Публикации «Город мастеров» - объединение креативного творчества

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Город мастеров» - объединение креативного творчества
Автор: Хомык Екатерина Александровна

Хомык Е. А.Центр детского творчества, г. Саяногорск «Город мастеров» - объединение креативного творчестваВ процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее». В творческом объединении «Город мастеров» занимается 3 группы 30 обучающихся. Из них – 2 группы первого года обучения, это первоклассники и дошкольники, а также одна группа детей обучается уже 2 года. Все дети посещают занятия с большим удовольствием. Именно у детей этой возрастной категории необходимо формировать эстетическое чувство, восприимчивости ребенка к миру, и оценке прекрасного; развивать творческие способностиОпыт работы в направлении развития креативных творческих способностей учащихся через творческие задания осуществляется уже на протяжении 4 лет. Учащиеся являются участниками, призерами и победителями творческих конкурсов на разных уровнях. Выставки изделий представляются учащимся ЦДТ, школ, родителям, педагогической общественности. Итоги работы неоднократно представлялись на муниципальном, международном уровнях, где получали положительные отзывы. Работа была направлена на конечный результат в виде продукта деятельности детей. Как творческая деятельность влияет на развитие креативности учащихся? Привести в систему работу по развитию креативного творчества, создать необходимые для этого условия и отследить результат – главная идея и новизна.Очень яркое развитие креативных способностей проявляется на занятиях в творческом объединении «Город мастеров». Без креативного подхода нельзя достигнуть высоких результатов. Большая роль отводится коллективным работам, где каждый ребенок вносит в работу свою лепту, и в результате получается единая картина, которая занимает одно из мест на выставке.Исходя, из вышесказанного я придерживаюсь следующей структуры занятия, направленного на развитиекреативных способностей, которая включает в себя 3 этапа:1. Этап. Разминка. Включает в себя ребусы, кроссворды, игры «Верю— не верю», и.т.д.2.Этап. Старайтесь их воспроизвести. Развитие психических механизмов как основы развития творческих способностей (памяти, внимания, воображения, наблюдательности). Специальные задания, формирующие приёмы рационального запоминания, тренирующие внимание, необходимо постоянно включать в занятие, приучая детей всегда быть собранными, готовыми в любой момент к неожиданному повороту событий, что даёт им уверенность в собственных силах и ведёт к повышению эффективности обучения в целом.Например. В течение 3 секунд посмотрите на рисунки, затем быстро закройте их и постарайтесь их воспроизвести.3. Этап. Решение креативных задач.Решая творческие, нестандартные задачи, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению. Такие задания рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний. Примером таких заданий могут быть разнообразные игры на составление фигур-силуэтов по своему замыслу: «Монгольская игра», «Танграм» (из квадрата), и т.д.Все вышесказанное заставило меня искать эффективные средства активизации образовательного процесса, творчески подходить к выбору и расположению материала, поиску новых методов работы.Считаю достижением в своей педагогической деятельности: 1.Создание хорошего психологического климата при организации познавательной деятельности; 2.Формирование устойчивой мотивации у обучающихся разной категории;3.Использование разных методик при изучении блоков различных тематик.Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие креативных способностей.Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии креативных способностей. В процессе организации обучения развитию креативных способностей большое значение придается обще-дидактическим принципам:- научности- систематичности-последовательности- доступности- наглядности- активности- прочности- индивидуального подходаНаряду с принципами используют и методы:МетодыПрактическиенаглядныесловесные К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование.Упражнения многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий.Упражнения подразделяются: на конструктивные, подражательно-исполнительские, творческие.Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами.Моделирование это процесс создания моделей и их использования.К наглядным методам относится наблюдение - рассматривание рисунков, картин, образцов изделий.Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ.В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.Отслеживание результатов.Критерии оценивания креативной деятельности воспитанников в студии:По итогам оценивания творческой деятельности детей составляю диаграммы развития творческих способностей воспитанников.Креативное творчество на занятиях ДПИ, воздействуя на личность ребенка, обогащает ее эмоциональный и практический опыт, развивает психику, формирует интеллектуальный потенциал, способствует воспитанию эстетических способностей, ведет к накоплению профессиональных навыков умений, развивает природные задатки детей. Оно настраивает на дальнейшую активную, творчески осознанную самостоятельную деятельность, что удовлетворяет стремление к самореализации и проявлению личностных качеств детей. В конечном итоге, креативные творческие способности чрезвычайно важны во взрослой жизни.Список литературы:1.Алгоритмы активизации творческого мышления (по Бухвалову) // Школьный психолог. 2004. №4, с.26.2. Богоявленская Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества // Вопросы психологии. 1999. №2 с. 353. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / сост. И.В. Дубровина. - М.: «Академия», 1999.4.Долматов А. В. Основы развивающего образования: Теория, методы, технология креативной педагогики. – СПб: ВУС, 1998. – 196 с.5. Дорфман Л.Я., Ковалева Г.В. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве // Вопросы психологии. 1999. №2 с. 1016.Карпенко С. В. Инструменты стимуляции креативности // internet: http://isarrfe.trainet.org/materials/practicum/ practicum2.shtml.7.Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А.Ю. педагогический словарь. – М.: Академия, 2000. – 176 с.8.Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А.Ю. педагогический словарь. – М.: Академия, 2000. – 176 с.9. Леонтьев А.А. «Научите человека фантазии…» (творчество и развивающее образование) // Вопросы психологии. 1998 №5 с.8210. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: «Наука», 1978.11. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. - М.: Просвещение, 1990.12. Развитие творческой одарённости детей школьного возраста // Школьный психолог. 2001. №11, с.7.13.Чернилевский Д. В., Морозов А. В. Креативная педагогика и психология. – МГТА, 2001. – 301 с.14. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии. 1996. №3 с. 28