Публикации Конспект по развитию речи " Три богатыря"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект по развитию речи " Три богатыря"
Автор: Жумакбаева Жанслу Жозясаровна

Конспект по развитию речи«Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»Программное содержание:Цель: Ознакомление детей с жанром устного народного творчества – «былины», с необычным складом речи, с образом былинного богатыря Ильи Муромца.Задачи: - Продолжать знакомить детей с богатством русского народного творчества через былины, игры;- Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях;- Формировать навыки диалогической речи, умение отвечать на вопросы полными распространенными предложениями;- Сформировать представление о Богатыре;- Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче;- Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать;- Воспитывать у детей уважение и любовь к истокам своей Родины;- Развивать умение внимательно слушать чтение взрослого.Предварительная работа:Работа по подбору иллюстративного материала по теме «Былинные богатыри – защитники земли Русской»Рассматривание репродукций картин В. М. Васнецова «Богатыри», И.Я. Билибина «Илья Муромец и Соловей разбойник»Чтение русских былин и сказок «Как Илья Муромец богатырем стал», «Илья Муромец и Соловей – Разбойник» и др.Рассматривание альбома «Былинные богатыри»Дидактические игры «Собери богатыря в дорогу»Презентация - викторина «Богатыри земли русской»Чтение и заучивание пословиц и поговорок о силе, смелости и отваге русских богатырей.Активизация словаря:- Обогатить словарь детей именами существительными: богатырь, былина, кольчуга, щит, меч, шлем.Интеграция областей:Речевое развитие, познание (формирование целостной картины мира), физическое развитие.Материал: текст былины «Илья и Соловей-разбойник» (пересказ А.Н. Нечаева), портретные иллюстрации богатырей Древней Руси и нечистой силы: Соловья – разбойника, Змея-Горыныча, книги со сказками и былинами о богатырях, военные атрибуты (кольчуга, шлем, булава, меч, лук, стрелы); звукозапись А. Пахмутовой «Богатырская наша сила», карточки с изображением одежды (рубаха, кольчуга, шлем, оружия богатырей (меч, булава, кистень, щит), карточки с изображением с предметов современной одежды.Ход занятияОрганизационный моментВоспитатель: Ребята, посмотрите, что это такое? Ответы детей: меч, оружиеВоспитатель: А как вы думаете, откуда он?Ответы детей: Незнаем. Воспитатель: Я предлагаю, вам отправится со мной в путешествие, и узнать, откуда же у нас в группе появился этот меч.Ответы детей: да, нетВоспитатель: Тогда отправляемся. Но перед путешествием , скажите мне пожалуйста. Как называется страна, где мы живем?Ответы детей: Россия. Воспитатель: Правильно, а сейчас мы с вами отправимся в Древнюю Русь. Для этого мы должны встать в круг, улыбнуться и сказать волшебные слова. Давайте все встанем в круг и скажем волшебные слова: Доброго здоровьица вашему дому! (дети низко кланяться со словами).Основная частьВоспитатель: Вот мы и прибыли. Ребята, вы обратили внимание, как мы с вами поздоровались? Сказали не «Здравствуйте!», а совсем другие слова? Ответы детей: даВоспитатель: А сейчас мы с вами переместились в Древнюю Русь. Давайте все вместе повторим «Русь». Молодцы! Кто-нибудь из вас знает, что это такое?Ответы детей: не знаем, РоссияВоспитатель: Посмотрите ребята, это карта России. А вот это карта Древней Руси. Посмотрите ребята, похожи эти две карты? Ответы детей: похожиВоспитатель: Да. Они похожи. Потому что это одна и та же наша страна Россия – Русь. Ребята, в давние-давние времена большую опасность для наших русских земель представляли набеги врагов, они ходили на Русь, разоряли сёла и деревни, увозили с собой награбленные богатства.Воспитатель: Скажите мне, кто такие враги? Ответы детей: плохие людиВоспитатель: Но русский народ свою землю в обиду не давал. Посмотрите, ребята, кто же защищал нашу землю русскую?На экране появляется картинка с богатырями.Воспитатель: Кто-нибудь вспомнил?Ответы детей: богатыриВоспитатель: Да, ребята, это богатыри! Нашу землю от врагов защищали богатыри. Молодцы! Хорошо. А давайте ещё вспомним, с какими богатырями вы знакомы?На экране появляется герои мультфильма про богатырей.Ответы детей: да, нетВоспитатель: Это Добрыня …… Никитич, это Алеша ….. Попович, а это Илья ……. Муромец. Все вспомнили?Ответы детей: даВоспитатель: Молодцы! Сегодня я познакомлю вас с былиной «Илья Муромец и Соловей-разбойник»Воспитатель: Ребята, что же такое былина? Все повторим за мной «Былина»Ответы детей: бытьВоспитатель: Молодцы! Ребята, слово «былина» происходит от слова «было», «быль». (Повторяем…..)- Былина – это и сказка и быль одновременно. И если в сказке все герои выдуманные, то в былине встречаются герои, которые жили на самом деле. Значит Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец жили на самом деле, да, ребята!Ответы детей: даВоспитатель: Хотите услышать былину про Илью Муромца? Ответы детей: хотимВоспитатель: Хорошо , тогда нам нужно устроить привал. Но для этого нам нужно перепрыгнуть ручей и не промокнуть. (дети перепрыгивают через прыгалку)Воспитатель: Молодцы ребята, все перепрыгнули ручей и не промокли. Вот и привал, садимся по удобнее на поляну и слушаем. Я начинаю читать.