Публикации
Методическая разработка. Сувенир - оберег своими руками
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка. Сувенир - оберег своими руками
Автор: Бухонова Инна Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка. Сувенир - оберег своими руками
Автор: Бухонова Инна Викторовна
Методическая разработка
Внеклассное мероприятие по технологии
СУВЕНИР-ОБЕРЕГ СВОИМИ РУКАМИ
Цели и задачи:
1. Познакомить с понятием оберег, символическим значением и функциями оберегов.
2. Сформировать специальные умения и навыки в изготовлении сувенира-оберега.
3. Развивать интерес к своей истории, чувство общности со своими истоками путем знакомства с народными традициями.
4. Способствовать развитию у учащихся потребности в творческой деятельности, в самовыражении.
5. Развивать навыки поисковой работы по теме, моторные навыки.
6. Воспитывать эстетический вкус, целеустремленность, культуру труда.
Оборудование: выставка оберегов – домовушек, карта путешествия, инструкционные карты, инструменты, материалы, заготовки для изготовления сувениров-оберегов, музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Учитель. Оберег – не просто красивая вещичка, он имеет вполне конкретный смысл, идущий к нам из глубокого прошлого как послание от наших далеких предков. В наши дни мир стал намного циничней и беспощадней, но в душах людей по-прежнему живет вера в добрые чудеса, и кроме ночных клубов, компьютеров и телевизоров им нужно что-то еще…
Особая прелесть славянских оберегов в том, что они открывают безграничный простор для творчества и являются одновременно украшением и красивой сказкой, придумать и рассказать которую вы сможете вместе с друзьями и близкими. Помимо традиционных вы можете попробовать сделать свой собственный, семейный оберег, зашифровав с помощью существующих символов свои самые заветные желания. Что может быть интереснее, чем придумывать и создавать свой оберег для себя и своих близких?
Александр Блок писал: Очарованный быт не обыден, он светится магическим светом… Ваше творчество, без сомнения, принесет радостное удовлетворение, ощущение защищенности вам и вашим близким, позволит украсить дом трогательным сувениром, исполненным таинственного и скрытого смысла.
Учитель. А вы знаете, что такое оберег, как появился он на Руси, какой смысл заложен в каждом его элементе? Ответы учеников. Учитель. Сегодня мы отправляемся в путешествие в глубокое прошлое нашего народа. В этом путешествии мы узнаем: когда появились обереги в быту наших предков; как и зачем их использовали; символический смысл растений и предметов быта. Главная цель нашего путешествия - изготовление сувенира-оберега для своего дома и семьи. Итак, в путь!
Станция 1. Познавательная.
Сообщение учащихся на тему: Мудрость веков . Историческая справка о появлении оберегов на Руси, связанном с народными поверьями и приметами.
Учитель. Назовите причины появления оберегов в быту наших предков? Ответы учащихся.
В течение многих эпох ни один человек, ни одна изба, ни один двор в Древней Руси не мыслились без народных оберегов. Русское население свято верило, что именно благодаря их магическим способностям они надёжно предохраняли от всевозможных недугов, дурного глаза, стихийных бедствий и каких-либо других бед, а ношение и использование специальных талисманов приносит удачу.
Станция 2. Наблюдательная.
Выставка: Обереги от всех зол. Сообщение учащихся о видах традиционных оберегов, демонстрация их.
Веник, веничек прочно связан с образом домашнего уюта. Обычный веник является сильным амулетом для дома. Оберегом может быть как бытовой веник, так и декоративный. Для изготовления веничка на счастье можно взять готовую заготовку или сплести самостоятельно из соломы, сухой травы, ковыля. Обережный веник вешается в кухне на видном месте. Для изготовления можно использовать различные элементы олицетворяющие достаток, здоровье, тепло домашнего очага. При украшении веника необходимо выбрать 12 элементов. Украсить веник можно такими символами: подсолнух — символ радости и счастья, создает атмосферу тепла; мак — на исполнение желания; лавровый лист, перец, чеснок — защита от негативной энергии; фигурки или куклы символизирующие мужа с женой — лад и верность в семье; горшочек, мешочек, монетки, рог изобилия — богатство, достаток, удача; орехи, кукуруза, зерно — достаток, плодородие, здоровье.
Оберег из кухонной лопатки. Талисман для дома из кухонной лопатки готовится по аналогии со счастливым веничком. На обычную деревянную лопатку, которую при наличии навыков можно изготовить самостоятельно, наклеиваются различные предметы декора олицетворяющие достаток, здоровье, удачу да тепло семейных отношений.
Станция 3. Разъяснительная. Сообщение учащихся на тему: Символика оберегов. Рассказ о символическом значении растений и предметов быта для наших предков.
Учитель. Какие виды оберегов существовали на Руси? Какой смысл им придавали наши предки? Ответы учащихся.
Учитель. Народная мудрость выражена в поговорках и пословицах. Давайте послушаем их (сообщение учащихся).
Где работно, там и густо, а в ленивом дому пусто.
Дом вести – не лапти плести. • Семейное согласие всего дороже. • Семья сильна, когда над ней крыша одна
Станция 4. Физкультминутная. Выполнение несложных упражнений.
