Публикации
"Буллинг: как ему противостоять?"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Буллинг: как ему противостоять?"
Автор: Самойлова Ирина Алексеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Буллинг: как ему противостоять?"
Автор: Самойлова Ирина Алексеевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 4г. Новый Оскол Белгородской области»Буллинг: «Как ему противостоять?»(Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов)Автор: Самойлова Ирина Алексеевна педагог-психологЗакотенко Ольга АлексеевнаБуллинг: «Как ему противостоять»(Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов)Самойлова Ирина Алексеевна, педагог-психологЗакотенко Ольга Алексеевна, социальный педагогМБОУ «СОШ№4» г. Новый Оскол Белгородской областиФорма проведения: презентация информационных блоков, психологические игры, обсуждение.Цель: повышение толерантности и профилактика конфликтов в межличностных отношениях обучающихся, создание условий для укрепления личностных ресурсов противостояния насилию и негативному влиянию.Задачи: дать обучающимся информацию:что такое физическое и психологическое насилие; с помощью игры показать, что у каждого, есть качества, которые он может использовать для противостояния психологическому и физическому насилию. Использование педагогических технологий: личностно-ориентированные технологии.Методы и приёмы проведения: активные методы обучения.Принципы реализации: активность обучающихся; аналитическая позиция.Ожидаемые результаты: Личностные: ориентация на осознание своих удач и неудач, трудностей, стремление преодолевать возникающие затруднения. Будут учиться работать в группе, выслушивать мнение друг друга, принимать собственные решения.Опорные понятия, термины: Буллинг, толерантность, конфликты, взаимодействия. Необходимое оборудование и материалы: проектор, экран, , вырезанные фигурки сердечек, изображение солнца с лучиками, фломастеры, тексты, ватман.Дидактическое обеспечение: Книга, Ганс Христиан Андерсен «Гадкий утёнок».Ход и содержание мероприятия1. Знакомство с проблемой. Формы и виды буллинга.Организационный момент (настрой на работу).Педагог: - Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какой за окном замечательный день! На улице светит солнце! Давайте в нашем классе создадим солнечное настроение. И чтобы у нас все получилось, повернемся к своему соседу по парте и улыбнемся ему! Ребята, а теперь поприветствуем друг друга сначала, как японцы, потом, как одноклассники, которые не виделись 10 лет, потом, как партнеры по бизнесу (деловые люди). Замечательно! Теперь у нас тоже тепло и солнечно, как на улице. Введение в тему. Педагог: - Ребята, сейчас я прочитаю вам отрывок из сказки, а вы назовёте ее. Педагог: - Итак, что же это за сказка? Конечно, это сказка о гадком утенке. А давайте вспомним, что было дальше. Ответы учеников.Педагог: - Вы очень хорошо помните эту сказку. Правильно, утенка стали обижать. Педагог: - Ребята, скажите, какие чувства вы испытываете к утенку? Хочется ли вам защитить его от нападок других птиц? А как вы думаете, почему обижали утенка? Ответы детей.Педагог: - Верно, он был не похож на других птиц этого птичьего двора, а главное – он им не нравился. К сожалению, такое явление бывает и среди людей. Особенно часто оно встречается в детских коллективах. Дети тоже могут обижать других детей, которые им не нравятся. Только эти дети не всегда понимают всю серьезность своих поступков. Они думают, что просто играют, смеются и шутят. Но это совсем не забава. А именно: когда человека намеренно доводят до слез, дразнят, когда отбирают, прячут и портят его вещи, когда толкают, щипают и бьют, когда обзывают или игнорируют, — это называется «буллинг». Об этом вам расскажет школьный психолог.Педагог-психолог: Буллинг (английское слово bullying, от bully — хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник). Этот вид насилия получил распространение в школе. Буллинг имеет свои виды. Остановимся на школьном буллинге. Школьный буллинг следует разделить на две основные формы:1. физический школьный буллинг. Давайте с вами приведем примеры: (умышленные толчки, удары, пинки, побои и др.;2. психологический школьный буллинг – насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путѐм словесных оскорблений или угроз, преследование, запугивание, которыми причиняется эмоциональная неуверенность. К этой форме можно отнести:· вербальный буллинг, где орудием служит голос (обидное имя, с которым постоянно обращаются к человеку, обзывания, дразнение, распространение обидных слухов и т.д.);· обидные жесты или действия;· запугивание (использование агрессивного языка тела и интонаций голоса для того, чтобы заставить жертву совершать или не совершать что-либо);· изоляция (жертва игнорируется частью учеников или всем классом);· вымогательство (денег, еды, иных вещей, принуждение что-либо украсть);· повреждение и иные действия с имуществом (воровство, прятанье личных вещей жертвы);· школьный кибербуллинг – унижение с помощью мобильных телефонов, Интернета, иных электронных устройств (пересылка неоднозначных изображений, фотографий и др.).2. Причины возникновения буллинга.