Публикации
Урок математики. Деление с остатком (3 класс)
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок математики. Деление с остатком (3 класс)
Автор: Троицких Ольга Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок математики. Деление с остатком (3 класс)
Автор: Троицких Ольга Владимировна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениегорода Кургана «Средняя общеобразовательная школа №5»Урок математикиТема: Деление с остатком 3 класс Подготовила: Троицких О.В., учитель начальных классов,высшая квалификационная категория,Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Кургана «Средняя общеобразовательная школа №5»Курган, 2021Цель: обучить алгоритму выполнения деления числа с остатком.Задачи урока.ОбразовательныеПознакомить учащихся с алгоритмом деления числа с остатком; Формировать практические навыки деления числа с остатком; Продолжить работу по совершенствованию техники устного счёта. Совершенствовать навыки анализа задачи, умения решать задачи. РазвивающиеРазвитие логического мышления, внимания, памяти, пространственного воображения. Развитие творческих умений и навыков по теме для успешного выполнения заданий. Развитие культуры речи и эмоциональной сферы учащихся. ВоспитательныеСодействовать воспитанию гуманности и коллективизма. Содействовать воспитанию наблюдательности и любознательности, Содействовать воспитанию познавательной активности. Формируемые в рамках урока универсальные учебные действияРегулятивные: формировать способность принимать, сохранять цель урока и следовать ей в учебной деятельности; умение планировать свою деятельность; умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности; целеустремленность и настойчивость в достижении цели, готовность к преодолению трудностей.Коммуникативные: развитие умения конструктивно взаимодействовать.Познавательные: развитие познавательных интересов; готовности к принятию и решению учебных и познавательных задач; умения выделять главное; учить сравнивать данные; определять общие признаки, классифицировать.Личностные: формирование понимания основных моральных норм: взаимопомощи, ответственности; развитие познавательных интересов, учебной мотивации.Тип урока. Изучение нового материала и первичное закрепление.Технологии, используемые на уроке:ИКТ-технологии; технология уровневой дифференциации обучения; игровые технологии; здоровьесберегающая технология. Оборудование:учебник «Математика» 3 класс, Моро М.И., Бантова М.А. и др. презентация к уроку, компьютер, мультимедийная установка; карточки с памяткой «Как разделить число с остатком»; карточки с заданиями для устного счёта. Структура урокаI. Организационный момент.II. Актуализация опорных знаний.III. Целеполагание и мотивация.IV. Первичное усвоение новых знаний.V. Осознание и осмысление учебного материала.VI. Первичное закрепление.VII. Контроль и самопроверка.VIII. Закрепление ранее изученного материала.IX. Подведение итогов, рефлексия.X. Домашняя работа.Деятельность учителяПланируемые результатыУУДI. Организационный момент.– С чем можно сравнить ваше настроение? Синестезия.Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности, умение учиться и способность к организации своей деятельностиРегулятивные: уметь осуществлять действие по инструкции учителя, слушать, когда говорят другие.II. Актуализация опорных знаний.Повторить правила работы в группах.