Станция 5. Занимательная.
Изготовление сувенира- оберега.
Учитель. Обратите внимание на разложенные перед вами инструменты и материалы, которые необходимы для работы. Сформулируйте правила техники безопасности, которые вы должны выполнять при самостоятельной работе сегодня. Ответы учащихся.
Учитель демонстрирует готовое изделие - оберег, объясняет последовательность изготовления и основные приемы работы.
Последовательность изготовления сувенира-оберега:
1. Продумать декоративное оформление оберега, отобрать необходимые материалы (крупы, бобовые, макаронные изделия и др.);
2. Разместить и приклеить заготовки из соленого теста, имитирующие выпечку, хлеб, подкову (эти элементы были выполнены учащимися заранее). Раскрасить их гуашевыми красками.
3. Приклеить элементы. Работу можно выполнять 2 способами:
а) нанести полоску клея и густо насыпать сверху крупу, после высыхания стряхнуть лишнее,
б) нанести полоску клея и аккуратно выложить сверху орнамент, рисунок из более крупных элементов, помогая себе зубочисткой.
4. Заполнить всю поверхность деревянной лопаточки.
5. Покрыть просушенный оберег тонким слоем мебельного лака. 6. Изделие необходимо высушить.
7. Оформить сувенир - оберег в подарочный пакетик.
Фантазируйте, придумывайте свою сказку, загадывайте желания, и они обязательно сбудутся!
Станция 6. Закрепительная. Конец - делу венец.
Учитель. Наше путешествие подходит к концу. Понравилось вам наше путешествие? Что узнали нового? Для чего нужны обереги современным людям?
Задание: составить кроссворд по основным понятиям темы. Работа в малых группах по заготовленной форме кроссворда.
Завершение занятия. Демонстрация оберегов. Опрос учащихся по разработанному кроссворду. Уборка рабочих мест.
Литературные источники:
М.Мартынова, Особенности повседневного уклада жизни русских./ Издательство дом Этносфера, 2011.
Л. Михеева, Русские традиции и праздники. Хрестоматия Отечество для младшего школьного возраста./ М.: Дрофа – плюс 2006.
А. Шептуля, Домашние обереги своими руками (веники, лапти, косы, домовята, приносящие богатство, изобилие, долголетие, согласие в доме) - ЭКСМО издательство 2006. 4. С.В. Прошельцева, Обереги для вашего хозяйства / С.В.Прошельцева // Обереги. - 2009. 5. Русские суеверия, привороты, заговоры: Энциклопедия школьника/ Сост. М. Забылин. – М.: Белый город; Бизнессофт, 2007. 6. Интернет – ресурсы:
Внеклассное мероприятие по технологии
СУВЕНИР-ОБЕРЕГ СВОИМИ РУКАМИ
Цели и задачи:
1. Познакомить с понятием оберег, символическим значением и функциями оберегов.
2. Сформировать специальные умения и навыки в изготовлении сувенира-оберега.
3. Развивать интерес к своей истории, чувство общности со своими истоками путем знакомства с народными традициями.
4. Способствовать развитию у учащихся потребности в творческой деятельности, в самовыражении.
5. Развивать навыки поисковой работы по теме, моторные навыки.
6. Воспитывать эстетический вкус, целеустремленность, культуру труда.
Оборудование: выставка оберегов – домовушек, карта путешествия, инструкционные карты, инструменты, материалы, заготовки для изготовления сувениров-оберегов, музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Учитель. Оберег – не просто красивая вещичка, он имеет вполне конкретный смысл, идущий к нам из глубокого прошлого как послание от наших далеких предков. В наши дни мир стал намного циничней и беспощадней, но в душах людей по-прежнему живет вера в добрые чудеса, и кроме ночных клубов, компьютеров и телевизоров им нужно что-то еще…
Особая прелесть славянских оберегов в том, что они открывают безграничный простор для творчества и являются одновременно украшением и красивой сказкой, придумать и рассказать которую вы сможете вместе с друзьями и близкими. Помимо традиционных вы можете попробовать сделать свой собственный, семейный оберег, зашифровав с помощью существующих символов свои самые заветные желания. Что может быть интереснее, чем придумывать и создавать свой оберег для себя и своих близких?
Александр Блок писал: Очарованный быт не обыден, он светится магическим светом… Ваше творчество, без сомнения, принесет радостное удовлетворение, ощущение защищенности вам и вашим близким, позволит украсить дом трогательным сувениром, исполненным таинственного и скрытого смысла.
Учитель. А вы знаете, что такое оберег, как появился он на Руси, какой смысл заложен в каждом его элементе? Ответы учеников. Учитель. Сегодня мы отправляемся в путешествие в глубокое прошлое нашего народа. В этом путешествии мы узнаем: когда появились обереги в быту наших предков; как и зачем их использовали; символический смысл растений и предметов быта. Главная цель нашего путешествия - изготовление сувенира-оберега для своего дома и семьи. Итак, в путь!
Станция 1. Познавательная.
Сообщение учащихся на тему: Мудрость веков . Историческая справка о появлении оберегов на Руси, связанном с народными поверьями и приметами.
