Публикации Проектно-исследовательский метод обучения в процессе технологического образования младших школьников.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проектно-исследовательский метод обучения в процессе технологического образования младших школьников.
Автор: Потамошнева Елена Григорьевна

Проектно-исследовательский метод обучения в процессе технологического образования младших школьников.
Е.Г. Потамошнева, учитель начальных классов МБОУ СОШ с УИОП №8 г. Воронеж
Проектная деятельность в школе реализуется через все направления внеурочной и урочной деятельности. Проектная деятельность призвана способствовать развитию универсальных учебных действий.
Проектно-исследовательская работа в школе — это инновационный метод технологического образования, соединяющий учебно-познавательный компонент, игровой, научный и творческий. Основное отличие такой деятельности для начальной школы - это то, что ученики, прежде всего, получают первые навыки исследования, узнают, что такое проект, благодаря чему и происходит развитие УУД.
Для ученика проект - это возможность раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая дает возможность попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать достигнутый результат. Существует большое количество видов и разновидностей проектов.
Исследовательские проекты. Школьники проводят эксперименты, изучают какую-либо сферу, а потом оформляют полученные результаты в виде стенгазет, буклетов или компьютерных презентаций. Игровые проекты. Они представлены в виде игр и представлений, где, играя роли каких-либо героев, ученики предлагают своё решение изучаемых задач.Информационные проекты. Учащиеся собирают и анализируют информацию по какой-либо теме, представляя её в форме журнала, газеты.Творческие проекты. Здесь огромный простор для фантазии: проект может быть исполнен в виде внеклассного занятия, акции по охране окружающей среды, видеофильма и многого другого. Фантазии нет предела.Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель.
Проекты в младшей школе отличаются несложностью, простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и пути ее решения. Он также должен уметь составлять план работы по проекту (на первых порах, конечно, при помощи учителя).
Исходя из особенностей младшего школьного возраста, в начальной школе успешно могут быть реализованы:I. Творческие проекты (1-4 классы)
II. Исследовательские проекты (4 класс) – по структуре напоминающие подлинно научное исследование.
Результаты (продукты) проектной деятельности младших школьников: альбом, газета; гербарий; журнал; книжка-раскладушка; коллаж; коллекция; костюм; макет; модель; музыкальная подборка; наглядные пособия; плакат; план; реферат серия иллюстраций; сказка; справочник; стенгазета; сувенир-поделка; сценарий праздника; учебное пособие; фотоальбом, экскурсия.
Работая над проектно-исследовательской деятельностью, я определила для себя цели и задачи: развивать универсальные учебные действия младшего школьника, формировать такие ценности, как познание истины, целеустремленность, творчество. Это - воспитание у учеников качеств, которые полезны для познавательной, учебной деятельности: наблюдательности, общительности, речевой и общей активности, хорошо натренированной памяти и быстроты осмысления.
Вовлекать в проектную деятельность учеников нужно уже в первом классе, например, в игровые проекты. Это могут быть ролевые игры с выдуманными или литературными героями, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками в различных бытовых ситуациях. Это могут быть спектакли, устные журналы, концерты, выставки рисунков, поделок. После завершения работы над проектом детям предоставляется возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.
В первом классе удобнее выбирать коллективную форму работы, где участниками проекта становится весь класс. Например, с первоклассниками я работала над проектом Книжки - малышки, где мы наблюдали за зимующими птицами, собирали необходимый материал, иллюстрировали книжку; а во втором классе ученики работали над проектом Помоги птицам зимой. На уроках технологии учились делать кормушки.
Особенно интересны для детей проекты, которые объединяют в себе несколько учебных предметов. Например, изучая правила дорожного движения на уроках окружающего мира, мы говорим о проблеме дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут, становятся инвалидами, получают тяжелейшие травмы дети. Согласно официальной статистике, в России ежегодно под колёсами автомобиля погибает около 1350 детей (4 ребёнка за день), а почти 24000 – получают увечья и травмы (более 70 детей за один день). На дорогах нашего города ежегодно под колёса машин попадает более 150 детей. За каждой из дорожных трагедий – судьба ребёнка и горе родителей.
Исходя из актуальности этой проблемы, учениками была выбрана тема исследования, посвящённая правилам дорожного движения Дорога будет безопасна, коль знаешь правила прекрасно. Это была групповая работа, и объединила в себе такие предметы, как окружающий мир, информатику, ИЗО, технологию.
Авторы работы, выделив для себя самую актуальную проблему нашего времени – дорожно-транспортные происшествия с участием детей, сформулировали цель исследования: определить причины, по которым дети попадают в ДТП. Исходя из поставленной цели, грамотно определили и распределили между собой задачи. Работа проходила в несколько этапов:
I этап
1. Ознакомление с историей транспорта и правилами дорожного движения.
2. Задумались зачем нужны дорожные знаки.
3. История появления и развития дорожных знаков.
4. Общие правила перехода дорог, или как пользоваться дорожными знаками.
5. Где можно играть?
II этап
Исследовательская работа
1. О дорожных ловушках, или почему дети попадают в ДТП.
2. Оценка знаний ПДД и способность ориентироваться на дорогах города.
3. Викторина Угадай знак.
4. Анкетирование и конкурс рисунков Дорожный знак возле школы.
5. Тесты по ПДД в 3-м и 4-м классах.
6. Выбор безопасного маршрута от дома до школы и обратно.
На данном этапе детьми был проведен анализ маршрутов своих одноклассников от дома до школы, приведены схемы маршрутов и грамотно обоснованы выбор безопасного маршрута.
III этап
На заключительном этапе дети посетили Автодром, встретились с инспектором ГИБДД, провели наблюдения за пешеходами на перекрестках и пешеходных переходах. Была подготовлена фотовыставка дорожных знаков, которые располагаются вокруг территории школы.
По результатам проделанной работы учащиеся сделали вывод о причинах дорожно-транспортных происшествий.
Данная работа носила исследовательский характер, оформлена в соответствии с установленными требованиями, имела практическое значение, так как была применена на уроках технологии, окружающего мир, во внеклассной работе, а также для пропаганды среди детей младшего школьного возраста.
На следующем этапе, в четвертом классе, я решила обратиться к индивидуальным проектам, которые предполагают максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Здесь очень важно организовать самостоятельную исследовательскую работу учащихся, не навязывая свою точку зрения, не подавляя инициативы учеников. Работа строится в несколько этапов:
1. Мотивационный (обсуждается общий замысел, создается положительный мотивационный настрой).
2. Подготовительный (определяется тема и цели проекта, формируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата, согласовываются способы совместной деятельности ученика с учителем).
3. Информационный (сбор материала, выполнение проекта).
4. Рефлексивно - оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и оценке результатов работы, осуществляют самооценку).
Детьми были подготовлены индивидуальные творческие проекты: Дымковская игрушка, Чудеса из корзины, Русская матрешка, Чудеса бумаги своими руками, История мягкой игрушки, Осторожно, дорога!…
Подводя итог, следует сказать, что каждый проект должен быть доведён до успешного завершения и оставить у ребёнка ощущение гордости за полученный результат.
Литература.
1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
2.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Начальная школа. – 2005. - №6.
3.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
4.Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. Пособие для учителя. М.,- 2008.
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998 .