– Ребята, работаем в группах, перед вами «Весёлые примеры». Вам необходимо как можно быстро их решить, найти ответы на доске и, подписав их, вернуть карту учителю.1 группа :Число ног у паука умножить на количество пальцев на руке у человека. (8 • 5 = 40) Бабушке 54 года, а внук в 9 раз младше. Сколько лет внуку? (54 : 9 = 6)Количество месяцев в году умножить на число голов Змея Горыныча. (12 • 3 = 36) 2 группа :Любимую оценку ученика умножить на самое маленькое двузначное число. (5 • 10 = 50) Тетрадь стоит 23 рубля. Сколько будут стоить 3 таких тетради? (23 • 3 = 69) Продолжительность урока уменьшить на число дней недели без выходных. (40 - 5 = 40) группа : Сегодняшнее число умножить на число гномов у Белоснежки. (5 • 7 = 35) Половину рубля уменьшить в число хвостов у 10 котов. : 10 = 5) Число детей в нашем классе умножить на порядковый номер самого короткого в году месяца (22 • 2 = 44) Коммуникативные УУД:Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в группах и следовать им Уметь оформлять свои мысли в устной форме Умение слушать и понимать речь других Познавательные УУД:осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков.Регулятивные УУД: уметь осуществлять действие по инструкции учителя, слушать, когда говорят другие.III. Целеполагание и мотивацияПостановка проблемы. – Расскажите, что вы знаете о делении? Урок продолжим с небольшой проверочной работы. Выполните самостоятельно задания на карточках. Если возникнет ещё что-то непонятное, подчеркните.24 : 8 15 : 3 45 : 9 20 : 4 27 : 9 12 : 4 15 : 2 72 : 8 Вы смогли полностью выполнить задание? (Нет)– Почему? В чём затруднение? (15 :2)Чем похожи примеры и чем отличаются?(в примере 15 : 2 нет такого числа, при умножении которого на делитель можно получить делимое, число не делится нацело)Какой возник вопрос? (Познакомиться с новым приёмом деления)– А если всё же попытаться разделить, опираясь на предметные действия.Эксперимент 1. – Предлагаю такую ситуацию: у меня лежит стопка из 15 тетрадей, я её отдаю Никите и предлагаю разделить поровну между двумя учениками. – Попробуем.– Разделили? – Делаем вывод. Сколько получил каждый? (7)– Все ли тетради разделили? (Нет)– Почему оставшаяся тетрадь никому не досталась? (Потому что делили поровну) – Сколько осталось? (1) Так что такое 1? (Остаток)Давайте запишем это выражение.– Как вы думаете, куда записать оставшуюся тетрадь?В математике принято количество оставшихся предметов записывать так: 15 : 2 = 7 (ост. 2) – Сколько разделили без остатка?(14) Почему? Что важно знать при делении? (Таблицу умножения) – Так сколько раз по 2 содержится в 15? (7, ост. 1)Попробуйте прочитать это выражение, используя названия компонентов. (Слайд 6)Так, какая тема урока? (Деление с остатком)ОПРЕДЕЛИМ ЦЕЛЬ:Научится выполнять действие деление с …………..ВОПРОСЫ:Как разделить число с ……………..? (Найти ближайшее наибольшее число, которое разделится без остатка)Как найти …………..? (Из числа вычесть разделившееся)Давайте определим, на какой ступени по знаниям данной темы мы можем с вами находиться и отметьте себя, пожалуйста, на лесенке. Регулятивные: постановка и решение проблемы, принимать и сохранять учебную задачу, уметь формулировать тему урока, целеполагание;Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.Коммуникативные:владение диалогической формой речи.Познавательные: уметь осознано и произвольно строить устные речевые высказывания.ФизминуткаУпражнение для снятия утомления с туловища.1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.Упражнение для мобилизации внимания. И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.IV Первичное усвоение новых знаний.Эксперимент 2: – Мы – исследователи, а значит, должны как можно больше рассмотреть вариантов деления.На доске начерчены полоски, равные 10 см.Задание:– На какие числа можно разделить 10 нацело, без остатка? (10, 5, 2, 1)– Измерьте и узнайте, сколько раз по 3 см содержится в 10?– Какое решение запишем? 10 : 3 = 3 (ост. 1)– Что в записи означает 10? (делимое), 3? (делитель), 3? (частное), 1? (остаток).– Что мы с вами исследовали? (Деление с остатком).– Измерьте и узнайте, сколько раз по 4 см содержится в 10?– Какое решение запишем? 10 : 4 = 2 (ост. 2)– Что в записи означает 10? (делимое), 4? (делитель), 2? (частное), 2? (остаток).