«Илья Муромец и Соловей-разбойник»Отстояв заутреню в городе Муроме, Илья Муромец отправляется в путь, чтобы успеть к обедне в стольный Киев град. По дороге он освобождает от осады Чернигов город и один разбивает целую вражескую армию. Он отказывается от предложения горожан стать в Чернигове воеводой и просит указать ему дорогу в Киев град. Те отвечают богатырю, что эта дорога заросла травой и по ней давно уже никто не ездит, потому что у Чёрной Грязи, близ речки Смородины, неподалёку от славного Леванидова креста, сидит в сыром дубу Соловей-разбойник, и своим криком и посвистом убивает в округе все живое. Но богатырь не боится злодея. Он подъезжает к речке Смородине, а когда Соловей-разбойник начинает свистать по-соловьиному и кричать по-звериному, Илья Муромец стрелой выбивает разбойнику правый глаз, пристёгивает его к стремени и едет дальше. Илья Муромец отвозит пленника Соловья-разбойника в Киев град.Воспитатель: Ребята, интересная былина? Ответы детей: оченьВоспитатель: Да. Я прочитала вам былину про Илья Муромца и Соловья-разбойника. Как вы думаете, почему богатыри были такими сильными и храбрыми?Ответы детей: занимались спортом, не знаю.Воспитатель: Правильно ребята, а сейчас давайте представим, что мы с вами сильные, храбрые и отважные богатыри и позанимаемся как они.Ответы детей: хорошо, даВоспитатель: Тогда нам нужно встать в круг повторяем за мной «Мы сильные богатыри!»Динамическая пауза. Игра – упражнение «Богатыри»Дружно встанем раз-два-три (Дети шагают на месте)Мы теперь богатыри! (Руки согнуты в локтях, показывают силу)Мы ладонь к глазам приставим (Руку правую подносят козырьком к глазам)Ноги крепкие расставим (Ноги в стороны)Поворачиваясь вправо - оглядимся величаво (Поворот вправо)И налево надо тоже поглядеть (Руку левую подносят козырьком к глазам, поворот налево)Наклонились влево вправо (Руки на поясе, наклон влево-вправо)Получается на славу! (Руки вверх)(2 раза)Воспитатель: Молодцы ребята! Вот мы и стали сильными и храбрыми.Ой, посмотрите, русский художник В.Васнецов изобразил богатырей на своей картине «Богатыри». Посмотрите, какие были богатыри в Древней Руси. Ребята хоть наши богатыри сильные и смелые, но немного рассеянные, и им нужна ваша помощь. Нужно их одеть на битву. Но здесь столько много вещей, что они немного запутались. Поможем ребята?Ответы детей: даДидактическая игра «Собери богатыря в дорогу»Педагог раздает детям карточки с изображениями одежды богатыря и другими видами одежды и детям предлагается выбрать.Воспитатель: Ребята, давайте встанем за столы. Давайте глядя на картинку вспомним, что же нужно нашему богатырю?Воспитатель: Ребята, возьмите выбранные вещи. Скажите мне, что вы выбрали? Ответы детей: Воспитатель: А чего не хватает нашему богатырю?Ответы детей: богатырского мечаВоспитатель: правильно. А где же нам его взять? ( вспоминаем что у нас есть меч)Воспитатель: А вот и наш меч пригодился.Воспитатель: Молодцы, ребята! Богатырю нужен богатырский конь, кольчуга, шлем, меч, лук и стрелы.Воспитатель: Вот мы помогли богатырям и выяснили, откуда к нам попал меч. Пора отправляться в нашу группу. Давайте встанем в круг закроем глаза и переместимся.Заключительная часть:Воспитатель: Вот мы и на месте. Ребята! Давайте сейчас вспомним, с кем бился богатырь Илья Муромец?Свист соловьиныйВзор орлиныйНе зверь, не охотникА (соловей разбойник)На экране появляется картинкаВоспитатель: Мы сегодня с вами познакомились с сильным и славным богатырём Ильёй Муромцем. А чтобы стать таким сильным, как Илья Муромец, что нужно делать? Ответы детей: заниматься спортомВоспитатель: Правильно. Нужно хорошо кушать, заниматься спортом и самое важное быть добрым, ведь недаром в былинах говориться «Добро побеждает зло». Мы с вами будем это помнить.- Ребята, если вам понравилось наше путешествие, тогда вы можете помочь Илье Муромцу найти дорогу до Киев града, а если не понравилось, тогда помогать Илье Муромцу не надо. (раздаю распечатку лабиринта)Воспитатель: Наше с вами путешествие закончилось, до свидания, ребята!!! «Илья Муромец и Соловей-разбойник»Отстояв заутреню в городе Муроме, Илья Муромец отправляется в путь, чтобы успеть к обедне в стольный Киев град. По дороге он освобождает от осады Чернигов город и один разбивает целую вражескую армию. Он отказывается от предложения горожан стать в Чернигове воеводой и просит указать ему дорогу в Киев град. Те отвечают богатырю, что эта дорога заросла травой и по ней давно уже никто не ездит, потому что у Чёрной Грязи, близ речки Смородины, неподалёку от славного Леванидова креста, сидит в сыром дубу Соловей-разбойник, Одихмантьев сын, и своим криком и посвистом убивает в округе все живое. Но богатырь не боится злодея. Он подъезжает к речке Смородине, а когда Соловей-разбойник начинает свистать по-соловьиному и кричать по-звериному, Илья Муромец стрелой выбивает разбойнику правый глаз, пристёгивает его к стремени и едет дальше. Илья Муромец отвозит пленника Соловья-разбойника в Киев град.