Публикации "Финансовая грамотность дошкольников"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Финансовая грамотность дошкольников"
Автор: Ермилова Марина Владимировна

«Финансовая грамотность дошкольников»Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне.Финансовая грамотность – это особое качество, формируемое у людей с самого раннего возраста и которое показывает умение человека зарабатывать деньги и грамотно ими распоряжаться. Современное поколение детей принимают активное участие в покупках в магазине, с 4-х лет детям могут разрешить иметь свои карманные деньги. Но при всем этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, новым игрушкам. Поэтому возникает необходимость нам, педагогами родителям объяснить детям очень важные вопросы: Что такое деньги? Откуда они берутся? Как ими правильно распоряжаться? Если детям правильно не объяснить эти вопросы, то вскоре у них сложится свое мнение, далеко не всегда правильное. В связи с этим вопрос об элементарном экономическом развитии дошкольников является актуальным.Как всё-таки правильно познакомить ребенка с финансовой составляющей жизненных отношений?Для начала необходимо четко объяснить функцию денег на понятном дошкольнику языке. Следует подробно рассказать детям о способах заработка родителями. То есть им нужно понимать, что каждый день мама и папа должны ходить на работу, чтобы в конце месяца получить зарплату, на которую их семья будет жить и тратить в течение месяца. Ребенок 6-7 лет может понять все составляющие семейного бюджета и на что он тратится.Не стоит заострять внимание на понятиях «бедный» и «богатый». В свое время дети сами поймут, что скрывается за этими словами. Важнее привить правильное понимание «необходимого» и «желаемого». Идя за покупками в магазин, объяснить детям, что хлеб – это необходимость, а мороженое – это желание. И нужно дать понимание того, что без «желаемого» можно обойтись, а без «необходимого» невозможно сохранить, к примеру, здоровье.Не рекомендуется развивать потребительское отношение к родителям у детей. Дети должны понимать, что в детский сад (а тем более в будущем в школу) необходимо ходить за знаниями, а не за поощрение в качестве покупок, или денег. А помощь по дому – это условия жизни в семье, где у каждого должен быть круг своих обязанностей.Можно найти выход из ситуации с финансами – дать карманные деньги детям на личные нужды. Эти средства будут принадлежать только ребенку.Необходимо с помощью игр, рассказов, сказок, а также практических занятий (родителей с детьми) обучить дошкольниковследующему:- что такое деньги, какие они бывают;- что такое «необходимые покупки», и «желаемые покупки»;- что такое карманные деньги. Банковская пластиковая карта ребенка;- как планировать свои расходы;- техника безопасности использования банковских карт.Важно объяснить ребенку, что неправильное обращение с деньгами может привести к разорению. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него. Ребенок, с детства знающий цену деньгам и способы их заработка с большой вероятностью во взрослой жизни станет успешным человеком.Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить ребенку все, так, чтобы он был финансово грамотным.С дошкольниками можно использовать игры, анализ поступков героев сказок, беседы, квесты. Дидактические игры«Где можно хранить деньги»«Советы покупателю», ««Кафе «Вкусно и полезно»«Доход - расход»«Что и когда лучше продавать?»«Какие бывают доходы?»«Не ошибись»«Чей труд важней»«Кто больше?»«Путешествие по экономическим сказкам»«Гипермаркет»«Луна - парк».Сюжетно-ролевые игры«Супермаркет»«Банк»«Магазин»«Торговый центр»«Кафе»«Ателье»«Почта»«Рекламное агентство»«Аптека»«Больница»«Парикмахерская»«Строители»«Детский мир»«Столовая».Существует множество разнообразных игр направленных на формирование представлений об экономике и финансахВ процессе игровой деятельности мы доносим до детей что:• Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.• Сначала зарабатываем – потом тратим. Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.• Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести. Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.• Деньги любят счет. Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.• Финансы нужно планировать. Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.• Твои деньги бывают объектом чужого интереса. Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.• Не все покупается. Прививаем понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.Очень важной частью работы по экономическому воспитанию является воспитание полезных привычек, облегчающих жизнь человека.Задачи, которые нужно решать при формировании финансовой грамотности у дошкольников• Дать простые экономические знания.• Сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам.• Научить, как обращаться с деньгами: накапливать, тратить, вкладывать и т. д.• Развитие познавательного интереса учащихся к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике.• Повышение обоснованности финансовых решений, принимаемых при планировании семейных бюджетов.• Формирование положительного отношения к государственным и муниципальным финансам, бюджетному и налоговому законодательству.• Обучать дошкольников правильно управлять своим поведением на основе первичных представлений о мире финансов.• Определять разницу между "хочу" и "надо".Любая педагогическая проблема может быть успешно решена только при условии активного взаимодействия детского сада и семьи. Вместе с тем отметим, что есть такие проблемы, в частности проблема экономического воспитания, когда родители могут многому научить самих педагогов.Пример бесед, которые можно провести с родителями:1. Ваш ребёнок ведет себя бережливо?2. Что Ваш ребёнок знает о деньгах? Отличает ли он различные монеты и банкноты?3. Умеет ли Ваш ребёнок сам расплачиваться в магазине наличными?4. Ваш ребёнок получает карманные деньги? От кого? Регулярно или время от времени? В каком размере?5. Ваш ребенок самостоятельно принимает решение, на что потратить карманные деньги?6. Вы поощряете своего ребёнка деньгами? За что?7. Обсуждаете ли Вы с ребёнком финансовые вопросы? Какие именно (приведите примеры).8. Привлекаете ли Вы ребёнка к составлению семейного бюджета. В каких ситуациях.Следует отметить, что родители в основном признают необходимость и полезность воспитания финансовой грамотности, основывая это требованиями времени, но на практике не всегда содействуют приобщению детей к миру финансов.