– Что мы с вами исследовали? (Деление с остатком).– Измерьте и узнайте, сколько раз по 6 (7, 8, 9) см содержится в 10?– Какое решение запишем? 10 : … = … (ост. …)– Что в записи означает 10? (делимое), 6 (7, 8, 9) (делитель), 1 (частное), 4 (3, 2) (остаток).– Что мы с вами исследовали? (Деление с остатком).Коммуникативные:договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, контролировать действия партнёра, участвовать в коллективном обсуждении.Регулятивные : сохранять заданную цель урокаПознавательные: устанавливать причинно-следственные связи; уметь осознано и произвольно строить устные речевые высказывания, уметь работать по алгоритму.V. Осознание и осмысление учебного материала.Упр. на с. 26 учебника «Математика», ч. 2, вверху.– Как узнать, сколько раз по 3 содержится в 17?Раздать детям памятку «Как разделить число с остатком»Находим в таблице умножения (или деления) наибольшее число, близкое к делимому, которое можно разделить на делитель без остатка. Данное число делим на делитель. Это значение частного. Вычитаем разделившееся число из делимого – это остаток. Познавательные:Использовать знаково-символические средства, в том числе модели для решения задачи.Регулятивные: уметь осуществлять действие по инструкции учителя, слушать, когда говорят другие, уметь анализировать и синтезировать информацию, делать выводVI. Первичное закрепление.– Какая тема нашего урока?– Какое открытие вы для себя сделали?Выполнение упражнений 1 и 2 на с. 26 учебника «Математика», ч. 2. Хором работаем по алгоритму.1. Находим в таблице умножения (или деления) наибольшее число, близкое к делимому, которое можно разделить на делитель без остатка.2. Данное число делим на делитель. Это значение частного.3. Вычитаем разделившееся число из делимого – это остаток.15 : 2 = 7 (ост.1). (Надо узнать, сколько раз по 2 содержится в 15? Делимое 15, наибольшее число, которое можно разделить на делитель без остатка – 14, делим на делитель 2, получаем значение частного 7. Вычитаем разделившееся число 14 из делимого 15 – это остаток 1)15 : 4 = 3 (ост. 3) (Надо узнать, сколько раз по 4 содержится в 15? Делимое 15, наибольшее число, которое можно разделить на делитель без остатка – 12, делим на делитель 4, получаем значение частного 3. Вычитаем разделившееся число 12 из делимого 15 – это остаток 3)15 : 3 = 5 (Надо узнать, сколько раз по 3 содержится в 15? Делимое 15, делитель 3, получаем значение частного 5. Разделившееся число 15 равно делимому 15, остаток равен 0 или остатка нет)3. Выполни деление, сделав рисунки:7 : 3 11 : 4 12 : 3 Регулятивные : сохранять заданную цель урокаПознавательные: устанавливать причинно-следственные связи; уметь осознано и произвольно строить устные речевые высказывания, уметь работать по алгоритму.ФизминуткаГимнастики глаз.Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 - 5 раз.ФМ для улучшения мозгового кровообращения.И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.VII. Контроль и самопроверка.1. На доске числовые выражения. – Выполните по алгоритму деление с остатком: 9 : 4 = 50 : 9 = 48 : 7 =2. Самостоятельная работа– Выпишите и решите только те выражения, в которых деление выполняется с остатком. 56 : 8 = 16 : 3 = 45 : 8 = 36 : 8 = 60 : 7 = 48 : 6 = 81 : 9 = 43 : 5 =– Проверьте, как вы справились с работой. Критерии оценки: сколько выражений нашли, столько баллов набрали. 3. Выполнение теста 4. – А сейчас на какой ступени вы себя можете поставить?– Продвинулись по лесенке? Личностные: способность к самооценке, самоконтролю, умение анализировать соответствие результатов требованиям конкретной задачиРегулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей.Вносить необходимые коррективы в действие после его завершение на основе учёта ошибок.VIII. Закрепление ранее изученного материала1. Упр. на с. 26 учебника «Математика», ч. 2.