Публикации Оценка образовательных результатов обучающихся в учреждении: основные задачи и пути реализации.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Оценка образовательных результатов обучающихся в учреждении: основные задачи и пути реализации.
Автор: Альбина Автаховна Хурматуллина

Хурматуллина А.А.,Зам. директора МАУДО «Дом детства и юношества»Г. Златоуст, Челябинская областьKhurmatullina A.A.,Deputy DirectorMAUDO "House of childhood and youth"Zlatoust, Chelyabinsk regionОценка образовательных результатов обучающихся в учреждении: основные задачи и пути реализации.Аннотация: Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме оценки образовательных результатов обучающихся на примере учреждения дополнительного образования. В данной статье рассматривается вопрос созданной системы оценки образовательных результатов обучающихся в дополнительном образовании, на конкретном учреждении. Abstract: The article is devoted to the current problem of assessing the educational results of students on the example of an institution of additional education. This article discusses the issue of the created system of ways to evaluate the educational results of students in additional education, at a specific institution.Ключевые слова: дополнительное образование, результат, промежуточная и итоговая аттестации, критерии оценки.Keywords: additional education, result, intermediate and final attestation, evaluation criteria.Дополнительное образование детей создает юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая социально значимые задачи, выходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать безошибочный выбор. Отличительная особенность учреждений дополнительного образования детей от других образовательных учреждений заключается в том, что мы проходим с ребенком другой образовательный путь. Мы не только даем ему поддерживающую информацию, главное - мы включаем его в деятельность. Когда ребенок осваивает ту или иную область человеческой деятельности, человеческого знания, приобретает умения и навыки, вглядывается в мастерство своих рук, в совершенство своего педагога, тогда ребенок имеет возможность выбирать и свой выбор осваивать. Миссия педагога не в том, чтобы привести детей к заранее известным результатам, а в готовности вместе с ними пройти этот "путь" познания, результаты которого не предопределены. Но, несмотря на все особенности организации дополнительного образования, содержания и методики, мы подчиняемся всем закономерностям образовательного процесса: оно имеет цели, задачи и результат. Процедура проверки результата работы детского объединения необходима для выявления истинного ее качества. Несмотря на то, что отдельные результаты хорошо просматриваются на конкурсах, выставках, концертах, это не дает полной картины оценки работы, так как в таких мероприятиях участвуют не все обучающиеся детских объединений, а в основном наиболее способные и занимающиеся не один год. И хотя в сфере дополнительного образования детей нет единых образовательных стандартов, в соответствии с которыми можно было бы проверить «уровень обученности» детей в определенном виде деятельности, мы можем использовать образовательные программы, где определены результаты обучения, воспитания и развития ребенка на каждый год обучения. Они становятся для нас неким «стандартом» в выявлении реальных достижений обучающихся детского объединения по итогам обучения.Таким образом, оценка образовательных результатов обучающихся детских творческих объединений МАУДО «ДДиЮ» представляет собой оценку качества освоения содержания конкретной дополнительной общеобразовательной программы, в том числе отдельной ее части (модуля) и рассматривается педагогическим коллективом как неотъемлемая часть образовательного процесса, позволяющая всем его участникам оценить реальные результаты их совместной деятельности.В нашем учреждении предусмотрено проведение промежуточной и итоговой аттестации. Промежуточная и итоговая аттестации проводится во всех детских объединениях по завершении первого и второго, третьего и последующих годов обучения (май). Целью итоговой и промежуточной диагностики является выявление соответствия уровня освоения обучающимися содержания дополнительной общеобразовательной программы или отдельной ее части (модуля) прогнозируемым результатам. Промежуточная диагностика — это оценка качества усвоения обучающимися содержания конкретной дополнительной общеобразовательной программы по итогам учебного периода (1-3 год обучения).Итоговая диагностика — это оценка качества усвоения обучающимися содержания дополнительной общеобразовательной программы за весь период обучения.Оценка знаний, умений, навыков обучающихся детских творческих объединений проводится в следующих формах: контрольное занятие, экзамен, зачет, тестирование, концертное прослушивание, защита творческих работ и проектов, выставочный просмотр, персональная выставка работ, конференция, тематическое чтение, конкурсы, собеседования, сдача спортивных нормативов, чемпионат, турнир и др. (Приложение 1 Формы контроля) Содержание, механизм и технология проведения диагностики определяется педагогом дополнительного образования самостоятельно на основании содержания дополнительной общеобразовательной программы и в соответствии с прогнозируемыми результатами. Промежуточная аттестация может иметь вид:Проверка текущих знаний по образовательной программе.Для промежуточной аттестации педагог готовит пакет документов, включающих в себя:- вопросы викторин;- творческие задания;- тестовые задания.