Публикации Роль работы куратора в среднее специальном учебном заведении

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль работы куратора в среднее специальном учебном заведении
Автор: Вороненкова Анастасия Андреевна

Роль работы куратора в среднее специальном учебном заведенииОдной из главных целей современного образования становится формирование личности, одинаково компетентной как в своей профессиональной области, так и в сфере социального взаимодействия. Набор профессиональных компетенций в наши дни является неотделимым от нравственных и культурных ценностей человека, его личностное развитие так же важно и востребовано, как и его профессиональные умения и навыки. Гармоничное сочетание знаний, умений, навыков, а так же высокого культурного и нравственного развития делает человека не только ценным сотрудником, но и человеком полезным и востребованным в современном обществе, где внимание к индивидуальности неуклонно растёт последние десятилетия. Именно поэтому одной из ключевых тенденций образования стало не только обучение, но и воспитание будущих профессионалов.Особая ответственность в достижении и поддержании баланса между обучением и воспитанием возлагается на куратора учебной группы. Именно куратор активно участвует в формировании личности будущего специалиста путем объединения усилий преподавателей, родителей и студентов с целью выполнения всех учебно-воспитательных задач через систему работы по следующим направлениям, таким как:1.Развитие навыков самообразования.2.Формирование дружного, жизнедеятельного коллектива группы, в котором создаются надлежащие условия для развития способностей и наклонностей личности студента ;3.Формирование активной гражданской позиции студента и развитие его духовно-нравственных качеств .Такое педагогическое сопровождение, особенно в период адаптации студентов первых курсов, играет важную роль в восприятии образовательного процесса не как сложной и, зачастую, стрессовой среды, но и как интересного жизненного этапа, нового опыта общения со сверстниками и взрослыми, осознание себя не только через призму профессиональных достижений, но и как личности.От того, насколько куратор сам по себе личность, насколько серьезно он относится к своей дополнительной нагрузке, зависит очень многое. Работа куратора сегодня должна быть направлена на решение приоритетной задачи воспитания в СПО – создание оптимальных условий для саморазвития личности студента.Основными направлениями работы куратора являются:- изучение и анализ данных о студентах, определение уровня их вос- питания, способностей и личных особенностей;- постановка учебно-воспитательной цели и задач по ее реализации;- совместное коллективное обсуждение программы жизни студенческого коллектива, составление планов культурно-массовой и воспитательной работы в группе;- выявление трудностей адаптационного периода, помощь в решении учебных, организационных, социально-бытовых и иных вопросов;- формирование актива студенческой группы и помощь активу в организационной работе;-сплочение учебной группы, создание в ней атмосферы доброжелательности, взаимной поддержки, взаимопомощи и сотрудничества, творческого отношения к учебе;- вовлечение студентов во внеучебную деятельность группы, учебного заведения;-установление контактов с родителями и привлечение их по возможности к воспитательной деятельности в группе.Очень важно обеспечить включенность каждого студента в деятельность, что достигается с помощью создания соответствующей обстановки. Во-первых, целесообразно изменить традиционно сложившуюся организацию пространства учебного взаимодействия, организовать так общение, чтобы каждый имел возможность высказаться, принять участие в групповой работе. Во-вторых, куратору необходимо демонстрировать и проявлять крайнее внимание к высказыванию каждого студента, стимулировать самостоятельность и независимость суждений, принимать любое иное мнение, не давая односторонних оценок. Особенность кураторской деятельности заключается в том, что куратор одновременно является и субъектом деятельности, и ее объектом. Это позволяет ему ставить перед собой личные цели саморазвития и достигать их в процессе деятельности. Эти цели связаны с формированием педагогических и управленческих способностей.Список литературы:1. Л.В.Кудашева «Роль куратора в формировании студенческого коллектива» // СПО (приложение), 2012. №1. С.152-155.2. Е.П.Милойчикова «Об аспектах работы куратора учебного заведения среднего профессионального образования» // СПО (приложение), 2012. №3. С.83-86.
  • Н.И.Чуева «Проблема становления субъективности первокурсника в процессе социально – профессиональной адаптации» // СПО (приложение), 2012. №2.- С.118-126.