Педагог:Читая эту сказку, как правило, мы думаем о главном герое, об утенке. Всем жаль его. Мы с неподдельным интересом и напряжением следим за его судьбой, сочувствуем и переживаем. Но сейчас я хочу, чтобы мы подумали о курах и утках с птичьего двора. С утенком-то всё в будущем будет хорошо. Он улетит с лебедями. А они? Они так и останутся злобными, неспособными ни сочувствовать, ни, увы, летать. Когда в классе возникает ситуация, как та, что случилась на птичьем дворе, каждому приходится определять свое место: кто он в этой истории? Педагог-психолог: Так кто же становится жертвой буллинга? В большей степени, жертвами становятся те, кто отличается от средней массы. Неважно чем: цветом кожи, разрезом глаз, мышлением, способом общения, габаритами или же именами. Обижают тех, кто выглядит слабым и неспособным постоять за себя. Это не означает, что жертва – это слабак, трус, никчемный человек, который за себя не умеет постоять и защититься.3. Возможные последствия буллинга.Педагог-психолог: Некоторые полагают, что буллинг- это естественный этап в процессе становления личности, и что, таким образом, человек старается показать свое «я» и отстоять свои интересы. Однако, буллинг может привести к тому, что он будет себя чувствовать несчастным и запуганным, одиноким. Дети, которые подверглись травле, получают психологическую травму различной степени тяжести, что приводит к тяжѐлым последствиям. И не имеет значения, имел место физический буллинг или психологический. При физическом насилии ещё имеются повреждения частей тела и внутренних органов различной степени тяжести, переломы костей. При эмоциональном (психическом) насилии нередко бывают кожные сыпи, аллергическая реакция. Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших себя по возрасту, на животных. Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается контакт, общение со сверстниками. Итак, давайте попробуем с вами усвоить то, что поможет нам противостоять обидчику.Психологический тренинг. Перед вами чистые листочки и ваша задачи сейчас перечислить 3 слова, которые являются ответом на вопрос «Кто я?». (Например: ученик, парень, девушка, спортсмен и т.д.) Далее собираются листики с ответами обучающихся и выборочно зачитываются вслух. В идеале на первое место обучающиеся должны поставить «ЛИЧНОСТЬ». Акцент делается на том, что все люди разные и каждый из нас – уникален, каждый ЛИЧНОСТЬ. Поэтому никому не позволено унижать достоинство другого человека.4. Что должен знать ученик, чтобы суметь противостоять буллингу.Педагог:Я предлагаю вам записать несколько правил, которым все будут следовать. Обучающиеся пишут на своих листках, а затем вырабатываются общие правила.«Правила Дружбы»: -помогать друг другу;-быть справедливым;-уважать мнение товарища;-не оставлять в беде человека;-не спорить по пустякам с одноклассниками;-не ссориться;-не выдавать чужие секреты;-уступать;-радоваться успехам друга;-не смеяться над недостатками других; -уметь прощать. - А теперь пусть каждый поставит под правилами свою подпись, как согласие их соблюдать. Мы повесим эти правила в классе и будем о них помнить. Ведь нельзя делить мир только на черное или белое, хорошее или плохое, в мире много оттенков, поэтому каждый человек имеет положительные и отрицательные черты характера. Но если мы проявляем друг к другу терпимость, чуткость, доброжелательность, нам легко найти общий язык даже с теми, кто не похож на нас. -Давайте, сегодня вместе вырастим свое дерево толерантности, которое будет напоминать, какие качества помогают людям общаться.У вас есть стикеры – листочки дерева, на которых вы можете написать те качества, которые вам помогают общаться с людьми, на доске ствол дерева толерантности (дети пишут и приклеивают листочки, а затем зачитывают записи на них).Педагог-психолог: Красивое получилось дерево. Но часто, когда над подростком совершается насилие, он боится об этом сказать даже родителям. Что же делать в таком случае? Вы должны воспользоваться помощью человека, которому доверяете. Попробуем вместе определить: кто это может быть? (на доске - ватман, на котором нарисовано солнце.) Обучающиеся записывают на лучиках свои ответы: полиция, родители, родственники, педагог, специальные центры, уполномоченный по правам ребенка, психолог.Из предложенных ответов получилось «Солнце доверия».Запомните: Если случилось насилие, тоВы не одиноки. Вы не виноваты в том, что происходит насилие. Вам помогут и вас поддержат. 5.Рефлексия.- Что вам понравилось на классном часе?- Что вы можете взять для себя из нашего общения на занятии?- Одним словом оцените свое состояние во время занятия? Педагог: Сложностей нельзя избежать. Научитесь решать эти сложности. Заканчивая классный час, я хочу, чтобы вы на сердечках написали советы (пожелания) себе или другу, или всем людям, как нужно противостоять жестокости и насилию.6.Итог.Упражнение “Спасибо за прекрасный день”Педагог-психолог: Это дружеский ритуал завершения классного часа. С его помощью в детях развивается важное качество, столь редкое в наш век высоких скоростей, — умение благодарить и выражать дружеские чувства. Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Мы будем по очереди поворачиваться друг к другу, пожимать руку и произносить: «Спасибо за приятный день!»А сейчас я вам предлагаю послушать притчу «Все оставляет свой след» одного старого человека, и подумать какой смысл имеют сказанные им слова ( видеозапись).ЛИТЕРАТУРА1.Гребенкин Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006.2.Хухлаев О. Не такой, как все. Школьный психолог, 2008, №3.3.5.4.5.