Итоговая аттестация может иметь вид:- завершение обучения по конкретным образовательным программам;- завершение полного курса обучения в учреждении.Для проведения итоговой аттестации педагог готовит пакет документов, включающий в себя:- тестовые задания;-вопросы викторин;ворческие задания;- концертные программы и т.д. При наличии учета личных достижений обучающихся прикладывается лист достижений детей в различного рода мероприятиях. Такая система создает дополнительные условия для обобщения и осмысления обучающимися полученных теоретических и практических знаний, умений и навыков, является стимулом к расширению познавательных интересов и потребностей обучающихся, позволяет осознать уровень развития и определить перспективы, дает каждому обучающемуся возможность пережить «ситуацию успеха». Кроме этого, данная процедура помогает педагогу дополнительного образования своевременно выявить и устранить объективные и субъективные недостатки образовательного процесса и внести необходимые коррективы в содержание дополнительной общеобразовательной программы и методику преподавания. Для оценки уровня подготовки обучающихся разработаны критерии:1. Критерии оценки уровня теоретической подготовки учащихся:- соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям;- свобода восприятия теоретической информации;- осмысленность и правильность использования специальной терминологии.2. Критерии оценки уровня практической подготовки учащихся:- соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям;- свобода владения специальным оборудованием и оснащением;- качество выполнения практического задания;- технологичность практической деятельности;- креативность выполнения практических заданий.2. Критерии оценки уровня общеучебных умений и навыков обучающихся: - самостоятельность в подборе и анализе литературы;- самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации;- самостоятельность в учебно-исследовательской работе;- адекватность восприятия информации, идущей от педагога дополнительного образования;- свобода владения и подача подготовленной информации;- самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств;- способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой;- соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям;- аккуратность и ответственность в работе.3. Критерии оценки уровня личностного развития обучающихся:- способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевая трудности;- способность активно побуждать себя к практическим действиям;- умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия);- способность оценивать себя адекватно реальным достижениям;- способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации.4. Критерии оценки уровня развития и воспитанности обучающихся: - культура организации практической деятельности;- культура поведения;- творческое отношение к выполнению практического задания;- аккуратность и ответственность при работе;- развитость специальных способностей. В качестве стандарта для педагога дополнительного образования, согласно Типовому положению, выступает образовательная (типовая, модифицированная, авторская) программа, утвержденная педагогическим советом МАУДО «ДДиЮ», которая содержит в себе также критериальное описание минимального уровня знаний, умений и навыков по определенному предмету. Таблица 1.Таблица 1. Оценка уровня знаний, умений, навыковРезультаты промежуточной и итоговой диагностики обучающихся детских творческих объединений заносятся в итоговый протокол Таблица 2, анализируются на педагогическом совете, где подводится общий итог.Таблица 2. Итоговый протокол проведения итоговой (промежуточный) аттестации обучающихсяАнализ результатов диагностики позволяет определить уровень теоретической подготовки обучающихся в конкретной образовательной области, степень сформированности практических умений и навыков учащихся в выбранной ими виде творческой деятельности, полноту выполнения дополнительной общеобразовательной программы объединения. Для педагога это соотнесение прогнозируемых и реальных результатов учебно-воспитательной работы, выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации дополнительной общеобразовательной программы. Все это позволяет внести коррективы в содержание и методику образовательной деятельности детского творческого объединения. Таким образом, в условиях складывающегося рынка образовательных услуг могут быть востребованы лишь образовательные услуги высокого качества. Вопрос оценки образовательных результатов обучающихся – это вопрос о защите от некачественных образовательных услуг. Следовательно, учреждения дополнительного образования несут ответственность за мониторинг своего собственного качества. Список использованной литературы:
  • Буйлова Л., Кленова Н. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. - М.: АРКТИ.-2005-с.288.
  • Бендель Н., Браун Н. Аттестация детей, обучающихся по образовательным программам. - Бюллетень программно-методических материалов для УДОД- №4-2006 - с.37.
  • 3. Дмитриева Е. Вариативные формы аттестации детей во Дворце детей и молодежи г. Набережные Челны. - Бюллетень программно-методических материалов для УДОД.- №4 – 2006 - с.38.
  • Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в УДОД: Научно-методический аспект. - ч.I,II. - Ярославль: ГУ ДДЮ - 2000.
  • Каргина З.А. Об итоговой аттестации воспитанников детских объединений. – Внешкольник.- №4 – 2003 - с.24-26.
  • 6. Колмогорцева Т.А. Педагогический мониторинг как механизм управления качеством образования. - Дополнительное образование. - № 7 - 2003.- с.7-11.Приложение1Формы контроля.Зачет. Форма текущего или итогового контроля с целью отслеживания на различных этапах знаний, умений, навыков. Строится на сочетании индивидуальных, групповых и фронтальных форм. В ходе зачета обучающиеся выполняют индивидуальные контрольные задания (теоретические и практические) в устной или письменной форме. Может осуществляться взаимопроверка знаний и умений в мини-группах, проводиться фронтальная беседа со всем коллективом. Введение системы зачетов предполагает специальное планирование педагогом изучения отдельных разделов программы (тем, тематических блоков) и выделение времени в образовательном процессе для проведения зачетов.Конкурс творческих работ. Форма итогового (иногда текущего) контроля проводится с целью определения уровня усвоения содержания образования, степени подготовленности к самостоятельной работе, выявления наиболее способных и талантливых детей. Может проводится по любому виду деятельности и среди разных творческих продуктов: рефератов, изделий, рисунков, показательных выступлений и т.д. По результатам конкурса, при необходимости, педагог может дифференцировать образовательный процесс и составить индивидуальные программы обучения.Кроссворд. Кроссворд задача, построенная на пересечении слов. В клетки, начиная с числового обозначения, нужно вписать ответы к предложенным значениям слов. Загадываются имена существительные в именительном падеже единственного числа. В зависимости от уровня подготовленности детей дается подробное или краткое объяснение термина. Значения слов лучше смотреть в словарях, энциклопедиях.Проект. Проект объемная работа описательного характера, итог углубленной самостоятельной работы над определенной темой. Освещает имеющийся практический опыт и отражает точку зрения автора. Работа над проектом может включать в себя:
  • наработку теоретического материала по заданной теме (история, отличительные особенности и др.) по схеме:
  • - название;- развернутый план; - изложение темы; - библиография;- приложения
  • разработку авторского изделия (эскиз, выкройки, технология изготовления и др.);
  • практическое выполнение
  • Творческий отчет. Это форма итогового контроля, направленная на подведение итогов работы детского объединения, на выявление уровня развития творческих способностей детей и подростков. Может проводиться по итогам изучения конкретной темы или после прохождения всего курса обучения. Творческий отчет представляет собой индивидуальные или коллективные творческие формы, например: концерт, презентация, фестиваль идей и т.д. Чаще всего проводится в объединениях художественной направленности, но может применяться в любом профиле дополнительного образования. Отчет способствует развитию творческих способностей детей, раскрытию их возможностей, развитию активности и самостоятельности.Тест. Тест краткое стандартизированное испытание, в результате которого делается попытка оценить той или иной этап образовательного процесса. Общий план создания тестов состоит из трех этапов:- определение набора знаний и умений, которые необходимо проверить с помощью теста;- подбор заданий, которые позволяют определить наличие изучаемых знаний, умений и навыков;- экспериментальная проверка теста.Составляя тест, необходимо определиться в форме представления задания и вариантов ответа.Существуют следующие формы:- тест различения. Он содержит несколько вариантов ответов, из которых испытуемый должен выбрать один или несколько. Например, найдите на рисунке: плоский двойной узел; плоский одинарный узел; петельный узел; переплетенный узел;- тест опознания. Требует от обследуемого узнать, правильно или нет сформулировано правило, определение или другая информация. Например: «Согласны ли вы с определением: брида это ряд репсовых узлов, расположенных на одной нити? Да или нет? (Ненужное зачеркнуть.)»;- тест на завершение. Отличается от других тем, что в нем вопрос или формулировка задания даются незаконченным предложением, которое опрашиваемый должен завершить. Например, допишите предложение: «Нити, вокруг которых завязывают узлы, называются...», «Нити которыми завязывают узлы, называются...»;- тест-задача с выбором ответа. В данном тесте необходимо закончить определение, выбрав правильный вариант ответа. Например, выбери нужное предложение: «Узелковая нить - это: а) нить, которой завязывают узел; б) нить, вокруг которой завязывают узел».Итоговое занятие может проводиться в форме письменного, устного, практического, комплексного контроля.При устном контроле возможен фронтальный и индивидуальный опрос обучающихся. Целесообразна здесь и групповая работа, при которой обучающиеся взаимно опрашивают друг друга. Письменный контроль строится в индивидуальных формах.На занятиях контроля прикладных умений и навыков обучающиеся выполняют практические задания, которые направлены не только на воспроизводство существующего образца, но и на создание индивидуальных творческих работ.Таким образом, посредством контроля можно выявить творческие способности детей. Учебное занятие комплексного контроля строится на разнообразном сочетании форм учебной работы, например таких, как «Турнир знатоков», «Турнир-викторина», «Вечер разгаданных и неразгаданных тайн» и т. д. Такие учебные занятия реализуют воспитательный потенциал содержания, содействуют формированию ответственного отношения к учебной деятельности, развивают познавательные способности, формируют стремление к самопознанию и самосовершенствованию.