Публикации Инклюзивное образование детей с аутизмом

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Инклюзивное образование детей с аутизмом
Автор: Анисимова Елена Валерьевна

рыполнилаDZУчитель-логопедннисимова хǯ рǯТема П.5 Инклюзивное образование детей с аутизмомИзучаемые вопросы: 1.Психолого-педагогические основы организации инклюзивного образования детей с аутизмом. 2.Условия эДДективной реализации инклюзивного образования детей с аутизмом. 3.Модели и Дормы инклюзивного образования детей с аутизмом. 4.Примеры конкретных учреждений, реализующих на практике инклюзивное образование детей с аутизмом. 1.Психолого-педагогические основы организации инклюзивного образования детей с аутизмом. Аутизм –это комплекс психических расстройств, которые проявляются в безэмоциональностиребенка.Дети с РДА оторваны от реальности, они погружены в свой мир, пассивны, отличаются противоречащими реакциями на окружающий мир и ко всему очень ранимы. Утаких детей огромную трудность составляет адаптация. Из-за постоянного шума, множества незнакомых людей и напряженности вокруг у ребенка может быть срыв. Этап школьного обучения очень важен для аутичных детей и их семей. Но зачастую, из -за проблемы в установлении контакта ребёнка с РДА со своими сверстниками, возникают трудности в школьном обучении таких детей.Психолого -педагогическое сопровождение младших школьников с аутизмом представляет собой взаимосвязанную деятельность всех педагогов, которая направлена на организацию таких условий, в которых ребёнок сможет вступить в общество сверстников, не имеющих отклонения в развитии, взаимодействовать с ними и со взрослыми. В соответствии с ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья, для детей с ранним детским аутизмом «обязательным является специальная и психолого -педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого обучающегося». Поэтому психолого -педагогическое сопровождение будет осуществляться в разных, но взаимосвязанных между собой направлениях:-сопровождение детей с РДА (устранение трудностей, появляющихся на этапе школьного обучения: установление контакта со сверстниками, психологическое и педагогическое развитие ребёнка и т.д.);-сопровождение педагогов, работающих с аутичным ребёнком (разработка специальных программ, технологий, направленных на коррекцию расстройств и т.д.);-сопровождение семьи (предоставление помощи родителям в вопросах воспитания ребёнка, организация методической поддержки).Диагностический (установление проблемыǰ диагностический анализǰ определение участников психолого -педагогической помощиǰ установление контакта с родителями ребёнка)Поисковый (коллективный поиск возможных путей решения проблемы, инДормирование всех участников)Консультативно -проективный (выбор совместного оптимального направления работы, распределение обязанностей для её осуществления, прогнозирование эДДективности)Деятельностный(выполнение выбранного плана, достижение требуемого результата) Этапы организации психолого -педагогического сопровождения детей с РДА 2.Условия эДДективной реализации инклюзивного образования детей с аутизмом. Для удовлетворения особых образовательных потребностей детей с РАС необходимы условия:• практико-ориентированной и социальной направленности обучения и воспитания;• коррекционно-развивающей направленности занятий (с учи-телем-деДектологом, логопедом, педагогом-психологом, социальным педагогом и др.);• выбор и реализация наиболее эДДективной модели образовательной практики;• дозирование нагрузки с учетом темпа и работоспособности детей;• четкая и упорядоченная временно-пространственная структура образовательной среды, способствующая мобилизации деятельности ребенка;• целенаправленная отработка Дорм адекватного учебного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с учителем.3.Модели и Дормы инклюзивного образования детей с аутизмом. Существует несколько вариантов инклюзивного обучения детей с РАС в нашей стране:обучение в классе, вместе с нормативно развивающимися сверстниками (вариант, когда ребенок сразу оказывается в инклюзивном классе);частичное включение в класс нормативно развивающихся сверстников (когда ребенок с аутизмом может обучаться в классе для детей со сходными трудностями, посещать отдельные уроки в «большом классе» с нормативно развивающимися сверстниками с постепенным увеличением времени обучения в нем, создающим возможности для участия в совместной деятельности);создание специальных классов для детей с аутизмом и (или) аналогичными образовательными потребностями в массовой школе, когда основным способом адаптации в среде нормативно развивающихся сверстников становится дополнительное образование, разные виды внеклассной деятельности, которым уделяется особое внимание.4.Примеры конкретных учреждений, реализующих на практике инклюзивное образование детей с аутизмом. МпОУ "СОШ № 109 гǯ Челябинска«сосударственное бюджетное общеобразовательное учреждениегорода Москвы "Школа № 1465 имени адмирала Нǯсǯ Кузнецова» (около 40 детей с аутизмом)сосударственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 2009 (19 детей с аутизмом)сосударственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 1540« (р каждом классе по 2-3 ребенка с РнС)