Публикации ФОРМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ФОРМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Автор: Шехина Мария николаевна

ФОРМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙС ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯШехина Мария НиколаевнаСоциальный педагогМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка - "Детский сад № 44 "Весёлые нотки"г. СеверодвинскАннотация. Статья описывает формы сопровождения и поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно детей с 1,5 до 7 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Автор представил задачи по работе с семьёй особого ребёнка, а также познакомил с формами и методами работы с такими семьями, которые реализуют не только воспитатели ДОУ, но и узкие специалисты, такие как педагог-психолог, социальный педагог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, инструктор ЛФК, музыкальный руководитель, педагог по ИЗО, инструктор по плаванию.Широкий спектр вариантов общения с родителями позволяет решить педагогам и специалистам основную общую задачу: выявить и реализовать возможности родителей в воспитании ребёнка с особыми потребностями, оптимизировать социальные контакты семьи и ребёнка, наладить доверительные партнерские отношения «педагог-родитель».Изучаемые вопросы заинтересуют педагогов дошкольного образования, специалистов, методистов, преподавателей дополнительного образования.Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья; взаимодействие; нарушение опорно-двигательного аппарата; формы работы; методы работы; дети с особыми образовательными потребностями; психолого-педагогическое сопровождение.Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи. В Законе « Об образовании» сказано, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, и дошкольные учреждения создаются им в помощь. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и детского сада, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверия, поиска новых, эффективных форм взаимодействия [1, с. 3].В нашем дошкольном учреждении обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья с 1,5 до 7 лет, а именно дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В своей деятельности, взаимодействуя с семьёй, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья мы руководствуемся следующими задачами:
  • защита интересов ребёнка, сохранение семейных связей, максимальное использование сохранённых ресурсов положительного развития (как ребёнка, так        и        семьи)        на        основе        партнёрства;
  • содействие в реализации прав ребёнка и семьи на образование, охрану здоровья;
  • информирование родителей и ребёнка о системе ПМПК, задачах и возможностях психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
  • содействие родителям в поиске наиболее эффективных видов помощи и условий её оказания;
  • повышение мотивации семьи на решение проблем ребёнка, оказание ему помощи, поддержки.
  • В работе с родителями считаем особо важным, помочь родителям преодолеть неконструктивные установки, стереотипы и страхи. Стремимся обеспечить «запуск» рефлексивного мышления, что позволяет понять причины трудностей в развитии и поведении ребёнка, спрогнозировать возможные варианты его индивидуального развития и, наконец, внутренне принять рекомендации специалистов как инструмент собственной деятельности по воспитанию и развитию своего ребёнка [2, с. 129]. В нашей консультативной практике принимают участие не только воспитатели ДОУ, но и узкие специалисты, такие как педагог-психолог, социальный педагог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, инструктор ЛФК, музыкальный руководитель, педагог по ИЗО, инструктор по плаванию.Формы и методы работы с родителями:
  • Анкетирование родителей с целью получения информации о ребёнке, семье.
  • Консультирование - дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребёнка.
  • Дни открытых дверей - родители посещают детский сад, вместе с ребёнком, наблюдают за работой специалистов.
  • Семинары - практикумы - где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике («Игры на развитие эмоций», «Читаем дома» и др.)
  • Деловые игры («Эколята», «Здоровейка» и др.)
  • Круглые столы, где родители делятся собственным опытом воспитания и обучения ребёнка с ограниченными возможностями («Северные куклы», «Семейные праздники» и др.)
  • Присутствие родителей на индивидуальных коррекционных занятиях, с целью обучения их приёмам и способам работы с особым ребёнком.
  • Проведение   совместных   праздников,   где   родитель   может   видеть достижения своего ребёнка, участвовать совместно с ребёнком (ежегодное проведение фестиваля «Лучше всех», спортивных праздников «Мы команда лучше всех» и др.).
  • Консультативная служба «Радужка» (ежемесячные практические занятия для родителей - «Игры с мячом», «В стране ПДД» и др.)
  • Использование информационных стендов для родителей: стенды, папки-передвижки, тематические выставки (литературы, фото, детских работ), доска объявлений.
  • Организация обратной связи для родителей: «почтовый ящик» куда родители помещают свои отзывы, предложения, предлагают темы родительских собраний, семинаров.
  • Использование современных устройств для общения с родителями: виртуальное общение с родителями через Интернет, использование сотовой связи.
  • Организация выставок книг и игрушек, способствующих развитию ребёнка в домашней обстановке.
  • Размещение информации на сайте учреждения;
  • Консультации и рекомендации на стендах, в групповых уголках;
  • Разработка памяток с рекомендациями.
  • В работе с родителями важным аспектом считаем и информирование родителей о других учреждениях, оказывающих помощь детям с особыми потребностями и их родителями, активно сотрудничаем с ГБУ АО Северодвинским реабилитационным центром для детей с ограниченными возможностями «Ручеёк», Центром диагностики и консультирования, Северодвинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школой - интернатом и др.Для того чтобы родители поверили в своих детей, развивали их творческие способности, таланты - привлекаем их к активному участию в различных конкурсах - «Мы - сами» (для детей с ОВЗ), конкурсы рисунков, музыкально - танцевальные конкурсы «Кораблик детства», «Сцена для всех», где дети занимают даже призовые места и получают грамоты и призы за участие. По рекомендациям специалистов родители организуют посещение детьми различных развивающих центров и кружков города.Даже после выпуска детей мы отслеживаем их успехи, приглашаем на праздники в детский сад (1 июня - День защиты детей, выпускные вечера).Широкий спектр вариантов общения с родителями позволяет решить педагогам и специалистам основную общую задачу: выявить и реализовать возможности родителей в воспитании ребёнка с особыми потребностями, оптимизировать социальные контакты семьи и ребёнка, наладить доверительные партнерские отношения «педагог-родитель» [3, с. 220].Список литературы:
  • Воронцова Т. Н. Сопровождение семьи ребенка с ОВЗ как проблема специального (дефектологического) образования / Т. Н. Воронцова // Студенческий: электрон. научн. журн. — 2018. — № 23(43). — URL: .
  • Пазухина С. В. Психолого-педагогическое сопровождение родителей детей с ограниченными возможностями здоровья / С. В. Пазухина, З. Н. Калинина, Е. В. Декина // Гуманитарные науки (Ялта). — 2018. — № 2 (42). — С. 128–136. 3. Старшова, Д. И. Психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья / Д. И. Старшова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 43 (281). — С. 219-221. — URL: