Публикации РОЛЬ МУЗЫКИ В ИНТЕГРАЦИИ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: РОЛЬ МУЗЫКИ В ИНТЕГРАЦИИ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА
Автор: Хольшина Ирина Михайловна

РОЛЬ МУЗЫКИ В ИНТЕГРАЦИИ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛАХольшина Ирина Михайловна, учитель музыки МБОУ «Калининская СОШ»Аннотация. Современный урок музыки – это урок, созвучный времени, в котором гармонично сочетаются приоритетные задачи образовательной сферы и специфика восприятия музыки. Большую роль при этом играет целостность восприятия «музыкального мира». Формирование у учащихся целостной картины этого мира невозможно без интеграции как ведущей идеи в реализации содержания образования.В последнее время инновационность в обучении и воспитании привлекает внимание не только педагогов, но и социологов, философов, психологов.Понятие “инновация” относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан.Инновационное обучение создает новый тип учебно-воспитательного процесса, раскрепощающий личность учителя и ученика. Именно в условиях интегрированного обучения происходит становление в сознании учащихся системного знания о мире и выработка целостного отношения личности к нему. Музыка несет все те общественные функции, что и искусство в целом, как специфический род человеческого мышления и деятельности. Главное ее назначение - человеческое общение.Музыка и математика.Пифагорейское исследование музыки имело широкое основание, раскрывающее многосторонний потенциал музыкального искусства, включающий в себя:“Все есть число”. Пифагор, используя арифметические соотношения в пределах первых девяти чисел. разработал гармонические интервалы, созвучия, как октава, кварта и квинта, что послужило основой разработки музыкальной теории.Идея “всеобщей гармонии”, “музыка небесных сфер” (Пифагор, Платон).В астрономии Пифагору приписывается открытие косого положения зодиака, определение продолжительности “великого года” - интервала между моментами, когда планеты занимают относительно друг друга то же самое положение. Он учил и гармонии сфер. Каждая планета двигаясь вокруг Земли в эфире, производит монотонный звук той или иной высоты. Например, звук Луны высокий и пронзительный, звук Сатурна самый низкий. Совместно эти звуки образуют гармоническую мелодию, слышать которую, правда мог только Пифагор, обладавший удивительно тонким слухом.Музыка и физика.Одним из ярких и замечательных представителей науки, воплотившей в своей научно-творческой деятельности взаимодействие двух направлений науки и искусства - физики и музыки - является, конечно же, личность А. Эйнштейна.Научная и духовная биография А. Эйнштейна, автора многочисленных трудов по физике, космологии и механике, была тесно связана с гуманитарными проблемами, вопросами этики, эстетики, культурологии. По мнению Эйнштейна, как физика - музыканта, интеграция науки и искусства “готовит” мышление к открытию объективных истин. Известно, что музыка (особенно Гайдна, Моцарта, Баха) оказала мощное воздействие на стиль мышления и методы работы Эйнштейна как исследователя.Музыка и биология.Музыкальная гармония - способ уравновешивания человека с окружающим миром. Гармоническое развитие личности в природе средствами музыкального искусства. Влияние различных ритмов в природе и музыке на психику человека. Особенности восприятия музыки растениями и животными. Исследования влияние музыки на рост растений.В древние века музыкально - медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно - сосудистой системы. Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно, занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга.Музыкой можно изменять развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Но главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человекаМузыка и география.Музыка гор, стихия воды, земли и солнца. Ландшафты разных стран и континентов в произведении мировой музыки.Музыка и философия.Философия - духовное общение с музыкой, диалог с миром и “внутренний монолог”(на материале мирового классического наследия). Музыка и внимание к душе человека, к жизни “сердца человеческого”. Музыка и филология.Школа Аристотеля и опыт изучения музыкальной динамики, гармонии и ритма в словесном искусстве.Музыка и нравственное воспитание.Влияние музыки на воспитание человеческого характера, нравственности и поведения. Роль музыки в гражданском воспитании. Обращенность выдающихся людей науки и искусства к музыке как к духовной опоре в жизни и деятельности.Это и есть тот классический путь - синтез искусств и наук, который направит личность на достижение разносторонней образованности в самом себе и поможет расширить духовное зрение в познании сложного мира своих сверстников.Литература:
  • Вакенродер В. Г. Краски // Литературные манифесты западно-европейских романтиков . М.: Изд. МГУ, 1980. С. 80.
  • Дарвин Ч. Воспоминания о развитии моего ума и характера. Автобиография. Дневник работы и жизни. М., 1957. С. 148.
  • Ардаширова Э. Т. Интеграция музыкального искусства с естественно-математическими и гуманитарными науками М. 2001