– Прочитайте задачу. О чём эта задача? (О тетрадях). Что известно? (В трёх тетрадях 54 листа бумаги). Что необходимо найти? (Сколько таких тетрадей получится из 90 листов, из 72 листов) . В задаче два вопросы. Мы можем сразу ответить на вопросы задачи? (Нет). Почему? (Мы не знаем, сколько листов в одной тетради). Мы можем это узнать? (Да). Каким действием? (Делением). А затем мы сможем ответить на первый вопрос задачи ? (Да) Каким действием? (Делением). На второй вопрос задачи? (Делением). Как лучше оформить задачу? (Краткой записью). Кто может выйти к доске и записать?3 т. – 54 л.? т. – 90 л.? т. – 72 л.Решение. 1) 54 : 3 = 18 (л.) – в одной тетради2) 90 : 18 = 5 (т.)3) 72 : 18 = 4 (т.)Ответ: 5 тетрадей получится из 90 листов, 4 тетради получится из 72 листов.2. Упражнение 4, с. 26. Коммуникативные:сотрудничество с товарищами; сравнение полученных результатов; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствие с задачами.Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.IX. Подведение итогов, рефлексия.– Необходимо ли вам это новое открытие? Для чего? Достигли мы поставленной цели?Отметьте теперь себя на лесенке успеха.Регулятивные: Отвечать на вопросы учителя. Анализировать свою деятельность на уроке.X. Домашнее задание:№ 5, с. 26, упр. под чертой на деление с остатком внизу страницы 26.РАЗДАТКАПамятка «Как разделить число с остатком»1. Находим в таблице умножения (или деления) наибольшее число, близкое к делимому, которое можно разделить на делитель без остатка.2. Данное число делим на делитель. Это значение частного.3. Вычитаем разделившееся число из делимого – это остаток.Памятка «Как разделить число с остатком»1. Находим в таблице умножения (или деления) наибольшее число, близкое к делимому, которое можно разделить на делитель без остатка.2. Данное число делим на делитель. Это значение частного.3. Вычитаем разделившееся число из делимого – это остаток.Памятка «Как разделить число с остатком»1. Находим в таблице умножения (или деления) наибольшее число, близкое к делимому, которое можно разделить на делитель без остатка.2. Данное число делим на делитель. Это значение частного.3. Вычитаем разделившееся число из делимого – это остаток.Памятка «Как разделить число с остатком»1. Находим в таблице умножения (или деления) наибольшее число, близкое к делимому, которое можно разделить на делитель без остатка.2. Данное число делим на делитель. Это значение частного.3. Вычитаем разделившееся число из делимого – это остаток.Памятка «Как разделить число с остатком»1. Находим в таблице умножения (или деления) наибольшее число, близкое к делимому, которое можно разделить на делитель без остатка.2. Данное число делим на делитель. Это значение частного.3. Вычитаем разделившееся число из делимого – это остаток.Памятка «Как разделить число с остатком»1. Находим в таблице умножения (или деления) наибольшее число, близкое к делимому, которое можно разделить на делитель без остатка.2. Данное число делим на делитель. Это значение частного.3. Вычитаем разделившееся число из делимого – это остаток.План-технологическая карта урокаПредмет: математикаТема. Деление с остатком .Класс: 3 ВУчитель: Троицких О.В. 1 группаЧисло ног у паука умножить на количество пальцев на руке у человека. Бабушке 54 года, а внук в 9 раз младше. Сколько лет внуку? Количество месяцев в году умножить на число голов Змея Горыныча. 2 группаЛюбимую оценку ученика умножить на самое маленькое двузначное число. Тетрадь стоит 23 рубля. Сколько будут стоить 3 таких тетради? Продолжительность урока уменьшить на число дней недели без выходных. 3группаСегодняшнее число умножить на число гномов у Белоснежки. Половину рубля уменьшить в число хвостов у 10 котов. Число детей в нашем классе умножить на порядковый номер самого короткого в году месяца.