.Н.С.«По щучьему велению», Г.Х.Андерсен «Огниво», К.Я.Чуковский «Муха – цокотуха».Возможности применения сказок экономического содержания в педагогическом процессе ДОУ чрезвычайно широки: на занятиях (математика, развитие речи, экология идр.), в совместной деятельности взрослых и детей (сюжетно-дидактические игры, экскурсии и др.), в свободной деятельности самих детей (игры-драматизации по сюжетам сказочных произведений, изготовление аксессуаров для игр и др.).Сказка является эффективным средством формирования у дошкольников экономической компетентности первоначальных экономических представлений, знания, полученные в детском саду, пригодятся  в дальнейшем при обучении в школе, помогут правильно ориентироваться в окружающей жизни и в будущем строить ее более организованно, разумно и интересно.