Публикации Как сохранить внимание ученика на уроке.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Как сохранить внимание ученика на уроке.
Автор: Лопатина Анна Викторовна

Как сохранить внимание ученика на уроке.
Лопатина А. В., учитель начальных классов МБОУ СОШ с УИОП №8
Развитие внимания у детей совершается в процессе обучения и воспитания, писал С. Л. Рубинштейн. Внимание ребенка, особенно ученика начальной школы, несовершенно, его нервная система находится в процессе становления.
Долго не может усидеть на месте, слушает, но не запоминает, может позаниматься, но не больше десяти-пятнадцати минут — такие слова приходится иногда слышать от учителей и родителей. Для удержания внимания таких учеников требуются дополнительные усилия.
Ребенок сосредоточен на предмете или действии только до тех пор, пока не угасает его интерес к этому предмету или действию. Появление нового предмета вызывает переключение внимания, поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же. Важно организовать урок с чередованием видов деятельности и сменой сложности заданий. Устанавливайте время на выполнение каждого вида работ.
Одним из важных приемов является голосовая и эмоциональная модуляция, прерывание речи. Изменение интонации, тембра, высоты, громкости голоса. Прерывание речи на словах, достаточно очевидных, с возможностью заполнить паузу правильным словом. Если хотите удержать внимание, говорите медленнее и тише. Понижайте голос. В буквальном смысле слова заставьте учеников прислушиваться к себе.
Создание на уроке игровой атмосферы развивает познавательный интерес, снимает усталость, позволяет удерживать внимание. Важно вовлечение детей в работу, ожидание чего-то необычного, возможность поиграть на уроке (даже если это будет игра-обучение). Так можно придумывать сказку, используя цветные карандаши. Каждое следующее предложение говорит новый ученик и он обязательно должен включить в него цвет. Цвета достаются в произвольном порядке или выбираются из предложенных. Например: однажды, ясным солнечным, можно даже сказать ярко-жёлтым днем, маленький котёнок пошёл погулять (начинает учитель, используя ярко-жёлтый карандаш). Дальше продолжает ученик, вначале по желанию и цвет карандаша может выбрать сам, постепенно, усложняя работу можно называть ученика и карандаши доставать не глядя. Возможно, порядок во время такой работы не будет идеальным, но равнодушных и невнимательных. Не обязательно устраивать на каждом уроке театр. Минутное включение того или иного слушателя в историю, вовлекает в нее и весь класс.
Небольшие разминки и физкультминутки важно проводить в ходе урока, как только ученики начинают отвлекаться.
Пользуясь средствами активации внимания, можно добиться высокой эффективности в педагогической работе.
Список литературы
1.Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов./Под ред. А.А. Радугина.-М.: Центр, 1997. - 256 с.
2. Ю.Б. Дормашев Психология внимания/ Дормашев Ю.Б., Романов В.Я.- М.: Тривола, 1995.- 352с.
3.Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педагогическое общество России, 2003.
4. Комарова Т.К. Психология внимания. - Гродно: ГрГУ, 2002.
5.Шаповаленко И.В. Возрастная психология(Психология развития и возрастная психология). - М.: Гардарики, 2005.