Публикации Воспитательный потенциал средств массовой информации на примере социальных сетей и мессенджеров.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Воспитательный потенциал средств массовой информации на примере социальных сетей и мессенджеров.
Автор: Максимов Александр Николаевич

Воспитательный потенциал средств массовой информации на примере социальных сетей и мессенджеров.Развитие информационных технологий, начавшееся в середине 20 века, положило начало формированию нового типа общества – информационного общества. Средства массовой информации, возникшие в результате этого процесса, настолько прочно укоренились в нашей повседневной жизнедеятельности, что совершенно невозможно представить свое существование без них. Мы привыкли узнавать о последних новостях и событиях из трансляций телевизионных программ, находить ответы на любые интересующие нас вопросы, введя нужный запрос в строке поиска в сети Интернет, поддерживать связь со знакомыми и родственниками, заводить новые контакты посредством социальных сетей и т.д.Роль информационных технологий в современной жизни трудно переоценить. Занимая значительную часть нашей повседневности, СМИ неизбежно оказывают существенное воздействие на формирование наших убеждений, ценностных установок, поведенческих реакций, идеалов и интересов, становясь, таким образом, одним из наиболее влиятельных факторов, участвующих в становлении личности человека. Условия информатизации, в которых растут и воспитываются современные дети, невозможно не учитывать при составлении образовательных программ, планов воспитательной работы, методик формирования и коррекции поведения школьников. В настоящий момент Интернет и, в частности, социальные сети находятся у молодежи на пике популярности, служа им основным развлечением. Согласно данным общероссийского исследования, 45% подростков проводят в сети до 4 часов ежедневно, а 39% - более 4 часов в день. При этом, 69% детей большую часть времени в Интернете проводят именно в социальных сетях и мессенджерах. В данном контексте важное значение приобретает рассмотрение вопроса о педагогическом потенциале средств массовой информации.Традиционно считается, что социальные сети препятствуют развитию учащихся, и время, проводимое ими в Интернете, следует ограничивать, однако, ценность подобных информационно-коммуникационных технологий для обучения и развития необходимо переосмыслить. Возможности социальных сетей можно эффективно использовать в педагогической деятельности для решения различных задач. Во-первых, условия, в которых современные дети проводят большую часть своего свободного времени, упрощают наблюдение за их увлечениями и настроением. Зачастую отклонения от нормального поведения и психоэмоционального состояния можно заметить по тому, какие «статусы» публикует ребенок, какую музыку прослушивает, в каких группах состоит, какие записи и изображения размещает на своей личной странице. Проведение педагогами, родителями, воспитателями анализа страниц детей в социальных сетях на предмет содержания противозаконной, неэтичной, вредоносной информации, а также приобщения детей к деструктивным интернет-сообществам, дает возможность своевременно применять меры для коррекции поведения ребенка. Во-вторых, виртуальная социальная среда является привычной и комфортной для школьников, ассоциируется с проведением свободного времени, развлечением, что позволяет использовать её в процессе учебы в качестве методического приёма для повышения положительной учебной мотивации обучающихся. В последнее время в социальных сетях появляется всё большее количество образовательных, научных и развлекательных интернет-сообществ, объединяющих участников со схожими интересами и целями в сфере познания. При этом такие сообщества не ограничиваются рамками одной компании, как это происходит, в образовательной организации, где все друг друга знают и могут не иметь похожих увлечений, а объединяют людей по интересам по всему миру. Социальные сети и мессенджеры могут использоваться детьми и для поддержания отношений, обмена идеями и замечаниями с участниками очных мероприятий, летних школ, семинаров. Участие детей в таких группах может способствовать расширению социальных контактов, развитию кругозора и творческого потенциала, помогать в удовлетворении познавательных потребностей. На данный момент в Интернете также существует множество социальных сетей, специально предназначенных для изучения иностранных языков. Регистрируясь на этих сайтах, пользователи получают возможность общаться с носителями иностранного языка и закреплять его знание не путем скучного заучивания слов, выполняя домашнее задание, а посредством увлеченного приятельского общения и погружения в языковую среду. Интеграция в образовательный процесс подобного подхода к обучению иностранным языкам обеспечивает наиболее глубокое освоение учащимися иностранного языка, способствует формированию иноязычной коммуникативной компетенции, ориентирует на непосредственное восприятие иностранной культуры и самостоятельное приобретение знаний. По результатам опросов большинство обучающихся считают социальные сети и блоги полезными в обучении иностранному языку и, более того, предпочитают их другим средствам обучения.Во-третьих, возможности и инструменты коммуникативного онлайн-пространства могут применяться педагогами в качестве удобной учебной площадки, поскольку позволяют смоделировать в сети любые аспекты реального учебного процесса. При регистрации аккаунта в социальной сети, пользователь заполняет информацию о себе – устанавливает фотографию профиля, указывает фамилию, имя, дату рождения, школу, институт или место работы, сведения о своих увлечениях и достижениях. Можно сказать, информация в профиле служит средством идентификации пользователя (ученика или учителя).С помощью функций видео- и аудиосвязи, доступных в большинстве социальных сетей и мессенджеров, можно вести уроки, успешно организовывать коллективную работу, контролировать долгосрочную проектную деятельность, устраивать научно-образовательные региональные и международные конференции, круглые столы, лекции. Активность и посещаемость учеников на проводимых в сети мероприятиях отслеживается через статус «онлайн», подтверждающий присутствие пользователя на сайте в настоящий момент.Применение в учебных онлайн-группах технологий форумов и блогов позволяет участникам совместно с преподавателями или самостоятельно создавать сетевой учебный контент и делиться им, делать обзоры, комментировать собственные и обсуждать чужие проекты. Каждый ученик может создать свой блог и вести его, как электронную тетрадь, либо публиковать фотографии со своими работами, грамотами, медалями, и использовать сетевую страницу в качестве портфолио. В-четвертых, следует обратить внимание на такой важный элемент образовательно-воспитательного процесса, как связь педагогов с родителями учащихся. В ритме современной жизни родители не всегда имеют возможность посещать родительские собрания и оставаться в курсе школьных событий, успеваемости и поведения детей. Сетевое пространство позволяет преодолеть и эти проблемы. Таким образом, актуальной задачей педагогического сообщества становится преобразование современных информационно-коммуникационных технологий в эффективный ресурс образовательного и воспитательного процесса, обеспечивающий получение качественно новых результатов образования.Список использованной литературы и источников
  • Российская газета. Каждый третий подросток проводит онлайн треть своей жизни. URL: (дата обращения: 18.03.2022г.)
  • Клименко О.А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса//Теория и практика образования в современном мире: материалы I Международной научной конференции, 2012. г.Санкт-Петербург
  • Гольцова Т.А., Проценко Е.А. Использование блогов и социальных сетей в процессе обучения иностранному языку//Ярославский педагогический вестник, 2019г. URL: (дата обращения: 20.03.2022г.)
  • Кобелева, Н. А. Мониторинговые исследования социальных сетей по выявлению фактов распространения запрещенной информации, склоняющей подростков к асоциальному поведению / Н. А. Кобелева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 21 (207). — С. 440-443. — URL: (дата обращения: 21.03.2022)