Учитель. Назовите причины появления оберегов в быту наших предков? Ответы учащихся.
В течение многих эпох ни один человек, ни одна изба, ни один двор в Древней Руси не мыслились без народных оберегов. Русское население свято верило, что именно благодаря их магическим способностям они надёжно предохраняли от всевозможных недугов, дурного глаза, стихийных бедствий и каких-либо других бед, а ношение и использование специальных талисманов приносит удачу.
Станция 2. Наблюдательная.
Выставка: Обереги от всех зол. Сообщение учащихся о видах традиционных оберегов, демонстрация их.
Веник, веничек прочно связан с образом домашнего уюта. Обычный веник является сильным амулетом для дома. Оберегом может быть как бытовой веник, так и декоративный. Для изготовления веничка на счастье можно взять готовую заготовку или сплести самостоятельно из соломы, сухой травы, ковыля. Обережный веник вешается в кухне на видном месте. Для изготовления можно использовать различные элементы олицетворяющие достаток, здоровье, тепло домашнего очага. При украшении веника необходимо выбрать 12 элементов. Украсить веник можно такими символами: подсолнух — символ радости и счастья, создает атмосферу тепла; мак — на исполнение желания; лавровый лист, перец, чеснок — защита от негативной энергии; фигурки или куклы символизирующие мужа с женой — лад и верность в семье; горшочек, мешочек, монетки, рог изобилия — богатство, достаток, удача; орехи, кукуруза, зерно — достаток, плодородие, здоровье.
Оберег из кухонной лопатки. Талисман для дома из кухонной лопатки готовится по аналогии со счастливым веничком. На обычную деревянную лопатку, которую при наличии навыков можно изготовить самостоятельно, наклеиваются различные предметы декора олицетворяющие достаток, здоровье, удачу да тепло семейных отношений.
Станция 3. Разъяснительная. Сообщение учащихся на тему: Символика оберегов. Рассказ о символическом значении растений и предметов быта для наших предков.
Учитель. Какие виды оберегов существовали на Руси? Какой смысл им придавали наши предки? Ответы учащихся.
Учитель. Народная мудрость выражена в поговорках и пословицах. Давайте послушаем их (сообщение учащихся).
Где работно, там и густо, а в ленивом дому пусто.
Дом вести – не лапти плести. • Семейное согласие всего дороже. • Семья сильна, когда над ней крыша одна
Станция 4. Физкультминутная. Выполнение несложных упражнений.
Станция 5. Занимательная.
Изготовление сувенира- оберега.
Учитель. Обратите внимание на разложенные перед вами инструменты и материалы, которые необходимы для работы. Сформулируйте правила техники безопасности, которые вы должны выполнять при самостоятельной работе сегодня. Ответы учащихся.
Учитель демонстрирует готовое изделие - оберег, объясняет последовательность изготовления и основные приемы работы.
Последовательность изготовления сувенира-оберега:
1. Продумать декоративное оформление оберега, отобрать необходимые материалы (крупы, бобовые, макаронные изделия и др.);
2. Разместить и приклеить заготовки из соленого теста, имитирующие выпечку, хлеб, подкову (эти элементы были выполнены учащимися заранее). Раскрасить их гуашевыми красками.
3. Приклеить элементы. Работу можно выполнять 2 способами:
а) нанести полоску клея и густо насыпать сверху крупу, после высыхания стряхнуть лишнее,
б) нанести полоску клея и аккуратно выложить сверху орнамент, рисунок из более крупных элементов, помогая себе зубочисткой.
4. Заполнить всю поверхность деревянной лопаточки.
5. Покрыть просушенный оберег тонким слоем мебельного лака. 6. Изделие необходимо высушить.
7. Оформить сувенир - оберег в подарочный пакетик.
Фантазируйте, придумывайте свою сказку, загадывайте желания, и они обязательно сбудутся!
Станция 6. Закрепительная. Конец - делу венец.
Учитель. Наше путешествие подходит к концу. Понравилось вам наше путешествие? Что узнали нового? Для чего нужны обереги современным людям?
Задание: составить кроссворд по основным понятиям темы. Работа в малых группах по заготовленной форме кроссворда.
Завершение занятия. Демонстрация оберегов. Опрос учащихся по разработанному кроссворду. Уборка рабочих мест.
Литературные источники:
М.Мартынова, Особенности повседневного уклада жизни русских./ Издательство дом Этносфера, 2011.
Л. Михеева, Русские традиции и праздники. Хрестоматия Отечество для младшего школьного возраста./ М.: Дрофа – плюс 2006.
А. Шептуля, Домашние обереги своими руками (веники, лапти, косы, домовята, приносящие богатство, изобилие, долголетие, согласие в доме) - ЭКСМО издательство 2006. 4. С.В. Прошельцева, Обереги для вашего хозяйства / С.В.Прошельцева // Обереги. - 2009. 5. Русские суеверия, привороты, заговоры: Энциклопедия школьника/ Сост. М. Забылин. – М.: Белый город; Бизнессофт, 2007. 6. Интернет – ресурсы: